Родителям будущих первоклассников
Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями, со школой. Говоря о готовности ребенка к школе, мы анализируем его физиологическую, педагогическую и психологическую подготовки. Часто у родителей возникает вопрос, что такое психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность ребенка к школе предполагает личностную и интеллектуальную готовность: умение строить отношения с учителем, общаться со сверстниками, концентрировать внимание, устанавливать основные связи между явлениями. А также это мотивационная готовность к школе, то есть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.
Рекомендации родителям будущих первоклассников:
Накануне, лучше весной, важно обследовать психологическое и физическое состояние ребенка.
Консультации психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков.
Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
Не запугивайте ребенка школой! Это особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ.
Поиграйте в школу, в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.
Хвалите своего ребенка. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку (высказывайте одобрение не только на словах, но и интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями). Оценивайте не личность ребенка, а его действия.
Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось».
Ребенок, которого часто ругают за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что заранее страшится наказания. Он будет бояться открыть на уроке рот и предпочтет либо молчать, либо сказать «не знаю», лишь бы не ставить себя под угрозу.
Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок. Создайте условия для соблюдения режима дня. Давайте больше самостоятельности (для профилактики неуверенности).
Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях.
Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными.
Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым. Помните, ему очень необходима ваша вера в него, помощь и поддержка.
Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк.
Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверены в себе и в своем ребенке, не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
Психологическую диагностику готовности вашего ребенка к школе можно провести в поликлинике УЗ «Быховская ЦРБ» у психолога, который поможет определить уровень готовности ребенка к школе и обратить ваше внимание на сильные и слабые личностные стороны, даст необходимые рекомендации.
Анна ЛОПАТКОВА, психолог УЗ «Быховская ЦРБ»