Сколько еще продлится автомобильный “хапун” в Беларуси?

2011-й запомнится в Беларуси многими событиями. В том числе и Великим Автомобильным Хапуном. Такие всплески были и раньше – мы уже который год живем в условиях “скоро поднимут растаможку”. Но на этот раз страна превратилась в один большой авторынок международного масштаба.

“Танцуют все” – от обители дизельных авто Франции до Урала, суровые жители которого прибывают в Минск за “хорошей бэушкой” аж на самолетах. Танцевать осталось недолго – 1 июля 2011 года пошлины на автомобили должны вырасти, как и прописано в документах Таможенного союза.

Западная Европа в очередной раз довольно потирает руки и говорит нам – белорусам, литовцам, россиянам и казахам – спасибо. За то, что избавляем их цивилизацию от автохлама. Ведь мы не покупаем у них “свежие” подержанные автомобили с небольшими пробегами и хорошей сервисной историей – дорого. Посмотрите на автомобильные караваны, что идут на восток: кузова битые, одометры разменяли вторую, а то и третью сотню тысяч километров. Пробег обязательно отмотают до идеологически правильных “154 579” и выставят на рынке с надписью “не бита, не крашена”.

Зато наши соседи-литовцы – мастера слепить конфетку из любого исходного продукта – перестали “марафетить” машины. Поэтому продают прямо с автовозов, как есть – им нужно сбыть как можно быстрее и отправиться в следующую ходку. А “балторуссы” и так купят – разметают все более-менее нормальные варианты и потом стоят в километровых очередях на погранпереходах.

На белорусских авторынках ситуация похожая. Цены выросли процентов на 20-30%. На площадках все больше железных коней, которые еле держатся на ногах-подвесках и просят замутненными фарами только об одном – “пристрелите меня”. Но нет, и для них найдется новый хозяин, который будет поить соляркой из-под трактора и закрашивать ржавчину кисточкой.

Сколько автомобилей прибывает в Беларусь?

Точной цифры никто не называет, но есть несколько “зацепок”. По данным Белстата, в январе-феврале 2011 года в Беларусь было ввезено автомобилей почти на 300 миллионов долларов. Кстати, это всего 5% всей валюты, израсходованной Беларусью за этот период. Если предположить, что средняя цена одной машины – около 10 тысяч долларов, получается, что к нам приезжало по 15 тысяч автомобилей в месяц. По данным ГАИ, в конце марта только в одном Минске регистрируется 800 автомобилей каждый день. В принципе, более-менее сходится, если учесть, что регистрацию проходят не только ввезенные автомобили, но и те, что раньше были сняты с учета и проданы новым владельцам.

Председатель ГТК Беларуси Александр Шпилевский называет другие цифры. “За 3 месяца в Беларусь ввезено столько же автомобилей, сколько за весь прошлый год”. Цифры просто фантастические – ведь в 2010 году в Беларусь было ввезено около 200 тысяч автомобилей. Значит, в 2011 году к нам прибывает 60-70 тысяч автомобилей ежемесячно.

Второй комментарий председателя ГТК: “Если ранее мы в день собирали таможенных платежей по 4 миллиарда рублей в день, то сейчас около 10-17 миллиардов рублей ежедневно”. Вот это уже интересно – попробуем сделать расчет на основании таможенных поступлений в казну. Предположим, что среднестатистический ввозимый автомобиль имеет возраст от 3 до 10 лет и двигатель объемом 2000 куб. см. Ставка для такого авто – 0,4 евро за “кубик”, или 800 евро за автомобиль. Получается, что ежедневно все белорусские таможни оформляют 3-5 тысяч автомобилей в день. 90-150 тысяч автомобилей в месяц? Невероятно!

На Россию

Жаль, нет данных о том, сколько автомобилей снимается с учета. И сколько пересекает границу Беларуси и России. Ведь Россия вот уже несколько месяцев как является крупным импортером б/у автомобилей из Беларуси. Если кто помнит, праздник для россиян начался в июле 2010 года – тогда вышло новое соглашение Таможенного союза, разрешившее им беспошлинно ввозить в Россию автомобили, зарегистрированные в Беларуси до 1 января 2010 года. Сначала наши соседи брали в основном автомобили подороже – чтобы “навар” получался побольше. Теперь хватают все подряд – лишь бы была “проходная” по дате. Уже и справку в белорусской таможне брать не нужно – с 1 апреля отменили. Автомобиль не соответствует требуемому в России экологическому стандарту “Евро 4”? Это решаемо – новый владелец купит нужный сертификат уже у себя дома за 500-700 долларов.

В последние дни появились комментарии о том, что Россия может каким-то образом перекрыть дорогу белорусской “бэушке”. Пока верится с трудом – поток не такой уж и большой, чтобы делать погоду на огромном российском рынке. Немного удивляет, что говорят об этом не россияне, а представители белорусского автобизнеса. Кстати, у них сейчас гораздо более глобальная проблема – купить на бирже валюту, чтобы оплатить поставки автомобилей и запчастей. Дилеры приостановили продажи новых авто, а самые смелые считают доллар по курсу 3700 и выше. Официальный сервис тоже на грани – запчасти заканчиваются. Единственная радость – принятый на днях указ № 130, который даст жизнь системе “trade-in” и, в теории, удешевит ввоз в Беларусь автомобилей российской сборки.

Что будет дальше? Если в обменниках не появится валюта, которая якобы пропала из-за автомобильного ажиотажа, то и “хапуну” конец. Еще немного продадим на восток, на эти деньги еще немного привезем с запада. А там и 1 июля. Частники успокоятся, на бирже снова появится валюта для импортеров – эх, заживем! Остается только два вопроса: “Когда появится валюта?” и “Поднимут этим летом “растаможку?” Или музыка под названием “успей пригнать машину до повышения” все-таки будет вечной?

фото: allavto.kh.ua

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

V открытый региональный конкурс детских инструментальных ансамблей состоялся на базе детской школы искусств г.Быхова

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Минтруда рассказали, какие изменения планируются в законе об охране труда в 2025 году

23 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси появится собственная операционная система и браузер

23 апреля 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОРВИ у детей

23 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Минэнерго: БелАЭС позволила заместить 7,7 млрд кубометров природного газа

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Делегат ВНС: я готова активно и достойно работать на благо родной Беларуси

23 апреля 2024
В МИРЕ

Украинские власти переименуют более 340 населенных пунктов из-за отсылок к советскому прошлому

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024