Орден к Рождеству могли получить 100 лет назад могилевские чиновники

Можно расспросить десяток-другой родных, знакомых, коллег по работе с большой долей вероятности заранее быть уверенным, что на вопрос «Какой ваш самый любимый праздник?» подавляющее большинство ответит: «Новый год». При этом и верующие и сомневающиеся, безусловно, к зимним торжествам отнесут еще и Рождество.

imagesС Новым годом связывали все изменения к лучшему, вдумывались в магию цифр, которые сопутствовали этому празднику, и загадывали желания, которые обязательно должны были сбыться. Рождество несло такой заряд нравственности, приобщая каждого к чему-то великому, что любой мальчик или девочка в день рождения младенца Христа, находя под подушкой или в валенке пусть даже скромный подарок, понимал, что он не забыт, его помнят и любят, и проникался мыслью, что и он сам должен помнить, любить и заботиться о ближнем.

В Могилеве губернском, в отличие от Могилева советского, где еще не так давно Рождество считалось обыкновенным рабочим днем, на Рождественские праздники приходилось три неприсутственных (нерабочих в нашем понимании) дня, а в канун самого праздника работы нужно было окончить не позже полудня. Наши прабабушки накануне праздника любили рассказывать своим несмышленым внукам, что маленький Христос родился в пещере, куда в холодные ночи пастухи загоняли свой скот. Спеленав его, Мария положила младенца в ясли-кормушку для скота. Святой Лука сообщил, что пастухи, находившиеся в ту ночь недалеко в поле, узнали о чудесном рождении через ангела. Пастухи испугались, но ангел ободрил их: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо нынче родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь».

На этот библейский сюжет в губернском Могилеве, как и по всей России, в мужской и женских гимназиях, реальном училище, школах и приютах устраивались вечера, проводились конкурсы на лучшие рисунки и стихи, в центре которых было рождение Спасителя. И старые и молодые искренне верили в высочайшее небесное покровительство и поддержку всех своих хороших начинаний, о которых проговаривали про себя на Рождество. «Праздник этот, — найдем мы в «Опыте описания Могилевской губернии», — у мещан, как и у крестьян, называют «коляды». К колядам обыкновенно откармливают и убивают кабанов, приготовляют колбасы, убивают поросят, гусей, «качаюць», т.е. приготовляют лапшу; накануне праздника утром стараются покончить все работы и производят огульную очистку всего дома: вытирают пыль с икон, моют окна, столы, пол; затем хозяйка приготовляет ужин (вечерю); обеда в этот день не бывает и многие ничего не едят до вечера, «до звезды»…

000074_370070Ночью те, у которых нет часов, несколько раз выходят во двор, прислушиваются — не звонят ли ко всенощной, и смотрят — не освещена ли церковь; если не слышат звона, но заметят, что церковь начинают освещать — для этого перед началом службы вверху церковного купола, по желанию прихожан зажигается свеча, — спешат будить всех домашних, в том числе и малых детей, и все отправляются в церковь; дома остаются только больные да самые дряхлые старики, которые, как говорится, не в силах слезть с печи… По окончании всенощной, едва только начинает рассветать, мальчики и девочки отправляются по домам «Христа славить», т.е. поздравлять с праздником; поздравлением этим занимаются только дети, иногда до того малые, что кто-нибудь из взрослых ведет поздравителя или поздравительницу за руку, приводит в дом и, отворив дверь, впускает в комнату, а потом, когда поздравление бывает окончено, уводит или даже увозит в саночках далее…

Девочки говорят: «Христос родзився! Я паненка, я маленька, в школку ходзила, что учила, то и забыла; пришли три цари, принесли три дары, с праздником поздравляю, с Христовым Рождеством». Мальчики говорят: «Я маленький хлопчик, узлес на стовпчик, в удочку играю, Христа величаю, с праздником поздравляю, с Христовым Рождеством». Поздравителям дают по 2, 3 или 5 копеек, сообразно средствам и щедрости хозяев».

По части Нового года губернское прошлое также резко контрастировало с современностью, этот праздник был правительственным и должностным, но и здесь не обошлось без нюансов. На Руси с Х века Новый год отмечали 1 марта, когда по библейскому преданию Бог сотворил мир. В 1492г., в соответствии с церковной традицией начало года перенесли на 1 сентября, но годы продолжали считать от сотворения мира. 19 декабря 7208г. (по старому летоисчислению) Петр I подписал указ о реформе календаря. Календарь оставался юлианским, как и до реформы, принятым из Византии вместе с крещением. Вводилось новое начало года — 1 января в христианском летоисчислении от Рождества Христова. Указ гласил: «День после 31 декабря 7208г. от сотворения мира (датой сотворения мира считалось 1 сентября 5508г.) считать 1 января 1700г. от Рождества Христова!».

После октябрьских событий в нашей стране 14 февраля 1918г. был принят новый григорианский стиль. Григорианский календарь исключал из каждого 400-летия три високосных года и с течением времени разница между юлианским и григорианским календарем все увеличивалась, в XIX в. она составила 12, в XX и XXI вв. — 13 дней. Русская Православная Церковь до сих пор пользуется юлианским календарем, но введение гражданской властью григорианского календаря привело к некоторым трудностям в праздновании как Рождества, так и Нового года. Новый год, который отмечает все гражданское общество, оказался перемещенным в Рождественский пост, когда по церковным канонам веселиться не подобает. Более того, по церковному календарю 1 января приходится на день Святого мученика Вонифатия — покровителя желающих избавиться от злоупотребления спиртными напитками, а вся страна проводит этот день в пьянстве и чревоугодии. Сейчас православные люди встречают Новый год «по-старому» 14 января, а светская жизнь не препятствует встречать как Новый год, так и Старый Новый год.

В губернском Могилеве в начале прошлого года празднества, установленные еще Петром I, постепенно теряли свою показную пышность, в быту укоренилась лишь традиция украшать дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, но и она постепенно угасала — елка перенесена была в дом, ее стали наряжать игрушками и конфетами, обкладывать ватой и дождиком из фольги. О Рождестве напоминала звезда, которую видели волхвы накануне рождения младенца Христа, — она всегда украшала елочную верхушку. Праздник объединял всех: в «Памятной книжке Могилевской губернии на 1909г.» мы можем прочитать: «Накануне в полночь и в день Нового года в Кафедральном соборе, в присутствии массы молящихся, совершено торжественное богослужение. Днем 1 января в гражданском клубе обычное поздравление друг друга с Новым годом членов военного и гражданских ведомств в присутствии начальника губернии Д.Ф. фон Гагмана».

У всех находились причины для радости в губернском центре. Мещанин-мастеровой был доволен повышением заработка, который опережал рост цен — ведь Могилевская губерния, как и вся страна, успешно развивалась. Мелкий торговец или ремесленник были довольны увеличением заказов на всякую всячину, а еврей-портной не знал отбоя от могилевских модниц, ведь даже машинистке, лаборантке-микроскопистке или библиотекарше было вполне по средствам пошить модное сак-пальто по последним парижским или варшавским образцам. Чиновник за усердную службу ожидал награду орденом, ведь к Рождеству и Новому году на стол императора ложились министерские представления о достойных Анны, Владимира или Станислава государственных служащих. Лицо городского головы, знакомившегося со сметой доходов и расходов города, излучало благодушие, ведь в 1913г. бюджет губернского Могилева перевалил за 500 тысяч тогдашних рублей, а, значит, на эти средства можно было бы выстроить еще один Народный дом или пополнить фонд городской библиотеки, не забывая при этом о ночлежном приюте, дешевой столовой или воскресной школе, где всяк желающий мог бесплатно обучиться грамоте. Но Новый год и Рождество — праздники семейные, и после церковной службы наши предки спешили к праздничному столу и елке. Дети ложились спать в мечтах о подарках, которые их ждали поутру, взрослые степенно сидели за самоваром, девушки дожидались полуночи, чтобы погадать на суженого. Всем хотелось верить в лучшее.

Борис СИДОРЕНКО, краевед.

mogpravda.by

Последние новости

ТЕХНОЛОГИИ

Дуров объявил о запуске в Telegram донатов авторам и владельцам каналов

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Погода на выходные: дождливо, прохладно и ветрено. В ночь на субботу – заморозки

19 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

К 1 сентября все белорусские школы перейдут на новый режим питания

19 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили « Русские народные сказки»

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Советы от МЧС при похолодании

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Тематическую прямую телефонную линию проведет 26 апреля комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома

19 апреля 2024
НОВОСТИ

Минобразования скорректировало сроки вступительной кампании в ссузах

19 апреля 2024
В МИРЕ

Израиль нанес ракетный удар по Ирану

19 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые в Беларуси посеяли более чем на 88% площадей

19 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024