Хуже всего абитуриенты решают задания с синусами и оформляют прямую речь

Чтобы хорошо сдать централизованное тестирование, нужно для начала его отрепетировать. Для этого и придумано репетиционное тестирование. Но и этого будет мало, ведь важнее всего знать, какие ошибки ты допустил и, главное, почему. Правда, с репетиционных тестов задания забирать нельзя, а изучая свои плюсы и минусы, стоящие напротив правильно и неправильно выполненных заданий, сложно вспомнить, какое именно было 15-м или 26-м.

Но на самом деле получить разбор своего теста реально. Сегодня в Беларуси консультации по результатам РТ проводит Гродненский университет и Лицей БГУ. Причем консультации эти может получить абитуриент из любой точки страны, ведь проходят они заочно.

– У нас заключен договор с Республиканским институтом контроля знаний, – рассказал «КП» заместитель директора по учебной работе Лицея БГУ Игорь Варакса. – Поэтому мы имеем результаты всех прошедших РТ. Мы находим информацию на конкретного абитуриента и отправляем ему по электронной почте полный и подробный разбор тех заданий, в которых он допустил ошибки: какие варианты ответов были правильные, почему, в каком параграфе и какого учебника можно найти правило.

Мы же решили поговорить с преподавателями, которые составляли ответы для консультаций, чтобы выяснить, где самые большие пробелы у наших абитуриентов*.
Русский язык: Даже грамотный человек может наделать в тесте ошибки

– Самое сложное в тестах в том, что нам в нашей речевой деятельности никогда не придется ставить крестики и делать выбор. Нам нужно писать, говорить, слушать и читать, – считает преподаватель русского языка Лицея БГУ, доцент филфака БГУ Татьяна Игнатович.

– Выходит, даже грамотный человек может сделать в тесте ошибки?

– Естественно. Поэтому самый главный вывод – к тесту нужно готовиться специально. Даже доки в языке, победители международных олимпиад не всегда на 100% справляются с тестами. Тут задания специфические.

– Какие задания оказываются легче, а какие сложнее для абитуриентов?

– Традиционно легко они определяют значение слов, подбирают синонимы-антонимы, выбирают слова из предложения, соответствующие предложенной схеме, знают состав слова, знают, как пишутся НЕ и НИ, приставки ПРЕ-/ПРИ-.

На первом этапе самым сложным, к примеру, для наших лицеистов оказалось задание на нахождение определенных частей речи. Например, нужно найти предложения, в которых выделенное слово является прилагательным. И выделены не только прилагательные, но и наречия.

Все вокруг было зелено – прилагательное, которое отвечает на вопрос какой? или каков? и в краткой форме выполняет функцию сказуемого.

Он сердито взглянул на меня – наречие, которое отвечает на вопрос как? и зависит от глагола.

В таком задании важно оценить принадлежность того или иного слова к определенной части речи по его значению, по вопросу, по синтаксической функции. Ведь в подобных заданиях бывают одинаковые слова.

Ее лицо было рассеянно (каково? – прилагательное).

Он глядел рассеянно (как? – наречие).

Тяжелыми традиционно оказываются задания по словообразованию. Чтобы найти «предка» слова, нужно искать самое близкое слово по значению и структуре.

К примеру, такое задание:

Определить, где производящее и производное слово объединены правильно.

Переиздать переиздание – верно, потому что существительные на -ений, -аний, обозначающие действие, всегда отглагольные.

Крепить прикрепление. Неверно, так как слово прикрепление образовано от глагола прикрепить, а не крепить.

Воспитать → воспитательница. Тут работает гендерный принцип: все женские определения образованы от мужских. Значит, слово воспитательница образовано от воспитателя. В этой паре пропущен воспитатель.

Всегда сложно дается абитуриентам правописание конструкций с союзом как. Пример: найдите предложения, где ставится запятая.

Баритон принадлежал не кому иному, как почетному гостю… – в устойчивых конструкциях не кто иной как, не что иное как всегда ставится запятая.

Мать встала рядом с Павлом и сложила руки на груди, как это сделал сын. – как присоединяет придаточное предложение, запятая нужна.

В пищевой промышленности используют солодку как суррогат сахара. – как здесь используется в обороте со значением «в качестве», запятая не нужна.
Математика: если знаете, как заплатить за квартиру, минимальный балл должны набрать

Традиционно математика – один из самых востребованных, но и самых сложных предметов на ЦТ.

– Мне кажется, такие удручающие результаты по математике по стране связаны с тем, что на ЦТ приходят случайные люди. Я допускаю, что они даже не дочитывают условия задач, – уверена преподаватель математики Лицея БГУ Анастасия Зенькович.

– Тот, кто не достиг минимального порога в 20 баллов, какими знаниями в математике обладает?

– Боюсь, что никакими. Если у человека есть маломальские знания и на бытовом уровне он в состоянии рассчитать свои коммунальные платежи и расплатиться в магазине, 20 баллов на ЦТ он в состоянии набрать. Таких элементарных знаний должно хватить.

Кстати, в тестах часто есть задачи совершенно практические.

– А что самое сложное для абитуриентов?

– Наибольшее затруднение вызывают задания с модулями – уравнения или неравенства. В ЦТ этого года это было задание В8. Есть универсальный способ решение таких заданий, но он очень длинный и его не всегда удобно применять. Поэтому, как правило, в тестах подобные задания рассчитаны на то, что абитуриент проявит творчество при решении – заметит что-то, что облегчит решение. Здесь нужна определенная наблюдательность.

Традиционно вопросы вызывают задания с синусами-косинусами. Из моего наблюдения, ребята к этой теме относятся с осторожностью.

И очень часто затрудняют решение текстовые задачи.

В одном из вариантов ЦТ этого года была такая задача.

«Автомобиль проехал некоторое расстояние, израсходовав 21 литр топлива. Расход топлива при этом составил 9 литров на 100 километров пробега. Затем автомобиль существенно увеличил скорость, в результате чего расход топлива вырос до 12 литров на 100 километров. Требуется узнать, сколько литров топлива понадобится автомобилю, чтобы проехать такое же расстояние с увеличенной скоростью».

Беларуская  мова: уплывае граматыка рускай мовы

Спецыфіка беларускай арфаграфіі і граматыкі ў тым, што яны не падобны да арфаграфіі і граматыкі рускай мовы, – лічыць выкладчык беларускай мовы Ліцэя Наталля Краўцэвіч. – Уплыў рускай мовы даволі значны – гэтым  і тлумачацца многія тыповыя памылкі.

Да прыкладу, у заданні на правапіс мяккага знака і апострафа гэты ўплыў відавочны: словы прэм’ ер, п’еса вучні часта пішуць з мяккім знакам, замест апострафа, які ставіцца пасля губных зычных.

Пры выкананні задання на правапіс прыметнікаў з суфіксам –ск- трэба памятаць, што спалучэнне каранёвага т і суфікса –ск- будзе перадавацца  спалучэннем цк: дэпутацкі, адвакацкі. А каранёвы д перад суфіксам –ск- захоўваецца: суседскі, шведскі, што не адпавядае вымаўленню.

Суфіксы дзеепрыметнікаў у беларускай мове пішуцца з адной літарай н: сказаны, зроблены, а пад уплывам рускай мовы многія пра гэта забываюць.

Варта помніць і пра ўжыванне склонавых формаў займеннікаў, якія таксама адрозніваюцца ад формаў рускай мовы: займеннікі ты, сябе ў родным склоне маюць формы цябе, сябе, у давальным – табе, сабе. А ў рускай мове – тебя, себя, тебе, себе суадносна.

Ёсць адрозненні і ў спалучальнасці слоў у словазлучэннях. Трэба памятаць, што назоўнікі і прыметнікі, якія спалучаюцца з лічэбнікамі два, тры, чатыры, ужываюцца ў форме назоўнага склону множнага ліку: два стрыечныя браты, тры апошнія тыдні.

Спалучэнне меншы брата няправільнае, таму што пры ўтварэнні простай формы ступені параўнання прыметнікаў ужываецца прыназоўнік  за – меншы за брата. Або падзякаваць (каму?) бацькам, а ў рускай мове поблагодарить (кого?) родителей. Яшчэ прыклад: знаёмы подпіс, а не знаёмая подпіс (трэба памятаць, што ў беларускай і рускай мовах часта не супадае форма роду назоўнікаў).

* все примеры заданий взяты из сборников централизованного тестирования 2013 года.

kp.by

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко о ВНС: мы будем истинным национальным фронтом

25 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Министр обороны Беларуси: Запад рассматривает военную силу как одно из основных средств достижения своих интересов

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Александр Лукашенко: Нападение на Беларусь будет расцениваться как нападение на Российскую Федерацию

25 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко раскрыл планы беглых и предупредил: разговор с ними не будет длинным

25 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: Украину превратили в наркомана и держат на коротком поводке обещаний новой дозы вооружений

25 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: градус враждебности НАТО на белорусском направлении растет

25 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Газманов о россиянах и белорусах: мы стали осознавать себя государствами со своим видением

25 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Землю может накрыть сильнейшая магнитная буря – NASA

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быховском районе построят станцию обезжелезивания

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Прокуратура Могилевской области помогла быховчанке вернуть удержанные у нее судебным исполнителем средства

25 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024