В чем особенности нового республиканского бюджета, как будут расти зарплаты в следующем году

В чем особенности нового республиканского бюджета, как будут расти зарплаты в следующем году, каким прогнозируется обменный курс рубля и что изменится в финансировании бюджетных отраслей.

0000199_440263Главным посылом прогноза социально-экономического развития страны на будущий год является достижение компромисса между ростом и сбалансированностью в условиях сужающихся внешних рынков. Исходя из этого сформирован и проект республиканского бюджета на следующий год.

Сколько и на чем заработаем, на что и сколько потратим? Вопросы простые и сложные одновременно.

Республиканский бюджет – это инструмент реализации социально-экономической политики, поэтому при его разработке, обсуждении и принятии важно исходить из конкретной экономической ситуации. Для этого предстоит детально проанализировать бюджетные позиции, сопоставить разные точки зрения, определить самые реалистичные предложения и достичь согласия по принципиальным вопросам с правительством, министерствами и ведомствами, в том числе с точки зрения последствий для экономики и социальной сферы. Особенностям бюджетной политики в контексте современной экономической ситуации было посвящено заседание круглого стола в редакции «Народной газеты».

Участники круглого стола:

1.Максим Леонидович ЕРМОЛОВИЧ, заместитель министра финансов Беларуси

2.Людмила Анатольевна ДОБРЫНИНА, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам

3.Валерий Анатольевич БОРОДЕНЯ, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам

4.Виктор Владимирович ПИНИГИН, первый заместитель директора НИЭИ Министерства экономики

5.Георгий Васильевич ГРИЦ, профессор, экономический аналитик

Выгодное партнерство

 В Администрацию Президента направлен проект указа “О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития на 2014 год”, выработаны и основные направления денежно-кредитной политики. На основе этих документов сформирован проект республиканского бюджета. Скажем прямо, бюджет достаточно непростой, что обусловлено не только неблагоприятной ситуацией на внешних рынках, но и внутренними факторами. Тем не менее правительство предлагает сделать будущий бюджет бездефицитным. Насколько все-таки это возможно и в чем особенности и отличия республиканского бюджета-2014 от аналогичных документов прошлых лет

М. ЕРМОЛОВИЧ: Целевой задачей бюджетной политики на 2014 год должно стать достижение бездефицитного бюджета. Для обеспечения максимальной его сбалансированности были выработаны дополнительные меры по сокращению государственных расходов. В то же время подчеркну, что бюджет следующего года сохранит социальную направленность.

Половину республиканского бюджета составляют расходы на образование, здравоохранение, культуру, спорт, субсидии ЖКХ и транспорта. А если брать все расходы, связанные с социальными функциями, в том числе такие разделы, как общегосударственная деятельность, национальная оборона, безопасность, то это уже более 80 процентов бюджетных средств.

В представленном варианте прогноза сохранены действующие ставки налога на прибыль — 18 процентов и налога на добавленную стоимость — 20 процентов.

Повышаются ставки акцизов на автомобильное топливо, табачные изделия, алкогольную продукцию. Здесь мы движемся опережающими темпами по сравнению с инфляцией. Одним из новшеств является введение госпошлины за выдачу разрешения на участие автомобиля в дорожном движении. Облагаться ею будут собственники транспортных средств раз в год при прохождении техосмотра. Ставки госпошлины планируется установить в размере от 1 до 25 базовых величин в зависимости от массы и вида транспортного средства, а также того, кто им владеет — физическое или юридическое лицо. За счет введения такого платежа мы планируем получить порядка одного триллиона рублей.

Г. ГРИЦ: Тут важно определиться с целью налога. Все ли эти деньги пойдут на строительство и ремонт дорог?

Л. ДОБРЫНИНА: Депутатский корпус выступает за то, чтобы средства от данного налога пошли на содержание дорожной сети в регионах. Центральные магистрали у нас в хорошем состоянии, но на местах ситуация плачевная, и люди вправе рассчитывать на то, что их деньги пойдут на улучшение дорог именно в регионах.

М. ЕРМОЛОВИЧ: Мы все-таки предполагаем, что деньги от транспортного налога будут использованы для финансирования дорожного хозяйства. Но в части порядка зачисления этих денег следует исходить от частоты транспортного потока. Проблем на республиканском уровне не меньше, чем по местным дорогам. Было время, когда мы тратили на финансирование дорожного хозяйства до двух процентов ВВП, сейчас — один процент. Если посмотреть все источники финансирования, включая кредитные ресурсы, то объем средств на капитальный ремонт дорог в следующем году возрастает в два раза по сравнению с текущим годом. В целом расходы на дорожное хозяйство увеличатся на 40 процентов и составят 7,4 триллиона рублей. Это не только бюджетные деньги, но и кредиты Банка развития, коммерческих банков, внешние инвестиции. Если необходимо увеличить расходы на капитальные вложения и направить их в местные бюджеты, значит, надо пересмотреть ставки транспортного налога. Мы готовы обсуждать с депутатами этот вопрос.

Г. ГРИЦ: А есть ли вообще прецеденты такого налога в мире?

М. ЕРМОЛОВИЧ: Практика уплаты разового платежа за пользование автодорогами существует. Но в Европе от этой системы отказываются, вводя платные дороги. Там реализуется проект государственно-частного партнерства, и это хороший вариант решения проблемы.

Валютный баланс

Что еще изменилось в бюджете следующего года?

М. ЕРМОЛОВИЧ: Ситуация с нестабильным поступлением налога на прибыль от крупных предприятий ввиду достаточной волатильности экспорта привела к тому, что мы вынуждены были принять решение о зачислении этого налога стопроцент-но в республиканский бюджет. Ранее он распределялся между республиканским и местным бюджетами в пропорции пятьдесят на пятьдесят. Но поскольку расходы местного бюджета социально ориентированы, нестабильность в их финансировании приводит к серьезным проблемам. Для местного бюджета более стабильным источником доходов является подоходный налог, а также косвенные налоги, потому что уровень потребления не снижается. Поэтому целесообразно налог на прибыль полностью зачислять в госбюджет, а потери для местных бюджетов компенсируем большим распределением НДС и увеличением дотаций.

Л. ДОБРЫНИНА: Для увеличения доходной части бюджета надо пересмотреть и оптимизировать налоговые льготы. Это касается и НДС, подоходного налога, экологического, налога на прибыль. У нас отдельные льготы носят не стимулирующий характер, не развивают производство и не выполняют своей функции. Эту позицию поддерживает и малый бизнес. Условия хозяйствования должны выравниваться.

Предыдущие бюджеты назывались “бюджетами роста”, “бюджетами развития” и так далее. Судя по всему, бюджет будущего года гораздо скромнее по расходам. И это своего рода попытка жить по средствам…

В. ПИНИГИН: Действительно, при составлении прогноза мы не ставили цель быстрого наращивания темпов экономического роста. Главное сейчас — обеспечить сбалансированность экономики, внешнеторговый и платежный балансы. При росте ВВП на 1,1 процента за девять месяцев (а годовой прогноз — 8,5 процента) мы имеем рост реальной зарплаты на 20 процентов. Такая ситуация ведет к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса и давлению на валютный рынок. Импортоемкость внутреннего потребления достигла 37 процентов. Это значит, что, увеличивая объемы внутреннего потребления, скажем, на миллиард долларов, мы одновременно на 370 миллионов долларов увеличиваем импорт. Наращивать внутреннее потребление можно только при увеличении экспорта. И бюджет следующего года рассчитан как раз на то, чтобы создать базу для дальнейшего экономического роста.

Точки роста

 По вашим прогнозам, как долго бюджет у нас будет рассчитан на экономию средств?

В. ПИНИГИН: Сложно сказать, поскольку даже такая организация, как МВФ, постоянно корректирует свои прогнозы. Осенью 2012 года они прогнозировали рост ВВП в этом году в Евросоюзе на 1,3 процента.

А сейчас уже оценивают этот показатель в минус 0,2 процента. Россия также корректирует свои прогнозы в сторону снижения. Учитывая открытость нашей экономики, мы, конечно, во многом зависим от мировых рынков, в первую очередь от ЕС и России. В любом случае надо находить возможности для развития, пользоваться тем бюджетом, который у нас есть. Мы, например, совершенно не используем инструмент государственно-частного партнерства.

 А какие сферы, на ваш взгляд, наиболее готовы к такому партнерству?

В. ПИНИГИН: Дорожное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение. В Великобритании, например, построили великолепные госпитали за счет средств частных инвесторов.

Г. ГРИЦ: Готовность и умение жить по средствам, конечно, стоит только приветствовать. Но я посмотрел бы на проблему с другой стороны. Мировым трендом сегодня является рост стоимости сырья и комплектующих, что снижает доходность производства. Поэтому многие страны переходят к экономике пятого-шестого укладов. У нас экспортно ориентированная экономика, и мы тем более должны уходить от традиционной экономики в сторону большей добавленной стоимости.

Но развитие новых технологических укладов, опять же, требует немалых средств?

Г. ГРИЦ: Надо прирастать, и не на два-три процента, а хотя бы на процентов пять в год. Главное — определить точки роста. По данным Минэкономики, за пять лет направлено 31,5 миллиарда долларов на обновление основных фондов, в результате уровень износа уменьшился. Но при этом почему-то выросла материалоемкость, снизилась конкурентоспособность. Поэтому финансирование по принципу “всем сестрам по серьгам” сегодня уже не подходит.

Л. ДОБРЫНИНА: В первую очередь нужно определить те приоритеты реальной экономики, где мы сможем получить быструю и максимальную отдачу. Вероятнее всего, речь должна идти о предприятиях машиностроения, новых высокотехнологичных производствах, тех секторах, которые ориентированы на экспорт, что обеспечит дополнительный приток валюты в казну. Эффективность вложенных денежных средств сегодня должна быть намного выше. Мы удешевляем процентные ставки по кредитам, льготируем инвестпроекты, экспорт продукции, но должную эффективность получаем не всегда.

Кроме того, у нас очень объемный перечень госпрограмм, финансируемых из бюджета. Он охватывает практически все отрасли и сферы, и это надо делать. Но, учитывая трудности с наполнением бюджета, возможно, кое-какие программы целесообразно пересмотреть, оценить их с точки зрения значимости для государства, в чем-то пока ужаться и выделить те из них, что дают наибольший экономический эффект и по которым выше окупаемость вложенных средств.

В. ПИНИГИН: Мне кажется, это не совсем верный подход. Проблема не в том, сколько у нас программ, а в том, обеспечены ли они финансированием и насколько эффективны с точки зрения конечных результатов. По каждой госпрограмме должны быть целевые параметры.

В. БОРОДЕНЯ: Тут есть о чем задуматься. Ведь по количеству врачей на душу населения мы на первых позициях, а очереди в поликлиниках не уменьшаются, продолжительность жизни невысокая…

М. ЕРМОЛОВИЧ: Со следующего года мы запускаем новую систему финансирования бюджетных организаций. Все средства, полученные от экономии по основным статьям бюджетных расходов, от сокращения штатов, остаются в отрасли и могут быть использованы на повышение зарплаты. Это нестандартная система, мы отходим от тарифной ставки первого разряда в классическом ее понимании, что очень важно, поскольку соотношение средней зарплаты в бюджетных организациях к средней зарплате в реальном секторе упало до критического уровня — 74 процентов. Бюджетные расходы на оплату труда в следующем году запланированы с ростом на уровень инфляции. Это не предусматривает реального роста зарплаты у бюджетников, но увеличение доходов возможно за счет оптимизации и сокращения расходов бюджетных организаций. Например, сегодня оставляет желать лучшего соотношение преподавателей и учеников. Есть школы, где содержание одного ученика обходится в 50—60 миллионов рублей в год, при том что подготовка специалиста в вузе обходится в 30 миллионов рублей ежегодно. Вот такие школы должны прекратить свое существование, а местным властям надо организовать подвоз учащихся.То же самое, например, с ФАПами. Это болезненно в социальном плане, но иного выхода нет. Чтобы заплатить врачам ту зарплату, которая создаст привлекательность этой профессии для молодежи, надо идти по такому пути, приводя стандарты обслуживания населения к неким мировым нормам.

Цели и средства

Исходя из какого обменного курса сверстан бюджет на будущий год?

М. ЕРМОЛОВИЧ: Формируя проект бюджета, мы исходили из 9800 рублей за доллар. Этот показатель согласован с Национальным банком.

Хотелось бы также отметить, что Минфин сейчас прорабатывает вопрос о том, чтобы перейти на планирование бюджета на трехлетний период. Это позволило бы заключать договоры по закупкам, текущим платежам, строительству объектов, инвестиционным направлениям на более длительный период, более качественно планировать бюджетные расходы. Ведь любая программа финансируется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском и местных бюджетах. И в этом проблема: программы принимаем, но не всегда сполна их финансируем, вынуждены переносить сроки, корректировать мероприятия и так далее. Должен быть обратный процесс: необходимо сформировать бюджет на три года, а затем под эти ассигнования разложить программные мероприятия.

Но пока у нас нет практики трехлетнего прогнозирования основных направлений социально-экономического развития и денежно-кредитной политики. Если мы будем составлять трехлетний бюджет, то должны знать, какой будет курсовая, процентная политика в этот период. Здесь много факторов, по которым Минфин не вырабатывает своей позиции. Надо принимать закон об индикативном планировании, там все четко будет прописан.

Говоря об увеличении доходной части бюджета, наверное, надо активизировать и роль малого бизнеса. Государство в последние годы многое сделало для улучшения бизнес-климата и повышения деловой активности. И рейтинги международных организаций подтверждают позитивные перемены, происходящие в бизнес-среде. Однако доля малого бизнеса в ВВП все еще невелика…

В. БОРОДЕНЯ: Дело в том, что в советское время этот ресурс не поощрялся и в сознании обывателей бизнесменов не было. Были торгаши, спекулянты, фарцовщики и так далее. После стольких лет предпринимательского нигилизма трудно рассчитывать, что все люди в одночасье кинутся в бизнес. Тем более что к этому должны быть соответствующие способности. Те, кому сегодня по 40—50 лет, в большинстве своем никогда не создадут новые предприятия, не откроют свое дело, даже если для этого будут созданы суперклассные условия. Они не хотят идти на риск, их все устраивает, им не нужно движение вперед. А вот новое поколение более мобильно, инициативно, и этих людей нужно мотивировать, поощрять, всячески поддерживать, где-то даже прощать огрехи, ведь малый бизнес помимо производства и уплаты налогов выполняет и важную социальную функцию, создавая новые рабочие места, что особенно важно для малых городов и сельских населенных пунктов.

ng.by

Последние новости

ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси появится собственная операционная система и браузер

23 апреля 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОРВИ у детей

23 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Минэнерго: БелАЭС позволила заместить 7,7 млрд кубометров природного газа

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Делегат ВНС: я готова активно и достойно работать на благо родной Беларуси

23 апреля 2024
В МИРЕ

Украинские власти переименуют более 340 населенных пунктов из-за отсылок к советскому прошлому

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Беларуси площадь загрязнения цезием-137 уменьшилась почти вдвое в сравнении с 1986 годом

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Кто они, делегаты Всебелорусского народного собрания?

23 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко подписал закон по вопросам предпринимательской деятельности

23 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024