На жалованье сельского учителя в губернском Могилеве можно было купить 7 пудов ветчины

На жалованье сельского учителя в губернском Могилеве можно было купить 7 пудов ветчины

Можно ли прожить на зарплату? Такой вопрос наверняка задавал себе каждый во все времена, несмотря на превратности эпохи, в которой он жил, и вне зависимости от того, чей портрет висел у него на стене — Александра II, Николая II imagesили Брежнева, шел ли он в церковь или на комсомольское собрание. Нам всегда хотелось, чтобы наш труд достойно вознаграждался, а в кармане имелись деньги.

Это слово завораживающе действовало и сто лет назад в последний предвоенный год. Кто видел в музее или частной коллекции денежные купюры, имевшие хождение при последнем императоре, не может не отметить их притягательность. Мало того, что они эстетически были безупречно выполнены и надежно защищены от подделки, тогдашние деньги имели еще и реальное золотое обеспечение и охотно обменивались на все валюты мира. На всех международных конкурсах ассигнации Российской империи брали призовые места.

Но деньги — это еще и награда за труд, а оплачивался он в то время вполне достойно и по более высоким, чем сейчас, жизненным стандартам, так что нашим предкам, жившим в начале прошлого столетия, грех было жаловаться на жизнь, особенно если они владели грамотой, что тогда очень ценилось.

Самой низкооплачиваемой частью горожан считалась прислуга. Мужская оценивалась в 12 рублей в месяц, женская — в 6 рублей. Далее шли чернорабочие поденщики, получавшие — мужчина — 80 копеек в день, а женщина — 40 копеек, это была нижняя планка. Заработная плата росла по мере квалификации , и уже машинист могилевской городской скотобойни зарабатывал в месяц 50 рублей, кочегар и мастер по утилизации — по 25, фельдшер — 30, разнорабочие — по 25—30 рублей. Месячный заработок библиотекаря также составлял 25 рублей, столько же получал кондуктор конной железной дороги. Мастер мясоперерабатывающей фабрики И.Гофмана получал 30 рублей, рабочий — 16 рублей 50 копеек. Его коллега на пивоваренном заводе  Лекерта и Яника имел 25 рублей, а мастер-пивовар, обслуживающий паровую машину, целых 100! В среднем же рабочий в Могилевской губернии в 1913 году получал 16—17 рублей, но в губернском центре заработки были выше.

Однако не будем забывать и о служащих, без которых никак не могла обойтись городская инфраструктура. Заработок младшего чина полиции составлял 20, старшего — 25, дворника — 15 рублей. Брандмейстер пожарной части получал 75, а вахмистр — 28 рублей. Городской архитектор и ведущий городской врач имели по 125 рубликов.

А что же городская и сельская учительская интеллигенция, которая больше всех жаловалась на жизнь? Зарплата учителя земской сельской школы составляла 35 рублей (с квартирой и отоплением от школы и очень дешевым, практически бесплатным питанием от сельской общины). Еще в большей степени на материальное положение сетовали учителя гимназий, считавшие свой заработок недостойным интеллигентного человека, хотя он составлял 175 рублей. Государственные служащие губернского административного аппарата, попросту говоря, чиновники, помимо обыкновенного жалованья, получали еще квартирные деньги (на наем квартиры), столовые (для питания), разъездные, прогонные, фуражные. Заработок высшего и среднего чиновничества редко опускался ниже 100 рублей в месяц. А вот могилевский губернатор А.С.Дембовецкий на момент отъезда в Санкт-Петербург получал 3430 рублей основного оклада и 3565 столовых годового жалованья.

Ушедшего в отставку чиновника ожидала довольно высокая пенсия. Так, месячный пенсион отправившегося на покой директора Могилевской гимназии составил 85 рублей, городского врача — 62 рубля 50 копеек, брандмейстера — 50 рублей.

Но понять, насколько весомыми были зарплаты, невозможно без «экскурса» в мир ценников 100-летней давности. Колбасная фабрика в Могилеве в 1907 г. продавала пуд ветчины по цене 5, а пуд колбасы за 8 рублей. При в общем-то одинаковых ценах на ржаной (за 1 кг — 9 копеек) и пшеничный (12 копеек) хлеб, 1 кг говядины стоил в Могилеве куда дешевле, чем в Санкт-Петербурге, Москве — 44 копейки, свинины, соответственно — 41,5 копейки. Цены на некоторые продукты питания в губернском центре были в начале ХХ века не только ниже столичных, но и общероссийских. И если в 1903 г. пуд сахара в Европейской России стоил 5 рублей 65 копеек, а перца — 16 рублей, то на Быховском и Шкловском рынке за эти товары просили, соответственно, 4 рубля 35 копеек и 14 рублей. Относительно дорогой была рыба. Своя днепровская стоила 4 рубля за пуд, но зато одна астраханская селедочка тянула уже на 5—10 копеек. Зато если килограмм картофеля стоил в столицах 4—5 копеек, то на могилевских базарах на эти деньги можно было купить целое ведро!

Алкогольная продукция также была доступна. Штофная бутылка водки низшего и высшего сортов после реформы 1894 г. обходилась в 40 и 60 копеек. Ее потребление в Могилевской губернии снижалось, и в среднем на нее расходовалось 5 рублей 73 копейки на душу населения в 1910 г. «Хлебное вино» вытеснялось качественными виноградными и плодово-ягодными напитками и пивом. Могилевское пиво обходилось потребителю от 3—4 до 12 копеек за кружку.

Доступными были и товары широкого потребления. У могилевских модниц был широкий выбор — от 95-копеечной сорочки, 2-рублевой каракулевой шапочки, 7-рублевых модельных полусапожек до изящного дамского сак-пальто стоимостью 7 рублей 20 копеек. Мужская половина щеголяла в костюмах-«тройках» стоимостью 5 руб­лей, благо что портных было в избытке. При желании можно было по каталогу выписать любой предмет верхней одежды из столиц, Варшавы или Вильно, но свои портные шили не хуже.

Костюм-тройка без карманных часов не смотрелся, но золотые часы 56-й пробы стоили 120 рублей. Менее обеспеченное население могло приобрести лишь входящие в моду серебряные часы по цене от 4 до 12 рублей. Новинка аудиотехники и признак респектабельности — граммофон — стоил дорого (36 рублей), но в могилевских трактирах в начале прошлого века уже вовсю звучали голоса Шаляпина и Собинова, скрашивая 20-копеечный полный обед и кружку пива среднестатистического могилевчанина.

Приезжие гости губернского центра могли воспользоваться услугами 30 гостиниц. Справочное издание «Весь Могилев на Днепре за 1912 год» сообщало: «Если вы посетите гостиницу «Континент», что на углу Днепровского проспекта и Виленской улицы, убедитесь, что она удовлетворяет всем требованиям: расположена на углу двух бойких улиц, имеет электрическое освещение, есть телефон, есть номера, обставленные роскошно, есть и скромные комнаты для небогатых. Цены от 50 копеек до 2 рублей за сутки». Желающий ознакомиться с городом мог проехаться по конной железной дороге от здания железнодорожного вокзала по Днепровскому проспекту до Губернаторской горки всего за 5 копеек. Легковые извозчики брали за проезд в верхней части города, не спускаясь с горы, на парнокопытном экипаже 15 копеек, до Машековского и Успенского кладбищ — 20 копеек. А если житель губернского Могилева решил совершить путешествие в Москву, то за место в вагоне 1-го класса он платил 14 рублей 50 копеек, 2-го — 8 рублей 70 копеек, 3-го — 5 рублей 80 копеек и еще 1 рубль 29 копеек за 1 пуд багажа.

Ежедневно из губернского центра в 6 часов утра по Днепру отправлялся пароход на Киев, достигавший пристани нынешней столицы Украины на третий день утром. Путешествие в каюте 1-го класса оценивалось в 6 рублей 80 копеек.

В свою очередь, если бы иногородний житель Российской империи захотел пожить в Могилеве и снять для этого квартиру, то наемная плата квартир в 1910 г. по терминологии того времени составляла: «большая» — 7—8 комнат — 700—900, «средняя» — 5 комнат — 400—600 и «малая» — 3 комнаты — 150—200 рублей в год. Тоже не дешево! Хотя учитель гимназии такую роскошь себе мог и позволить!

Борис СИДОРЕНКО, краевед.

mogpravda.by

Последние новости

ПРЕЗИДЕНТ

Выступление Лукашенко перед делегатами ВНС – полная версия

24 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

“Очень важно сейчас не разрушить наше единство”. Первые слова Лукашенко в должности председателя ВНС

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко избран председателем Всебелорусского народного собрания

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко на ВНС: мы должны быть сильными, время выбрало нас

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: если не хотим сидеть в окопах, должны работать, в Год качества – сделать невозможное

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко о достижениях суверенной Беларуси: мы никогда еще так хорошо не жили, как сейчас

24 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: чтобы сохранить статус сильной нации, белорусам надо становиться еще сильнее

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко: Беларусь и Россия – образец союза суверенных народов

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: попытки раздавить русских и белорусов мотивировали нас на восстановление былой мощи

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: народ Беларуси знает, что значит быть сильным во имя мира

24 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024