Каждую секунду государственную границу Беларуси пересекает один человек

В этом году органы пограничной службы отмечают 95-летие.

0000199_456323Во все времена защита рубежей Отечества была одной из самых ответственных, трудных и почетных миссий. А сегодня быть пограничником ответственно вдвойне. Ведь задача этих людей – не только укрепление национальной безопасности, но и создание условий для того, чтобы граница не стала искусственным барьером для делового сотрудничества и дружеских контактов.

В преддверии профессионального праздника председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Александр БОЕЧКО рассказал нам о том, кто чаще всего нарушает границу, как погранслужба готовится к чемпионату мира по хоккею 2014 года, и когда в пунктах пропуска появятся сервисные зоны. Заглянули мы и в наградной лист боевого офицера, а также узнали о том, чем занимается в свободное время и о чем мечтает главный пограничник страны.

 Досье

Александр Дмитриевич БОЕЧКО родился в 1965 году в Новоград-Волынском районе Житомирской области. В 1986 году окончил Тбилисское высшее артиллерийское командное училище, в 1999-м — с отличием Академию Федеральной пограничной службы Российской Федерации, в 2009 году — с отличием Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации.

В органах пограничной службы с 1986 года. Награжден орденом Красного Знамени, орденом “За службу Родине в Вооруженных силах СССР” III степени, медалями “За боевые заслуги”, “За безупречную службу” I, II и III степени. В августе прошлого года назначен председателем Государственного пограничного комитета Беларуси.

 

Ситуация под контролем

— Александр Дмитриевич, в советские времена Беларусь имела охраняемый участок границы только с Польшей. С тех пор многое изменилось, и нам добавились не только сотни пограничных километров, но и новые вызовы и угрозы…

— Действительно, с момента обретения независимости протяженность государ-ственной границы выросла в десять раз. Фактически мы имели 398 километров охраняемого участка границы с Польшей. Сегодня общая протяженность нашей границы 3617 километров. За двадцать лет пассажиропоток увеличился в три раза. В прошлом году через пункты пропуска мы пропустили почти 30 миллионов человек. Каждую секунду один человек пересекает государственную границу. Транспортный поток вырос в десять раз и сегодня составляет почти десять миллионов единиц транспорта в год. Такова специфика нашего географического положения, и важно умело этим воспользоваться. Транзитный потенциал для нас нечто вроде полезных ископаемых. Ведь нефть тоже ничего не стоит, когда просто лежит в земле. Но в результате добычи, транспортировки, переработки она прирастает в цене, получается прибыль. Такую же прибыль государству должны приносить и транзитные потоки. А для этого необходимо в первую очередь обеспечить пограничную безопасность.

— Расскажите, пожалуйста, о том, какова сейчас общая обстановка на границе. Какие выводы можно сделать по итогам работы за последние годы?

— К сожалению, спокойнее наша служба не становится. Не уменьшаются потоки нелегальной транзитной миграции. Как только возникают или обостряются вооруженные конфликты, происходят другие катаклизмы в странах Африки и Азии, белорусские по-граничники сразу же встречают на границе граждан этих государств. Только за прошлый год выявлено 39 возможных каналов незаконной миграции. Задержано 14 организаторов  и пособников незаконной миграции и около 320 нарушителей границы. Практически половина из них пыталась пересечь границу ночью. Каждый второй нарушитель — выходец из Афро-Азиатского региона. Мы задерживали и ливийцев, и сирийцев. Много граждан с Кавказа. Хотелось бы отметить, что нам удается парировать все угрозы и контролировать ситуацию совместно с другими правоохранительными органами. Наши зарубежные партнеры заинтересованы в совместных профилактических операциях, в том числе по борьбе с нарко-трафиком. Здесь тенденция сохраняется: из европейских стран по-прежнему пытаются провезти синтетические наркотики, с Центрально-Азиатского региона — героин. Кроме того, в прошлом году пресечена деятельность четырех организованных преступных групп, занимавшихся контрабандой в особо крупных размерах. Обнаружено 438 автомобилей с тайниками. Изъято свыше 140 единиц оружия, около пяти тысяч единиц боеприпасов, 3,5 килограмма взрывчатых веществ.

За безопасность надо платить

— Как оценивают такую работу ваши коллеги и партнеры из других государств?

— И в России, и в ЕС прекрасно понимают, что пограничная безопасность должна работать на опережение возможных рисков и угроз. И делать это надо сообща. Где-то со второй половины прошлого года пришло общее понимание, что пограничную безопасность в регионе надо обеспечивать всем. Мы провели переговоры с погранведомствами соседних стран, международными структурами и пришли к единому мнению, в том числе по вопросам технической помощи. За безопасность и спокойную жизнь надо платить. В этом году Беларусь реализует несколько проектов совместно с Еврокомиссией. В частности, они касаются границы с Украиной.

Закупаются приборы ночного видения, приобретаются новая техника для охраны водного участка границы, автомобили повышенной проходимости. На это выделено около одного миллиона долларов. Другой проект касается сотрудничества с Латвией в области кинологии. Есть и договоренности по совершенствованию участка госграницы на балтийском направлении. Ожидается, что на эти цели будет направлено пять миллионов евро.

— Насколько успешно развивается взаимодействие в пограничной сфере с Россией? Какие программы сейчас реализуются, что в результате появится на границе?

— В прошлом году принята программа укрепления пограничной безопасности Союзного государства до 2016 года. Если раньше мы занимались в основном обустройством рубежей, формированием необходимой инфраструктуры, то главная задача нынешней программы — укрепление пограничной безопасности. В частности, планируется создание интегрированной системы охраны границы с использованием новейших технологий. Речь идет о приборах тепловизионного наблюдения, сигнальных комплексах нового принципа действия, которые ранее не использовались. В то же время мы не отказываемся от заградительных средств там, где требуется более жестко прикрывать границу.

С российскими коллегами мы планируем использовать при охране границы собственные образцы беспилотных авиационных комплексов. Что касается традиционной авиации, то Госпогранкомитет намерен закупать новые вертолеты. Не буду пока называть ни производителя, ни марку, мы рассматриваем и изучаем разные варианты.

Две службы — одна задача

— Приближается сезон отпусков, увеличивается поток туристов. Какие мероприятия проводятся, чтобы уменьшить очереди на границе? Как идет процесс модернизации пунктов пропуска, насколько возрастет их пропускная способность?

— В апреле этого года для увеличения пропускной способности в пунктах пропуска принято решение о создании двух служб на границе. Суть изменений в том, чтобы непосредственно в пункте пропуска определять законность въезда или выезда из страны. Если же требуются какие-то дополнительные мероприятия по физическому контролю, то их будут проводить не на потоках движения транспортных средств, а на специально оборудованных площадках, в боксах и других помещениях. Таким образом мы обеспечим спокойное прохождение границы для законопослушных граждан.

Для комфорта водителей большегрузных автомобилей вблизи пунктов пропуска мы планируем создать сервисные зоны. Там водитель зарегистрируется, получит номерок и в ожидании своей очереди спокойно сможет принять душ, перекусить, посмотреть телевизор или посетить бутики, которые будут расположены в этих сервисных зонах.

Кроме того, ведется работа по реконструкции имеющихся и строительству новых пунктов пропуска. Приняты в эксплуатацию три автодорожных пункта пропуска — “Домачево” и “Козловичи” на польском участке и “Бенякони” на литовском, а также один железнодорожный — “Гудогай-2”.  В следующем году планируется завершить реконструкцию автодорожных пунктов пропуска “Урбаны” на границе с Латвией и “Привалка” на границе с Литвой. Подготовлены технические задания на проектирование еще восьми пунктов пропуска.

В горячее время важно правильно оценить обстановку и вовремя внести коррективы в расстановку сил и средств. Во время недавних майских каникул в России машины с российскими номерами ехали через Беларусь целыми колоннами. За полтора дня на границе с ЕС или Украиной на одном пункте могло быть по 100—150 автомобилей с российскими номерами. Однако белорусским пограничникам удалось оперативно увеличить пропускную способность в четыре раза, и при выезде россиян обратно очередей уже не было. Думаю, в летний период серьезных катаклизмов не будет. Очень важна информационная поддержка в этом вопросе. Ведь очереди были фактически в одном пункте пропуска — новая гута. Но когда людям объяснили, что рядом есть практически пустые пункты пропуска “Веселовка”, “Комарин”, потоки перераспределили, и напряженность сразу спала.

— В этом году исполняется 20 лет Отдельной службе активных мероприятий (ОСАМ). Спроси у любого встречного, что такое “Алмаз” или “Альфа” — каждый хоть что-нибудь да слышал. Чем же сегодня занимается пограничный спецназ, как вы оцениваете его деятельность?

— Отдельная служба активных мероприятий  органов пограничной службы —это наше элитное подразделение. Это те, на которых можно рассчитывать в любой ситуации, на кого можно возложить самые сложные задачи, будучи уверенным в их выполнении. Сегодня  в ОСАМ сосредоточены лучшие кадры органов погранслужбы. Уверен, что  доброе имя ОСАМ еще многие десятилетия будет обеспечивать надежную пограничную безопасность нашего государства.

Надежный тыл

— Думаю, немногие наши читатели знают, что нынешний глава Госпогранкомитета — боевой офицер. А среди ваших наград есть и орден Красного Знамени…

— По окончании Тбилисского военного училища по распределению попал в погранвойска, был направлен в Восточный округ, в Алматы. А оттуда в 1986 году судьба забросила в Афганистан. Через год службы получил первую медаль “За боевые заслуги”. Тогда наше подразделение получило задание нейтрализовать одно из бандформирований, и в открытом бою нам удалось подавить все огневые точки противника. В последние месяцы афганской эпопеи, когда объявили о выводе советских войск из страны, активность душманов возросла. Обстановка серьезно накалилась, было много нападений на наши гарнизоны. Пограничники покидали Афган последними, прикрывая выход 40-й армии. В один из дней моджахеды пытались захватить и наш гарнизон. Разгорелся нешуточный бой. Мы сразу же оказались в окружении, и в течение недели сдерживали натиск противника. Мясорубка была жуткая, но ребята выстояли. За тот эпизод я был награжден орденом Красного Знамени.

— Что в вашей жизни означает семья? Чем любите заниматься в свободное от службы время?

— Знаете, с тех пор как возглавил Госпогранкомитет, свободного времени практически не осталось. Жаль, что очень редко удается побыть с женой и детьми. И я безумно благодарен своей супруге за то, что она взяла на себя весь быт, поддержав меня в самые ответственные моменты жизни. Оба наших сына учатся сейчас в университете, один на энергетика, другой на транспортника. Я не стал противиться их решению, главное, чтобы они стали хорошими специалистами. Сам же я очень люблю машины, за рулем просто отдыхаю. В выходные никогда не пользуюсь служебным авто, все вопросы решаю на собственном “Ситроене”. Раньше занимался футболом, участвовал во всех соревнованиях. Когда получается, нравится в тишине побродить по лесу, собирать грибы, ягоды.

— Раскройте еще один секрет: о чем мечтаете?

— Сейчас уже больше мечтаю как руководитель. У нас очень много перспективных проектов, которые одобрил глава государства. И буду счастлив, если все задуманное удастся реализовать.

 — Впереди нас ожидает важное спортивное событие — чемпионат мира по хоккею. Насколько готова к нему погранслужба?

— Готовиться начали еще в прошлом году, участвуем во всех рабочих группах, созданных в правительстве. К концу года проведем модернизацию всех автоматизированных систем погранконтроля, обновим программное обеспечение. Пограничники интенсивно изучают иностранный язык. Некоторые изменения внесем в элементы формы одежды, чтобы она выглядела еще более эстетично и привлекательно. Обязательно учтем опыт и новшества коллег из Украины и Польши, принимавших у себя европейское первенство по футболу.

 

ng.by