Предание о постройке крепости в Старом Быхове

Многовековая история Быхова, в которой и по сей день много белых пятен, сама по себе является легендарной, ведь сведений о существовании народного предания из истории города до настоящего времени в официальных источниках не сохранилось. Вероятно, в один из переломных моментов  истории белорусского народа, оно было утрачено или забыто, ну а сохранилось только благодаря деятельности украинских ученых и фольклористов 19 века.

«Белорусское предание о постройке крепости в Старом Быхове»  записано со слов быховского жителя и изложено языком простым, разговорным, который был распространен в 19 веке среди простонародья.

Начинает рассказчик словами – «Давно то, за Литву, як Литва у старому Бихові крепость строила …», перенося слушателя во времена Великого Княжества Литовского, а точнее в конец 16 – начало 17 веков, когда была проведена постройка первых значительных укреплений на месте современного Быхова. Как известно, работы велись по распоряжению гетмана Великого княжества Литовского Яна Кароля Ходкевича. Известно, что строительство длилось несколько лет, и было продолжено могущественным родом Сапег, к которым Быхов перешел после смерти Ходкевича, по брачному договору.

Макет Быховского замка

Далее повествование описывает перед читателем картину строительства – возведение земляных укреплений, которые по таинственной причине долго не могли построить.  Сколько строители не старались, не сыпали земли – ничего не получалось, каждую ночь все сделанное за день исчезало, и чего бы только не делали — «…хоть кинь возьми!». И вот, однажды, когда в очередной раз вся работа пропала зря «… надумались якось, що робити». Собрались они все вместе и после долгих раздумий решили поступить по древнему обычаю. Послали строители на дорогу из города нескольких работников с такими словами: «… йдите геть шляхом и примечайте, як скоро буде хто йти против вас дорогою, берите и ведите его в город» — т.е. с указанием привести в Быхов первого встречного. Только так, и никак иначе – «А то крепості не збудують».

Посланным из города долго идти не пришлось: в скором времени они заметили кого-то на вдалеке, «… подошли ближче, стрічають: йде собі хлопец.» Не успели работники его схватить, как на дороге появилась девушка. Помня, что нужно делать, они, долго не сомневавшись, схватили вместе с парнем и девушку, а затем обоих повели в Быхов к месту строительства. «А в городі вже й яму ім наготували: так іх обойко, хлопца і девчіну, живих і засыпали землею…» После чего, по словам рассказчика, строительство наладилось – «і кріпость почала йти в гору, вже, що земли насиплюць, дак вона й лежить». Таким образом, с помощью человеческого жертвоприношения была спасена постройка крепости в Старом Быхове.

Известный русский ученый Д.К.Зеленин не зря утверждал, что у многих народов очень широко распространены предания о людях, которые были заживо замурованы в фундаментах или стенах разных построек, особенно средневековых замков и городских крепостей. Эти легендарные сказания не простой вымысел древней фантазии; все они некогда соответствовали исторической действительности. В их реальности убеждают, обнаруженные при раскопках, останки на месте разрушенных сооружений, а так же сохраняющиеся до наших дней пережиточные обряды и обычаи. Вот фрагмент литературного произведения XIX века, написанный по мотивам народных преданий:

«Завтра вы, мастера, не леняся, с утра

 На работу кремля выходите,

 И вон там, у угла, где дорога была,

 Вы закладывать башню начните».

 «Так-то так… Только, князь, есть обычай у нас,

 Что велит зарывать без пощады

 Всех, кто первым пройдет в день начала работ

 Там, где стену закладывать надо.

 Тот обычай не вздор, он идет с давних пор, —

 Самый Новгород тем ведь и крепок,

 Что под башней одной, за Софийской стеной,

 Там зарыт был один малолеток.

 Уж кому суждено, тот пройдет все равно,

 Будь то зверь, человек или птица;

 А иначе стена ведь не будет прочна,

 Да и строить ее не годится»

Вот так и в Быховском предании описывается один из древнейших языческих обрядов – принесение «строительной» жертвы, что делалось с целью обеспечения прочности и долговечности постройки. Считалось, что крепости через эту жертву становились будто бы неприступными (как и средневековый Быховский замок), готовые уже обрушиться стены продолжали стоять и держаться, а душа замурованного человека считалась верным стражем здания, спасая его от гибели и наступления врагов.

В том, что подобный обряд существовал на Белорусских землях в те давние времена, сомневаться не приходится. Несмотря на распространение христианства, значительная часть населения в это время придерживалась языческих традиций, о чем свидетельствуют письменные источники и материальные свидетельства. Так в записках игумена Ореста сохранилось упоминание о сожжении в Быхове в мае и июне 1687 года нескольких десятков чародеев; а ведь именно так велась борьба христианства с язычеством.

С течением времени обряд строительной жертвы уступил место обычаю считать духом нового дома душу первого умершего в нем человека. Во многих местах Беларуси даже в начале 20 века еще сохранялись обычаи строительной жертвы, но уже не человеческой, а животной – в основном курицы или петуха. В соседних регионах Украины в это же время известны случаи принесения в жертву крупного рогатого скота и лошадей. Даже сегодня среди строителей частных домов ходит обычай — под каждый угол новой постройки положить монету.

Говоря о сходстве Быховской легенды с другими, можно остановиться на легенде Гольшанского монастыря. Который был построен в 1618 году, однако, вскоре одна из стен неожиданно обрушилась. Рабочие восстановили постройку, но стена рухнула снова. Тогда владелец замка (из рода Сапег) пригрозил, что оставит строителей без оплаты и каменщики прибегли к древнему и распространенному тогда средству – для прочности решили замуровать в стену человека, который первым придет на стройку. Первой пришла жена самого молодого каменщика. Ее и замуровали в фундаменте строения.

Эта история передавалась от поколения к поколению в течении почти четырех веков, и считалась легендой. Около десяти лет назад при проведении очистительных работ, когда началась реставрация в подвалах монастыря, стена вновь дала трещину. В кладке 17 века был обнаружен женский скелет. Его неестественная поза свидетельствовала о том, что это не является обычным захоронением. Таким образом. Легенда превратилась в быль, став историческим достоянием Гольшан.

В Беларуси много похожих легенд, связанных с возведением каменных построек – замков, крепостей и башен, на первый взгляд они очень похожи, но есть и отличия. Быховское предание обладает собственными уникальными чертами, а его существование  предопределено историческим прошлым города.

Нам, быховчанам, необходимо помнить о том значении, которое придавалось постройке укреплений в Быхове его хозяевами, и о той роли которая отводилась пограничному Старому Быхову во времена Великого Княжества Литовского. Неоспорима масштабность работ, результат которых – насыпи валы и рвы частично сохранившиеся до наших дней, выстоявшие несмотря на все попытки белее чем столетнего их уничтожения. Вся средневековая история нашего города – это история неприступной крепости и ее долгих осад. Сегодня идет другая битва – сражение с вандализмом и безразличием.

Достоверным ли является предание? — Для меня, несомненно: сам рассказчик сообщает, что эту легенду рассказала его старая мать; и приводит вдобавок ее воспоминания о многолетней осаде Старого Быхова и жизни во времена Великого Княжества Литовского.

Ну, а если я кого-то не убедил – откройте свод  Михаила Драгоманова, изданный в 1876 году, на странице 246 и убедитесь сами.

Остается надеяться, что «Белорусское предание о постройке крепости в Старом Быхове» удастся вернуть из небытия, и оно займет свое истинное место в истории Быхова, ведь это — то, что досталось нам от предков – наше наследие.

 

Валерий Шунькин,

младший научный сотрудник районного историко-краеведческого музея

 

Предание о постройке крепости в Старом Быхове: 2 комментария

  • 27.12.2012 в 7:25 пп
    Permalink

    Интересная статья. Валерий уже не первый раз радует читателей обстоятельным и интересным материалом. Спасибо Валерию, музею и =Маяку=.
    Замурованные люди в стенах многих средневековых строений — известный факт. Разумеется, это делалось не случайно. Некоторым упрощением было бы думать, что верования и многие народные обычаи являются выдумкой и следствием невежества людей прошлого. В былые времена люди набирались опыта и знаний экспериментальным путём, путём наблюдений за окружающим миром, его закономерностями. К примеру, наблюдательный человек, проживший всю жизнь в условиях дикой природы, знает массу вещей, примет, закономерностей, о которых современный городской ч-к не имеет понятия. Современная наука, =заточенная= под практический материализм, в наши дни только подходит к осмыслению многих фундаментальных закономерностей окружающего мира, которыми в той или иной степени осознанно умели пользоваться люди века назад..

  • 18.01.2013 в 12:11 пп
    Permalink

    Вельмі цікава. Легенды — памяць продкаў!

Обсуждение закрыто.