Евгений Князев: Дух Вольфа Мессинга мне ни разу не навредил

Известный актер Евгений КНЯЗЕВ сыграл огромное количество ролей в театре и кино. Евгений Князев: Дух Вольфа Мессинга мне ни разу не навредилЕму везло на исторических персонажей. В разное время он выступал в образах и Фредерика Шопена, и графа Григория Орлова, и Льва Троцкого, и Григория Зиновьева. Наконец, одна из лучших работ актера — маг и предсказатель Вольф Мессинг в одноименном телесериале. А еще Евгений Владимирович является ректором знаменитого Щукинского театрального училища.

— Евгений Владимирович, недавно на канале «Россия» снова с успехом прошел сериал «Вольф Мессинг». Высокие рейтинги были и у новой версии «Мастера и Маргариты» режиссера Владимира Бортко. Сейчас снимают гоголевский «Вий». Как вы думаете, почему мистические истории пользуются у современного зрителя такой популярностью? Может, в нашей суровой российской действительности людям остается надеяться только на чудо?

— Возможно, но ведь в нашей жизни действительно случаются вещи загадочные, необъяснимые. Если задуматься, каждый найдет в своей судьбе нечто «сверх понимания». Многие видели вещие сны, которые сбывались. Например, я часто вижу во сне родителей. И как-то они даже предостерегали меня от одного неверного шага. Но только постфактум я понял, что это было предостережение, и не сделал так, как они говорили. И ошибся. Думаю, связь между людьми из разных миров существует, я верю в бессмертие души.

Иногда я обращаюсь к духу Вольфа Мессинга с такими словами: «Если мы что-то сделали против вас, Вольф Григорьевич, прошу у вас прощения!» Но его дух мне ни разу не навредил. Кстати, в прессе выдумывали всевозможные мистические истории, якобы случившиеся во время работы над сериалом. Мол, Роман Гречишкин, игравший великого прорицателя в молодости, учившийся у меня на курсе, погиб при мистических обстоятельствах. Но все эти истории притянуты за уши и к фильму не имеют отношения. Ромочка вообще умер (его сбила машина), когда была пауза в съемках. К сожалению, трагедии не редки в нашей жизни и без всякой мистики могут случиться с каждым.

— Знаменитый Рубен Симонов однажды сказал: «Ты можешь вести какой угодно образ жизни, можешь не спать всю ночь. Но утром в 11 часов будь любезен быть на репетиции в накрахмаленной сорочке, в «бабочке» и выглядеть как огурчик!»

— И еще Симонов добавил: на репетициях актер должен выкладываться на все сто!.. Вообще нужно постараться жить яростно, чтобы много чего успеть и ощутить в этой жизни. Например, сесть в поезд в общий вагон, приехать в Петербург и посмотреть спектакль БДТ «Три мешка сорной пшеницы». И в тот же вечер вернуться в Москву. Было у меня такое, и не раз. А как мы, студенты, попадали в Малый театр или на знаменитый спектакль «Ревизор» гастролирующего в Москве рижского театра! Собирались большой толпой, кто-нибудь один отвлекал билетера, упрашивал, умолял его пропустить без билета «бедного студента». И вдруг с другой стороны толпа как рванет!.. А дальше бегай по театру, лови нас, как ветер в поле! Мы успевали все: и посмотреть спектакли, и погулять, и почитать, и поспорить, и выпить, и полюбить. Ко всему была тяга. И есть до сих пор.

— Некоторые актеры перед началом спектакля боятся момента выхода на сцену, придумывают всякие способы, как заглушить страх. У вас есть подобные комплексы?

— «Сцены не надо бояться, — говорила мне Юлия Константиновна Борисова, — она всегда поможет тебе». Вот сцены я точно не боюсь и верю: даже если что-то случится, тьфу-тьфу-тьфу, сцена действительно поможет. У меня не так давно была подобная ситуация на спектакле «Маскарад». Пришел в театр и говорю режиссеру Туминасу: «Римас, у меня очень болит спина, я не смогу сыграть ни одной мизансцены». «Хорошо, — отвечает он, — попробуй хотя бы статично стоять…» Я с трудом надеваю костюм, еле-еле дохожу до сцены… и вдруг чувствую: боль куда-то уходит. Вышел — вообще все прошло! А после спектакля опять скрутило…

— Как вы относитесь к другим «околотеатральным» болезням, например к «звездной»?

— Знаете, я работаю в таком театре (Театр им. Вахтангова. — Прим. «Р».), где нет спесивости. Для Василия Ланового, например, нет ничего зазорного в том, чтобы спуститься в метро. Если такой величины артист может позволить себе такое, что же я буду кокетничать или «звездить»? Я отношусь к себе трезво, требовательно, как меня и учили.

— Всем известна поговорка «Природа отдыхает на детях великих». Ваш преподавательский опыт подтверждает ее или опровергает?

— У Пушкина есть такая фраза: «Кто не умеет беречь отцовское наследство, тот все-таки умрет в нищете, несмотря ни на какие демонские усилия». Среди детей, которые к нам поступают, имея за спиной очень серьезных родителей, есть те, которые хотят вырваться за рамки знаменитой фамилии, сделать свое имя громким. Но бывают и такие, кто хочет пользоваться дивидендами фамилии, не прикладывая больших усилий. Во втором случае, как правило, ничего хорошего не получается. А вот когда у человека есть такая самоцель, когда самолюбие срабатывает — это может творить чудеса. Константин Аркадьевич Райкин многократно говорил, как над ним довлела фамилия отца. Поэтому он работал в десять раз больше, чем обычный студент. Ну вот он и наверху. И есть Аркадий Райкин, а есть Константин Райкин — две равновеликие фигуры.

respublika.info