Рабби Давид Лурия (Радаль) из Старого Быхова

МОРДЕХАЙ РАЙХИНШТЕЙН.

Рабби Давид родился в Быхове в 1798 г. — году смерти Виленского Гаона, в известной раввинской Рабби Давид Лурия (Радаль) из Старого Быхова семье. Он потомок Мааршаля [1] в восьмом поколении. Его отец, реб Юдель Лурия, был женат на дочке раввина Исраэля Раппопорта, руководителя рав­винского суда города Быхова. Он был одним из крупнейших купцов Могилевской губернии, а также славился своей мудростью в решении житейских вопросов и добрыми делами. Рабби Дов-Бер (сын рабби Шнеура Залмана из Ляд, второй реббе ХаБаДа) писал своим хасидам, чтобы они во всех вопросах слуша­ли его совета, ибо он один из мудрейших людей губернии. Реб Юдель Лурия раздавал огромные суммы денег бед­някам Быхова, двери его дома были открыты для любого еврея, приезжающего в город. Несмотря на то, что многие люди, которым он одалживал деньги, не возвращали долги, он никогда не обращался в не­еврейский суд, чтобы взыскать долги. Реб Юдель Лурие отличался огромной любовью к Торе и заповедям. Наградой ему за это явилось то, что три его сына стали мудрецами Торы. Старший сын, рав Цви Гирш, был правед­ным евреем и мудрецом Торы. Каждый год он заново повторял весь Вавилонский Талмуд. По­стоянно изучая Тору и не занимая официальных должностей, он прожил всю жизнь в Быхове и умер в возрасте 70 лет, при жизни отца. Второй сын, Аарон Лурия, был раввином в Минске. Самым известным оказался третий сын Давид, которому и посвящён наш очерк. Реб Юдель Лурия умер в возрасте 91 года, находясь до по­следнего дня в ясном сознании, окруженный детьми, внуками и правнуками.

Рабби Давид с детства поражал всех удивительными способно­стями в изучении Торы. В возрас­те 5 лет он уже знал весь Танах с комментариями Раши и Радака, а также грамматику Святого языка. В 6 лет он приступил к изучению Талмуда с комментариями Раши и Тосафот. Отец нанял для него специальных учителей Талмуда, которые были известными рав­винами. В 9 лет он уже знал 9 первых трактатов Талмуда. В 10 лет рабби Давид знал наизусть все 6 разделов Мишны.

В возрасте 9 лет с ним произошла следующая история. В один из вечеров в комнату, где он изучал Тору, зашел его отец с одним бы- ховским князем. Вместе с ними был также учитель, которого князь привез для своего сына из Франции. Учитель проэкзаме­новал маленького Давида, и все были потрясены его познаниями в области математики. Князь дал ему подарок и договорился с от­цом, что каждый день загранич­ный учитель будет заниматься один час с его сыном. Это было как раз то время, которое было предназначено для повторения Талмуда. Отказаться было невоз­можно. Давид же совершенно не хотел тратить время на что-либо, кроме Торы. Он проплакал всю ночь. Наутро, за городом, учителя нашли убитым.

В 13 лет рабби Давид женился на дочке крупного виленского купца и знатока Торы, дед которой был учеником Виленского Гаона. Когда он приехал в Вильно, для знакомства с семьей невесты, его выступление в Большой синагоге города произвело на собравшихся огромное впечатление. Первое время после свадьбы рабби Да­вид жил в Вильно, где было много мудрецов Торы. Общение с ними оказало на него огромное влияние. Особенно близкие отно­шения сложились у него с рабби Шаулем Каценеленбогеном. [2] За те 4 года, что рабби Давид про­вёл в Вильно, он и рабби Шауль, несмотря на большую разницу в возрасте, несколько раз за­вершили полный цикл изучения Вавилонского Талмуда. Подход к изучению Торы рабби Шауля оказал на рабби Давида огромное влияние. В 17 лет рабби Давид уже закончил свой первый труд — комментарий на трактат «Брахот» Вавилонского Талмуда.

Когда ему исполнилось 18 лет, рабби Давид с семьей возвра­щается в Быхов. Чтобы он мог в спокойной обстановке про­должать изучение Торы, его отец сделал специально для него бейт- мидраш. Даже для молитвы ему не нужно было прерывать заня­тия. В установленное для молитв время туда приходил специально приглашенный миньян, и после молитвы рабби Давид мог сразу продолжать занятия. Тут он напи­сал комментарий на весь Танах, Мидраш Пиркей дерабби Элиэзер и книгу Мехильта, примечания к Вавилонскому и Иерусалимскому Талмудам, на алахические респонсы гаонов, Рамбама и Шуль- хан Арух, а также комментарий к книге Зоар — «Нефеш Давид» («Душа Давида»). Кроме того, в это же время им было написано множество ответов на вопросы, поступавшие к нему в самых раз­ных областях еврейского закона. По свидетельству современников рабби Давид отличался фено­менальной памятью. Ему было достаточно бросить несколько взглядов на страницу любой книги, чтобы она, как фотогра­фия, полностью отпечатывалась в его памяти. В одну из поездок в Вильно, к своему учителю рабби Шаулю, он по его просьбе заехал в Воложин к основателю иешивы рабби Хаиму. Последний был поражен глубокими познаниями гостя в Торе и благословил его со словами: «Да станет известным твое имя в мире!». Несмотря на свой огромный авторитет в мире Торы Радаль отказывался занимать официальные раввин­ские посты. В 1854 году его при­гласили на должность главного раввина Варшавы, которая в то время была одним из крупнейших городов еврейской диаспоры. Под этим приглашением стояли подписи крупнейших раввинов города, включая рабби Ицхака Меира Альтера. [3] Радаль принимал активное уча­стие в решении практически всех важных вопросов еврейской жиз­ни. Во время пребывания в 1846 году М. Монтефиоре [4] в Вильно, он приезжал туда для перегово­ров с ним. А когда реформисты, набиравшие уже общественный вес в еврейской среде, начали предпринимать попытки из­менить порядок молитв, Радаль резко оппонировал им.

В 1835 году, в возрасте 37 лет , Радаль, по примеру Виленского Гаона, отправляется в доброволь­ное изгнание («галут» [5]) далеко от Быхова, в район Волыни. В этих же местах ранее находился в изгнании рабби Хаим из Воложина. Будучи 18 месяцев вдалеке от родных мест, он, тем не менее, не уменьшал интенсивности в из­учении Торы.

В 1838 году Радаль пережил, в результате оговора, одно из са­мых тяжелых испытаний — арест и заключение в Шлиссельбургскую крепость. Приведем только один эпизод. Желая скрыть от под­следственного во время одного из допросов содержание своей беседы, следователи заговорили на французком языке. Радаль встал со своего места и отошел, чтобы их не слышать. Ведший допрос сразу грозно обратился к раввину со словами: «Кто позво­лил тебе встать?» «Вы, видимо, перешли на французский язык, чтобы я не понял вас» — ответил Радаль на изысканном француз­ском языке. — «Но поскольку я не хочу вводить вас в заблуждение, то отошел, чтобы не слышать, о чем вы говорите». Следователи немедленно изменили своё от­ношение к нему, а вскоре он был полностью оправдан и освобож­ден из крепости.

Подобно своему отцу, Радаль много занимался благотвори­тельностью. Как и Виленский Гаон, он хорошо разбирался во многих науках, включая медици­ну, прекрасно владел рядом ино­странных языков. Но и ради всего этого он никогда не прерывал занятий Торой. Светские науки, иностранные языки он постигал в таких местах, где запрещено учить Тору, например в туалете. Многие больные приходили к нему. Если человек был не в состоянии оплатить лекарства, Радаль вместе с рецептом писал аптекарю записку с просьбой отпустить лекарство бесплатно, а его стоимость записать на его счет.

Рабби Давид Лурия скончал­ся в Быхове в возрасте 58 лет. В последний путь его прово­жали все жители Быхова. В похоронах принимала уча­стие даже городская полиция в форменных мундирах. Для прощания гроб с его телом был внесен в главную си­нагогу Быхова и установлен на биме, — месте, где читают Тору. Этой огромной чести удостаиваются только вели­кие мудрецы Торы.

Ссылки:

1 Шломо Лурия (Мааршаль) — автор многочисленных ком­ментариев на Вавилонский Талмуд, которые сегодня можно найти в любом его стандартном издании. Другая важная его работа, Ям шель Шломо, — фундаментальный труд, содержащий глубокий ана­лиз вопросов, обсуждаемых в Вавилонском Талмуде. Родился в Бресте в 1510. В 1554 г. стал главным раввином в Остроге, где основал знаменитую, в свое время, Острожскую ешиву. Он был назначен правительством на должность главного раввина всей Волыни. Из Острога Мааршаль был приглашен раввином в Лю­блин, где, по преданию, выстроил великолепную синагогу на 3000 чел., носящую до сих пор его имя. Мааршаль умер в Люблине в 1573 г. Он находился в дружественных отношениях с рабби Моисеем Ис- серлишем (Рамо), с которым вел оживленную переписку.

2  Рабби Шауль Каценеленбоген — выдающийся знаток Талмуда, жил и умер в 1825 г. в Вильне. Ученик Виленского Гаона. Зани­мал в Вильно пост маггида. Автор комментариев к Вавилонскому Талмуду.

3    Рабби Ицхак Меир Алтер (1789-1866) — основатель гурского направления в хасидизме, кото­рое было одним из крупнейших направлений в ортодоксальном еврействе Польши вплоть до Ка­тастрофы. Сегодня гурские хаси­ды играют одну из ведущих ролей в религиозной жизни Израиля.

4 М.Монтефиоре (1784-1885) — один из крупнейших бизнесменов Европы конца 18 — начала 19 вв., был награждён рыцарским зва­нием «сэр», но главным в своей жизни считал служение иудаизму. Стал известен своей широкой благотворительностью, оказывал огромную помощь еврейским общинам на Святой земле и в диа­споре, неоднократно употреблял свои разнообразные связи в пра­вительственных кругах многих стран для помощи попавшим в беду евреям.

5 В Мидраше Мишлей сказано: «Если человек не отправляется в изгнание для изучения Торы, значит он никогда не учил Тору»

6           Подробно об этом см. статью Александра Литина в 1 части книги «История могилевского еврейства…».

Основой для написания этой статьи послужила «Толдот Радаль» («ИсторияРадаля»), которую написал издатель его книграв Шмуэль Лурия.

Подготовил Семен ДВОСКИН,

г. Быхов.

Рабби Давид Лурия (Радаль) из Старого Быхова: 1 комментарий

  • 08.12.2012 в 11:04 пп
    Permalink

    Спасибо, интересно и познавательно.

Обсуждение закрыто.

Wordpress snowstorm powered by nksnow