Как интернет спас жанр романа («The Wall Street Journal», США)

Люди, чью жизнь захлестнула цифровая волна электронной почты, текстовых сообщений и социальных сетей, стали все чаще интересоваться противоположной крайностью: в настоящее время в США и Британии ежегодно публикуется рекордное – более 100 тысяч – количество новых романов.

В течение многих лет неоднократно звучали заявления о том, что жанр романа умер. Еще в 1902 году Жюль Верн предсказал, что романы «вытеснят ежедневные газеты», которые будут настолько мастерски «приукрашивать повседневные события», что читателям больше не нужна будет высокохудожественная проза, чтобы питать их воображение. Однако спустя целое столетие жанр романа все еще жив. В своем эссе, опубликованном в 2010 году в журнале American Scholar, Свен Биркертс (Sven Birkerts) назвал роман «жизненно важным антидотом той ментальности, которую насаждает интернет». Ранее в этом году в Harvard Business Review была опубликована статья под названием «Экономическое обоснование чтения романов».

Если романы способны помочь потерянным в цифровом мире людям вновь обрести равновесие, то бестселлер Марка Хелприна (Mark Helprin) под названием «На солнце и в тени» («In Sunlight and in Shadow»), вероятно, может стать лучшим лекарством. Автор рецензии, недавно опубликованной в Wall Street Journal, назвал роман г-на Хелприна на 705 страницах «величайшим анахронизмом не только по своей структуре, но и по убежденности в том, что литература должна служить высшим ценностям», а его главных героев – наделенными «честью, силой, мужеством, мудростью и добродетелью».

Главными героем и героиней книги стали Гарри Коупленд, парашютист, только что вернувшийся домой после Второй Мировой войны, и Кэтрин Хейл, молодая и богатая певица. В романе раскрывается множество самых разных тем – от любви и войны, до коррупции правительства и мафии.

Этот роман можно также назвать одой Нью-Йорку 1940-х годов:

«В длинных улицах города, выкрашенных в сотню оттенков серого, в облаках густого белого дыма и драках голубей, которые мельканием тысячи крыльев напоминали огромные венецианские жалюзи; у оснований пирсов, к которым плавно причаливали паромы, скользящие по зеркальной глади воды, в то время как из их цилиндрических труб валил дым, оставлявший длинный след на белом полотне неба; в путанице улиц; в череде машин, каждая из которых стремилась к полной автономии и независимости и, тем не менее, была вынуждена двигаться вместе со всеми; в шуме, слишком неровном и многослойном, чтобы разобрать в нем отдельные звуки, за исключением шороха прибоя, мерно прокатывающегося по побережью Лонг-Айленда; в волшебстве лиц, которое не способны полностью передать даже самые великие художники – во всем этом жил город, город почти середины столетия, когда новая эпоха уже начала молча вытеснять старую и когда невинные формы прошлого, оцепеневшие под жестоким ударом войны, все еще были живы».

Чтение романа, подобного роману г-на Хелприна – независимо от того, держите ли вы в руках его печатную версию или электронную книгу – требует от нас серьезной концентрации в эпоху жевания за компьютером. Во времена, когда многие авторы романов цинично подробно описывают человеческие несовершенства, в книге «На солнце и в тени» появляется Гарри Коупленд, который служит доказательством значимости жизнеутверждающей литературы, имеющей особое значение в наш цифровой век:

«Несмотря на то, что четкая форма исчезает практически сразу, сущность остается. В той книге, которую вы читаете, разница между великим и обыкновенным человеком – это нечто, едва различимое, нечто, что выходит за рамки статичной формы. Это невозможно объяснить, суть этого всегда ускользает, и именно поэтому те, кто не могут этого понять иначе чем своим разумом, склонны отрицать это, потому что им не дано этого увидеть».

Г-н Хелприн уже писал о влиянии технологий в своей книге 2009 года об авторских правах под названием «Цифровое варварство». Он говорил об «атомизации внимания, ослаблении концентрации, триумфе изображения над словом, о многозадачности, волне плагиата, неточном цитировании и, конечно, о различного рода нападках на независимые голоса и стимулы к творчеству».

(Поясню: я встречался с г-ном Хелприном много лет назад, когда я пытался отредактировать его статью для колонки комментатора в Wall Street Journal. Он всегда умел отстаивать свою точку зрения в спорах с редакторами – взять, к примеру, его особую теорию о том, как нужно расставлять запятые. Кроме того, я вхожу в совет директоров издательского дома Houghton Mifflin Harcourt, который публикует роман «На солнце и в тени».)

Г-н Хелприн, который также является автором романов «Зимняя сказка» и «Солдат великой войны», живет на ферме недалеко от Шарлоттсвилля, штат Вирджиния. Он обычно проверяет свою электронную почту вечером и никогда не пользуется голосовой почтой. В нашем с ним разговоре, который состоялся на прошлой неделе, он рассказал, что он до сих пор пишет свои книги от руки: первый вариант он пишет черными чернилами, а затем вносит в него коррективы красными, синими и, наконец, зелеными чернилами. «Когда я заканчиваю работу над книгой, страницы выглядят как картины Джексона Поллока, – говорит он. – Но в этой работе есть нечто удивительное – концентрация».

Он сравнивает цифровые технологии с «шоколадной зависимостью, от которой вы, в конце концов, устаете и обращаетесь к более здоровому питанию». Он признался: «Я никогда не отправлял текстовых сообщений и не публиковал твиты, поэтому мне неизвестно, на что это похоже, когда вас засасывает лишенный сосредоточенности мир, но у меня есть одно предположение: когда я нахожусь в аэропорту, моя голова непроизвольно поворачивается к телевизионному экрану, потому что яркое изображение на нем требует мгновенного ответа».

Чем больше времени люди будут тратить на разглядывание пикселей на цифровых мониторах, тем сильнее они будут тосковать по чему-то иному. Именно поэтому качественный роман сейчас жив как никогда.

inoСМИ.Ru

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

V открытый региональный конкурс детских инструментальных ансамблей состоялся на базе детской школы искусств г.Быхова

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Минтруда рассказали, какие изменения планируются в законе об охране труда в 2025 году

23 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси появится собственная операционная система и браузер

23 апреля 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОРВИ у детей

23 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Минэнерго: БелАЭС позволила заместить 7,7 млрд кубометров природного газа

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Делегат ВНС: я готова активно и достойно работать на благо родной Беларуси

23 апреля 2024
В МИРЕ

Украинские власти переименуют более 340 населенных пунктов из-за отсылок к советскому прошлому

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024