Взрослые вопросы о детских проблемах

На вопросы по поводу работы детских дошкольных учреждений  ответил заместитель министра образования Василий Будкевич.

– Сколько детских садов работает в республике? Сохранилась ли у нас система ведомственных садов? Есть ли частные?
– Сейчас у нас работает 4091 дошкольное учреждение. Из них 115 ведомственных, 9 частных. Они могут принять более 451 тыс. детей, а посещают их около 388 тысяч. Если в столице в новых микрорайонах мест не хватает, то в некоторых малых городах и деревнях группы недоукомплектованные. Все зависит от демографической ситуации в том или ином регионе.
В прошлом году из-за снижения числа детей дошкольного возраста в целом по республике было закрыто 22 детских сада. Больше всего в Могилевской области – 6. В Гродненской закрыли 5 дошкольных учреждений, в Минской и Витебской – по 4, в Гомельской – 2, Брестской – 1.

– Нужно ли сейчас родителям становиться на очередь для определения ребенка в детский сад? Возможно ли определить свое чадо с 1 года, 2 лет либо только с 3?
– В соответствии с Указом Президента от 26.04.2010 г. №200 “Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан” направление в дошкольное учреждение выдается местным исполнительным и распорядительным органом в день обращения родителей. Однако сегодня существует дефицит мест в дошкольных учреждениях в городах в микрорайонах-новостройках и районах с высокой плотностью жилой застройки. Родителям, проживающим в таких районах, мы советуем заранее побеспокоиться и поставить ребенка на учет для получения места в дошкольном учреждении. Для этого необходимо обратиться в управление (отдел) образования по месту нахождения дошкольного учреждения. Им нужно заявить специалисту, с какого возраста они хотят определить ребенка в детский сад – с года, 2 лет или в 3 года и т.д.
Специалисты управления (отдела) образования ежегодно комплектуют дошкольные учреждения под конкретный запрос родителей (количество групп каждой возрастной категории детей). Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 147 Кодекса Республики Беларусь об образовании в дошкольных учреждениях создаются группы первого раннего возраста – до года, второго раннего возраста – от 1 года до 2 лет, первая младшая – от 2 до 3 лет и т.д. Ребенка можно определить в дошкольное учреждение не только в три года, но и раньше, в соответствующую возрастную группу при наличии свободных мест.

– В связи с падением рождаемости группы в детсадах – малокомплектные или переполненные? Сколько, кстати, в них должно быть детей по нормативу?
– Наполняемость групп каждой возрастной категории детей определена в Кодексе об образовании. Например, во второй младшей (от 3 до 4 лет), средней (от 4 до 5 лет) и старшей (от 5 до 6 лет) группах она не должна превышать 20 воспитанников. Но в зависимости от ситуации с детсадами бывает по-разному.

– Каковы потребность и обеспеченность специализированными садами для детей с особенностями психофизического развития? Есть ли в обычных детских садах группы для слабослышащих, слабовидящих и других детей?
– В нашей стране обеспечивается право ребенка с особенностями психофизического развития на получение образования. И оно реализуется с самого младшего возраста. Сейчас функционируют 47 специальных дошкольных учреждений, ежегодно увеличивается количество специальных групп. В 2011 году всего их было 1363, в том числе 21 – для детей с нарушениями слуха, 158 – для детей с нарушением зрения, 1063 – для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Реализация государственной политики по обеспечению своевременной коррекционно-развивающей помощи детям с особенностями психофизического развития направлена на сохранение таких групп интегрированного обучения и воспитания детей в детсадах и яслях общего назначения. В обычных детсадах таких групп сейчас 544. Так что родители сами решают, куда им направить ребенка. С учетом, конечно же, рекомендаций медиков.

– Как сегодня развиваются детские сады с санаторными группами? Организуется ли у нас выезд детских садов летом за город?
– По-прежнему востребованными остаются санаторные дошкольные учреждения и санаторные группы для детей с различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, онкологическими, туберкулезом и др.), в которых они получают образование и оздоровление. За прошлый год было открыто 72 санаторные группы, а всего их сейчас в детсадах 1227. У нас работают и 83 санаторных дошкольных учреждения.
В наших детсадах и яслях создаются необходимые условия для оздоровления детей. Но только в Гомельской области ребятишек дошкольного возраста летом оздоравливают в детских реабилитационно-оздоровительных центрах.

– Есть ли у родителей возможность при необходимости устроить ребенка на так называемую пятидневку?
– Да, такая возможность у родителей есть. Сегодня большинство наших дошкольных учреждений работают в течение 5 дней, 2,5% имеют шестидневный режим работы. Режим работы дошкольного учреждения устанавливается учредителем по запросам родителей. Он может составлять от 2 до 7 часов, 10,5 часа, 12 и 24 часа, когда дети ночуют в саду. Это влияет на оплату. Кстати, она зависит от возраста ребенка, от вида детского дошкольного учреждения и от режима пребывания. Ведь чем дольше он находится в саду, тем больше на него тратится средств.

– Есть ли в наших детсадах проблема с кадрами?
– Сегодня все дошкольные учреждения укомплектованы кадрами, в том числе и помощниками воспитателей. В этом учебном году 486 выпускников педвузов и колледжей направлены в детсады, где они будут работать воспитателями.

– Что рекомендуют специалисты по детскому дошкольному образованию, если ребенок часто болеет?
– К пребыванию в дошкольном учреждении ребенка необходимо готовить заранее. Родители могут узнать режим дня детского сада и к тому времени, когда он пойдет туда, максимально приблизить домашний распорядок к этому режиму (время сна, питания, прогулок и т.д.). В период адаптации к новым условиям у детей возможно снижение сопротивляемости организма. Это может проявляться в виде повышения температуры, либо ребенок становится капризным. Родителям в это время нужно быть более чуткими, внимательными и терпеливыми к ребенку, а также соблюдать рекомендации воспитателя и медработника. Если он будет часто болеть, можно определить его в санаторную группу.

– Что делать, если по каким-то причинам назрел конфликт между воспитателем и родителем? Есть ли у родителей возможность поменять это непонравившееся дошкольное учреждение, не привязываясь территориально, или место регистрации (проживания) играет роль?
– Воспитатель и родители являются самыми главными участниками образовательного процесса и должны сотрудничать, понимать друг друга. Для блага ребенка, для сохранения и укрепления его физического и психологического здоровья, для развития. Однако в жизни все бывает. Если все-таки возник конфликт, то необходимо попытаться его решить с воспитателем. А если это не удается – обратиться к заведующей дошкольным учреждением.

В ситуации, когда руководитель учреждения не принимает с вашей точки зрения необходимых мер, либо компромисс не найден, обращайтесь в свой отдел образования.

Телефоны горячей линии Министерства образования: (8-017) 222-43-12, 200-14-82, 222-65-69.
В нормативных правовых актах в сфере дошкольного образования не закреплена норма предоставления места только в детском саду, который находится в непосредственной близости от места жительства. Родители имеют право выбрать любое дошкольное учреждение, как им удобно – по месту жительства, рядом с местом работы и т.д. При наличии в нем свободного места направление выдается местным исполнительным и распорядительным органом в день обращения.

– Должны ли ребенка готовить в детском саду к школе?
– Освоение детьми учебной программы дошкольного образования предполагает их подготовку к следующему уровню образования – общему среднему.

Эти требования выполняются и в государственных, и в частных детсадах.

А для детей пятилетнего возраста, которые не посещали дошкольные учреждения, в детсадах либо школах (где есть помещения) открываются специальные группы по подготовке к школе. У нас норматив охвата детей такой подготовкой выполняется на все 100%. Так что в детском саду либо в такой группе его подготовят к школе.

Последние новости

ПРЕЗИДЕНТ

Выступление Лукашенко перед делегатами ВНС – полная версия

24 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

“Очень важно сейчас не разрушить наше единство”. Первые слова Лукашенко в должности председателя ВНС

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко избран председателем Всебелорусского народного собрания

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко на ВНС: мы должны быть сильными, время выбрало нас

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: если не хотим сидеть в окопах, должны работать, в Год качества – сделать невозможное

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко о достижениях суверенной Беларуси: мы никогда еще так хорошо не жили, как сейчас

24 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: чтобы сохранить статус сильной нации, белорусам надо становиться еще сильнее

24 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко: Беларусь и Россия – образец союза суверенных народов

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: попытки раздавить русских и белорусов мотивировали нас на восстановление былой мощи

24 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Лукашенко: народ Беларуси знает, что значит быть сильным во имя мира

24 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024