Автостоп: Кого подбрасывают чаще — парней или девушек?

Девушек-стопперов никогда не подбирают женщины, а парни-автостопщики разработали свой «кодекс чести».

Вереница нескончаемых дорог, знакомства с очередными попутчиками, новые города… Таковы слагаемые счастья людей, именующих себя стопперами. Это движение зародилось, когда наши мамы и папы танцевали под безудержные ритмы группы «Битлз» и называли себя модным тогда словом «хиппи». Прошло время, а неизведанные тропы все так же будоражат молодые сердца. Романтики дорог по-прежнему хотят оставить след на географической карте мира. Но чем отличается взгляд на автостоп у парней и девушек? Попытаемся это понять.

Девушки бывают разные

Встречаюсь на Немиге с Люсей Леонтьевой, студенткой 4-го курса Института журналистики БГУ. В Минске она на пару дней, нужно решить некоторые дела, а потом… Карпаты. Автостопщики никогда не сидят на месте. Тем более тяжело их застать летом — в самый пик автостопа. Мне повезло.

«Стопперский» стаж этой девушки — один год, общий километраж пройденных ею дорог — около 10 тысяч.

— Я объездила все областные города Беларуси, была в Вильнюсе, Санкт-Петербурге, Москве, в российской глубинке и могу точно сказать: у меня гораздо больше шансов «поймать» машину, чем у парня. Мы вызываем доверие, это правда. Но если вы девушка-стоппер, можете навсегда забыть, что такое женская солидарность — на дороге ее нет, — улыбается Люся. — Я могу припомнить лишь пару случаев, когда останавливалась женщина-водитель. И еще нюанс: даже если за рулем мужчина, но рядом с ним сидит дама — «стопить» машину бесполезно, она все равно промчится мимо.

— А что насчет собственной безопасности? Девушка, и одна на дороге… Настоящий магнит для неприятностей.

— Да, это в какой-то степени авантюра, но я не вожу с собой ни ножи, ни бейсбольную биту. Говоря об этом, не стараюсь показаться какой-то невозмутимой девушкой, которая полностью уверена в своих силах. У меня просто есть своего рода поверье: если берешь с собой оружие, оно тебе обязательно пригодится.

И без забавных историй, конечно, не обходится. Например, Люсе довелось как-то раз ехать с полковником, который всю дорогу пытался сосватать ей своего сына. Он, кстати, ехал в той же машине. Просто так отвязаться не удалось — оставила настойчивому полковнику номер телефона.

— А потом через пару дней села в машину к поляку. Он протягивает мне румынский лей (оказалось, пару дней назад был в Румынии и возвращался назад) и говорит, что если смогу его разорвать, то он не будет просить мой номер. Но оказалось, что эта валюта чем-то похожа на китайские юани: сделана не из привычной бумаги, а из полимера — это и обеспечивает полную сохранность банкноты от всякого рода повреждений. Даже если попытаться ее перегнуть, она вернется в первоначальное состояние. Пришлось оставить свои контакты. Потом звонили оба: и поляк, и неугомонный полковник.

Вышла за хлебом — уехала в Питер

— Первый раз я поехала стопом в Бегомль к друзьям и сразу поняла, что не смогу без этого жить, — вспоминает Люся. — Сейчас иногда принимаю решение о поездке за пару часов до того, как нужно выдвигаться. Однажды, помню, позвонили и предложили ехать в Петербург. Собрала рюкзак буквально за полчаса — во всей этой спонтанности и есть самый сок автостопа. В Питер приехала, конечно, без паспорта. Но мне повезло: колоритная одежда сыграла свою роль, и меня приняли за питерскую. А вот мою подругу милиционеры попросили показать документы.

Что касается выбора города, то у большинства стопперов особых параметров нет: едешь туда, где еще ни разу не был или где проходит какое-нибудь мероприятие. А некоторые и вовсе развлекаются тем, что закрывают глаза и наугад указывают пальцем на карту. Что выпало — туда и отправляются.

У автостопщиков есть негласные правила этикета. Самое главное — оставить после себя только хорошее впечатление у водителя.

— Это очень важно, в противном случае он не подберет другого стоппера, а ведь все автостопщики — братья, — убеждена Люся. — Каждый из нас заботится по мере своих сил, чтобы другой из нашей братии доехал до пункта назначения с наименьшими затратами — временными, физическими и моральными. Мы и на магистрали, если встречаем других автостопщиков, приветствуем друг друга и желаем удачной дороги. Случается, тебя уже подобрал водитель, но ты видишь, что по дороге идет твой собрат, а в машине есть еще свободное место, тогда всегда просишь остановиться и взять его тоже.

Этот парень был из тех…

Мой следующий собеседник — 20-летний минчанин Иван Балауш. Общий километраж намотанных дорог — 18 тысяч, стопперский стаж — 4 года.

— Что меня выгодно отличает от девушки-стоппера? Парень увереннее себя чувствует на дороге, на этом преимущества перед слабым полом заканчиваются, — улыбается Иван. — Да и барышни за рулем нас тоже особо не жалуют. На моем веку только пару раз женщины-водители останавливались, чтобы подвезти. Это и понятно, — смеется Иван. — Внешность моя, наверное, не внушает особого доверия. Несколько раз спрашивали даже, в шутку конечно, не бандит ли я. А бывало и такое, что водители интересовались, выпиваю я или нет, а если да, то сколько. Не успеваю сообразить, что ответить, а кто-нибудь из салона уже достает бутылку и стопку. А бывали моменты, когда спрашивали, есть ли у меня права. Водитель ночь в пути и просто отчаянно ищет замену себе в стоппере. Но, к счастью или несчастью, водительских прав у меня нет.

— Среди автостопщиков ходит такое поверье: если ты намотал уже порядка 40 000 километров (что составляет длину экватора), то автоматически получаешь защиту от всех невзгод на дорогах, — улыбается Иван, — тебе должно везти во всем.

За четыре года стажа автостопщик Иван приобрел массу полезных навыков и стал в какой-то степени психологом. Например, иногда, когда стоит на дороге, а стрелки часов отмеряют уже второй круг, начинает что-то менять во внешности: расстегивает пуговицу на рубашке, надевает очки или, наоборот, снимает их, переставляет сумку с одной стороны на другую. И через минут пять—десять… машина останавливается. Кажется, что это мелочи, но ведь стоппер не видит себя глазами водителя. Приходится экспериментировать.

— Помню, останавливаю иномарку — в ней два украинца. Сажусь на заднее сиденье, а они мне: «Пристегнись». Чувствую, сейчас что-то будет. Через минуту меня буквально вдавливает в кресло, и мы мчимся по магистрали со скоростью 170—180 км в час. Оказалось, они всегда так носятся, — с улыбкой вспоминает Иван.

А еще, бывает, приятно удивляешься, когда останавливается какой-нибудь старенький автомобиль, а за его рулем оказывается очень интересный и образованный человек.

— Как-то застопил один маленький грузовичок. Всю дорогу с водителем говорили на тему истории и о европейской династии банкиров Ротшильдов. Весьма занимательная поездка выдалась. Да и, можно сказать, чем эрудированнее сам автостопщик, тем ему легче выйти на контакт с водителем, поймать одну волну.

Пора в путь-дорогу

Чаще всего Иван путешествует в одиночку. Говорит, так слушаешь только свой внутренний голос да и музыку в наушниках. А когда стоишь один на дороге, а вокруг ни машин, ни людей, а только небо ночное твой свидетель, чувствуешь, будто стоишь на вершине мира. Романтика, да и только.

— Куда душа тянется, туда обычно и еду. С собой беру только небольшой рюкзак с самым необходимым. Не люблю большие баулы за спиной. Это, пожалуй, одна из причин, почему я до сих пор ни разу не выезжал стопом за пределы Беларуси. Другая причина — недостаток свободного времени, — рассказывает Иван. — Но очень хотелось бы в ближайшее время побывать в Киеве: 573 километра для автостопщика — это просто фантики. Пора выбираться за пределы Отечества, ведь скоро на карте Беларуси не останется свободного места, где бы я не был.

Каждый автостопщик руководствуется своим «кодексом чести». К примеру, Иван никогда не остается один в машине, если водитель куда-то отлучается. Мало ли что может случиться, вдруг что-то пропадет, а водитель подумает на стоппера. Честь автостопщиков превыше всего.

— Есть негласное правило: стоппер не платит за проезд. В основе этого лежит принцип взаимной выгоды: водитель получает собеседника, а автостопщик — бесплатный проезд. Но попалась мне как-то на дороге семья порядочных скряг, — улыбается Иван. — Муж вцепился в руль, а жена сидит рядом и руководит всем процессом движения. Едем, а женщина спрашивает меня, есть ли у меня средства для оплаты предоставленных ими транспортных услуг. Я начинаю объяснять, что стал бы я путешествовать таким образом, будь у меня деньги? На что водителю поступает команда немедленно меня высадить. И он так и сделал. А вообще, если и приходится платить, то чисто символическую сумму.

Но как бы то ни было, большинство стопперов сходятся в одном: в нашей стране много добрых и порядочных людей, которые готовы помочь в трудную минуту даже совсем незнакомому человеку с рюкзаком за плечами, в глазах у которого читается жажда приключений, а в сердце живет любовь к неизведанному.

На снимках: Люся ЛЕОНТЬЕВА и Иван БАЛАУШ.

respublika.info

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

V открытый региональный конкурс детских инструментальных ансамблей состоялся на базе детской школы искусств г.Быхова

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Минтруда рассказали, какие изменения планируются в законе об охране труда в 2025 году

23 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси появится собственная операционная система и браузер

23 апреля 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОРВИ у детей

23 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Минэнерго: БелАЭС позволила заместить 7,7 млрд кубометров природного газа

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Делегат ВНС: я готова активно и достойно работать на благо родной Беларуси

23 апреля 2024
В МИРЕ

Украинские власти переименуют более 340 населенных пунктов из-за отсылок к советскому прошлому

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024