Александр Лукашенко: Два года студенты должны «грызть» науку в вузах, а остальные два года – на производстве
При сокращении сроков обучения в вузе не должно пострадать качество образования. Такую задачу поставил 24 июля Президент Беларуси Александр Лукашенко, принимая с докладом министра образования Сергея Маскевича, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.
Александр Лукашенко в первую очередь поинтересовался выполнением Министерством образования ранее данных поручений по сокращению сроков обучения по определенным специальностям в вузах и, если необходимо, ссузах. “Я поручал фундаментально проработать этот вопрос”, – отметил глава государства.
Еще одно направление, на котором акцентировал внимание Президент, – увеличение продолжительности практики студентов.
“В противном случае получается так, что студент с первого до окончания пятого курса сидит в аудитории, ему о чем-то рассказывают преподаватели. А я открыто говорил, пусть на меня не обижаются, многие преподаватели сами плетутся в хвосте событий. О чем они могут рассказать? Так сложилась жизнь, что, допустим, в промышленности, в сельском хозяйстве, конкретное производство ушло далеко вперед. А преподаватели, к сожалению, отстали. Поэтому надо перенести центр тяжести в производство, на поля, на фермы, на заводы, на фабрики и там учить будущих специалистов, – считает глава государства. – Два года, к примеру, они должны “грызть” науку в стенах академии, университетов, институтов, а остальные два года, если мы сокращаем с пяти до четырех лет срок обучения по некоторым специальностям, они должны быть на конкретном производстве”.
“И еще важно: если человек попал не туда, так пусть он еще в студенческие годы поймет, что не туда попал, и ищет свою дорогу в жизни. А не то, что мы ему образование дали, а он по своему образованию работать не сможет”, – добавил Президент.
“Когда человек готовится на производстве и в поле, его легче пристегнуть к этой жизни, к этой будущей работе. Одно дело в аудитории сидеть и по книжкам учить будущую специальность, а другое дело осваивать ее. Поэтому я уверен, что большинство влюбится в студенческие годы в свою профессию”, – отметил глава государства.
“Сегодня основные знания там. И преподаватель будет учиться, как возделывать какие-то сельскохозяйственные культуры и как создавать нефтехимическую, химическую продукцию, и таким образом подтянется до уровня производства и студент. Это очень важно”, – сказал Президент.
Александр Лукашенко считает, что в вузах есть возможности для оптимизации учебного процесса. “Некоторые же предметы у нас во многих вузах только ради того, чтобы их пройти. Они тысячу лет не нужны, их забудут студенты тут же по окончании курса. Так, может, где-то их вообще убрать, сократить, где-то сделать факультативом, как в школе, чтобы студент представление имел?” – сказал Президент.
В то же время глава государства предостерег и от опасности излишне углубиться в этот процесс. “Тут опасно и сузиться: будет врач, который не знает истории. Что это такое? Он же еще и гражданином должен быть. Здесь все должно быть в оптимальном варианте”, – отметил Президент.
Сергей Маскевич доложил о том, что Министерство образования провело большую работу по изучению возможностей сокращения сроков обучения. Были пересмотрены учебные планы и по большинству специальностей обновлены. В результате принято решение о переходе на первой ступени высшего образования с 5-летнего срока обучения на 4-летний и увеличения срока обучения на магистратуре с одного до двух лет. По словам министра, эта работа уже ведется. Оптимизация сроков обучения коснется около 60% специальностей, в основном педагогического, экономического, технического профиля.
Президент при этом особо акцентировал внимание на том, что ни в коем случае не должно пострадать качество высшего образования. Александр Лукашенко также поручил провести работу над совершенствованием магистратуры, которая должна быть ориентирована на подготовку научно-технической элиты страны, кадров инновационной экономики.
Что касается расширения практической подготовки, то уже со следующего года будет вводиться распределение студентов после третьего курса по некоторым специальностям, с тем чтобы готовность будущего молодого специалиста к практической работе была оптимальна.
Главе государства было доложено и о ходе подготовки к новому учебному году. По словам министра, она ведется в традиционном плане: обновляется материально-техническая база учреждений образования, издаются учебники, работают школьные базары.
К новому учебному году планируется сдать три новых общежития (два в студенческой деревне в Минске и одно в Брестском госуниверситете имени А.С.Пушкина), открыть 18 детских садов, 7 школ, новый корпус факультета международных отношений Белгосуниверситета.
Глава государства поставил задачу повышения качества образования, особенно учащихся 10-11-х классов, для их большей готовности к учебе в вузе.
Президент обратил особое внимание на необходимость развития учебно-лабораторной базы школ, учреждений профессионально-технического образования, поручил концентрировать средства и проводить централизованные закупки для учреждений образования страны, обеспечивая необходимым оборудованием кабинеты физики, химии, биологии, создавая ресурсные центры.