Военный строитель Ефим Трофимов

Прогуливаясь по тротуарам нашего города, а точнее, по аэродромным плитам, на которые когда-то приземлялись самолёты 57 МРАД, мало кто, пожалуй, задумывался, когда и кем эти массивные конструкции выпускались. Многие,  полагаю, удивятся, узнав, что одним из проектировщиков данных железобетонных конструкций и директором завода, на котором они производились и откуда поставлялись на аэродром в Быхов, был наш земляк Трофимов Ефим Иванович.

Ефим Иванович родился 8 апреля 1942 года в поселке Подлука Быховского района в крестьянской семье. Его отец, Иван Демьянович, работал на железной дороге, мать, Улита Михайловна, – в колхозе, воспитывала детей. Ефим рос самым младшим в семье Трофимовых, которая насчитывала шесть детей.

В 1949 году паренек пошел учиться в Залесско-Слободскую начальную школу, а в 1953 году перевелся в Лудчицкую среднюю школу, после окончания которой в 1959 году поступил на учебу в Могилевский строительный техникум. Обучаясь в техникуме, Трофимов много внимания уделял практическим работам, а последние полтора года учебу в техникуме совмещал с работой на стройках города Могилёва в качестве каменщика, мастера на стройке 1-го калийного комбината в городе Солигорске в 1963 году.

Защита дипломного проекта показала глубокие знания строительного производства, и дипломанту заместителем министра сельского строительства Белоруссии, который был Председателем Государственной квалификационной комиссии, персонально была предложена должность главного инженера ПМК в Горецком районе. Но мечтавший о большой стройке Ефим Иванович предложение не принял и уехал в город Мозырь на начавшееся там строительство нефтеперерабатывающего завода.

В ноябре 1964 года Трофимова призвали на службу в Советскую Армию и направили в школу по подготовке командиров взводов строительных войск в город Кстово, а в феврале 1965 года — на Курсы офицерского состава при Пушкинском военном строительно-техническом училище. Окончив курсы с отличием, получив звание младшего техника-лейтенанта, Ефим Иванович попросил направить его для прохождения дальнейшей службы в районы Крайнего севера. Командование учло просьбу молодого офицера и направило его в поселок Тикси-3, в дислоцировавшийся там аэродромно-строительный полк, где Ефим Иванович прослужил командиром взвода и заместителем командира роты по технической части три года.

В 1968 году по направлению командования Трофимов поступил в Ленинградское высшее военное инженерно-техническое училище (ныне Военный инженерно-технический университет), по окончании которого в 1972 году, как наиболее опытный из выпускников инженер, в звании старшего лейтенанта-инженера, получил направление в Иркутскую область руководителем строительства лесопромышленного комбината Министерства обороны.

Организацию строительства пришлось начинать, по выражению Ефима Ивановича, с «чистого листа»: вырубать тайгу под строительство автомобильной дороги протяженностью 43 километра и под поселок для военно-строительного отряда. Совместно с проектным институтом Трофимову пришлось уточнять детали по разработке проекта, своими силами строить подъездную железную дорогу к площадке строительства комбината, автомобильную дорогу через болота, речки и сопки в тайге, решать вопросы снабжения строительства материалами и техникой. Но основными задачами, ставшими перед Ефимом Ивановичем, были размещение, быт и питание приданного личного состава, обслуживание техники в условиях сибирской зимы с морозами до минус 52 градусов.

Успешное решение поставленных задач не осталось незамеченным командованием Главного управления строительной промышленности Минобороны СССР, в ведомстве которого находилось строительство комбината. По его представлению капитан-инженер Трофимов Е.И. в июле 1974 года приказом заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск был переведен на должность главного инженера 643 завода железобетонных изделий и конструкций в город Загорск (ныне г. Сергиев Посад) Московской области.

Завод являлся важным звеном в системе военного строительства, единственным заводом Минобороны, изготавливавшим железобетонные конструкции для спецсооружений (убежищ, хранилищ, командных пунктов и др.), аэродромные плиты под покрытия палуб авианесущих кораблей и их наземных баз. В большом количестве завод изготавливал и поставлял аэродромные плиты как на строящиеся, так и на уже существующие аэродромы, плиты перекрытий для строительства панельных жилых домов, в том числе и на Быховские аэродром и гарнизон.

Имея уже значительный опыт строительства, на заводе Ефим Иванович столкнулся с новыми трудностями: необходимо срочно изучить технологию заводского производства изделий и конструкций, которую ни в техникуме, ни в ВУЗе не преподавали. А знание технологии — основное направление работы главного инженера. Поэтому все свободное время приходилось «посвящать» учебной и научной литературе по технологии заводского производства, ездить по различным профильным заводам и перенимать их опыт, посещать научные семинары и лекции.

Требования того времени об увеличении объемов выпуска продукции обусловили необходимость развития завода. Реконструкция и модернизация предприятия полностью легли на плечи главного инженера и его служб. И всё это необходимо было осуществлять, не снижая темпов производства. В данной ситуации и пригодился опыт Ефима Ивановича как строителя-организатора.

В 1979 году, в самый разгар реконструкции, в аппарат замминистра по строительству переводят начальника (директора) завода и все его обязанности, до утверждения нового начальника, ложатся на главного инженера Трофимова, который становится исполняющим обязанности, а потом начальником (директором) завода.
После проведенной реконструкции завод становится одним из крупнейших аналогичных заводов в строительной промышленности Министерства обороны. Численность работающих предприятия составляла более полутора тысяч человек. При заводе находился военно-строительный отряд численностью более 600 человек. Кроме основного производства, в сферу завода входили жилые дома, детский сад на 240 мест, водозаборные сооружения, казарменный городок, отопление, электроснабжение и иные необходимые коммуникации. В связи с этим в 1981 году завод переименовывается в 100-й комбинат железобетонных изделий.

Предприятие, которое возглавлял Трофимов, тесно сотрудничало с 26-м Центральным научно-исследовательским институтом строительства (26 ЦНИИС). Поэтому, когда в институте организовали отдел промышленности, его руководство вышло с просьбой к заместителю министра обороны по строительству о переводе майора-инженера Трофимова в институт на должность начальника научной лаборатории, что и было сделано в марте 1983 года.

Хорошее знание заводской технологии и видение недостатков серийного оборудования, которым были в основном укомплектованы заводы Минобороны, позволило в соавторстве с другими подразделениями института и специалистами заинтересованных предприятий разработать новое, несерийное технологическое оборудование, способное выпускать изделия лучшего качества, с большей производительностью, тем самым улучшая и совершенствуя технологические процессы. Это и стало основным направлением работы лаборатории. Одновременно с этим лаборатория участвовала в разработке нормативных и методических документов по заводскому производству, анализировала работу промышленности Министерства обороны СССР в военных округах, сотрудники лаборатории обобщали передовые достижения предприятий народного хозяйства и рекомендовали лучшее к внедрению на предприятиях Минобороны через печать и доклады на различных совещаниях и семинарах. За время нахождения в институте подполковником-инженером Трофимовым Е.И. лично и в соавторстве было написано более 35 научных трудов.

В 1988 году в Главстройпроме Минобороны СССР организовалось 109-е Отдельное конструкторско-технологическое бюро, куда Ефим Иванович, хорошо знавший предприятия Главка, был приглашен на должность главного инженера. Перевод состоялся через год — в 1989 году. На этой должности Трофимов прослужил до увольнения из Вооруженных Сил в 1992 году по возрасту.

За время службы Ефим Иванович Трофимов награжден семью медалями и знаком «Отличник военного строительства».

Уволившись из армии, Трофимов работал руководителем строительства в совместном Российско-Германском предприятии, которое строило военные городки для выводимых из Германии советских войск и на других объектах, а в 1998 году стал заместителем начальника техотдела в Московском Представительстве германского концерна «Хохтиф». Работал там до августа 2011 года.
В настоящее время подполковник-инженер в отставке Трофимов проживает в подмосковном городе Балашиха.

Наш музей поддерживает тесную связь с заслуженным земляком. Ефимом Ивановичем Трофимовым в фонды музея переданы материалы его научных исследований, фотографии, личные вещи, которые займут должное место в экспозиции историко-краеведческого музея, посвящённой землякам, прославившим наш край.

Сергей Жижиян,
директор районного историко-краеведческого музея.

Последние новости

ТЕХНОЛОГИИ

Дуров объявил о запуске в Telegram донатов авторам и владельцам каналов

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Погода на выходные: дождливо, прохладно и ветрено. В ночь на субботу – заморозки

19 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

К 1 сентября все белорусские школы перейдут на новый режим питания

19 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили « Русские народные сказки»

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Советы от МЧС при похолодании

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Тематическую прямую телефонную линию проведет 26 апреля комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома

19 апреля 2024
НОВОСТИ

Минобразования скорректировало сроки вступительной кампании в ссузах

19 апреля 2024
В МИРЕ

Израиль нанес ракетный удар по Ирану

19 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые в Беларуси посеяли более чем на 88% площадей

19 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024