Началось лето — и велосипедисты снова чертыхаются: где колесить без риска для жизни?

— За 5 месяцев в области в 6 ДТП с участием велосипедистов все  водители велосипедов получили травмы, один

фото: interfax.by

— погиб. А ведь сезон еще впереди, — предупреждает инспектор ГАИ УВД облисполкома Ольга Вершубская.

Чтобы обезопасить владельцев двухколесного транспорта и улучшить городскую экологию, города Западной Европы давно накрыла сеть велодорожек.

— В Могилеве такие дорожки тоже есть, — утверждает замначальника отдела физкультуры, спорта и туризма гор-исполкома Елена Прилепова. — Но их всего три. Одна, 3-километровая, — по Гомельскому шоссе, от кольца у мясокомбината до «вейнянской» кольцевой. Другая (1,5 км) — по улице Челюскинцев. Третья (1,6 км) — в Печерском лесопарке, она, правда, щебневая.

— Это не полноценные дорожки, — возражает председатель федерации велосипедного спорта, тренер могилевского училища олимпийского резерва Тамара Баразна. — Хорошие велодорожки должны быть не меньше 2,5 метра в ширину и протяженностью километров в 10. И находиться они должны не на окраинах города, а в центре — чтобы по ним и на работу можно было добраться. В Минске построили в прошлом году велосипедную дорожку через центр города: вдоль проспекта Независимости длиной почти в 6 километров! Предусмотрели там и пункты проката. В выходные дни на этой велодорожке столько горожан, смотреть приятно! Была в Копенгагене — там передвижение на велосипедах стало неотъемлемой частью жизни горожан. На велодорожках там даже есть отдельные светофоры! На парковках  —  тысячи две велосипедов, и никто чужой не берет. Понятно, Могилеву по созданию велосипедной инфраструктуры до Копенгагена далеко, но мы ведь отстаем в этом и от всех областных центров Беларуси.

«Для велосипедных дорожек достаточно в среднем всего 1,5 метра в ширину, — говорит начальник межрайонного отдела организации дорожного движения ГАИ УВД облисполкома Михаил Давыдов. — Но создавать их, «ущемляя» проезжую часть, в Могилеве нерационально. А вот «подвинуть» пешеходную на некоторых участках возможно. Но другой вопрос: насколько это необходимо? Чтобы создать дорожки, которые действительно бы пользовались спросом у населения, к обсуждению надо привлечь общественность, узнать, какими маршрутами горожане пользуются чаще. А бездумно обустраивать дорожки — выбросить деньги на ветер».

Как рассказал замдиректора УКС Могилева Игорь Бушляков, в сегодняшних ценах стоимость одного погонного метра велодорожки — около 1 миллиона рублей. В эту сумму помимо асфальта входят обязательные по нормам освещение, ограждения, скамейки, урны, зоны отдыха, парковки, разметка… Вариант идеальный! Но, как говорят сами велосипедисты, им бы вполне хватило только асфальта  шириной хотя бы в метр, да чтоб дорожки были и в центре города. Но финансов на расширение проезжей части сейчас нет, да и параметры большинства улиц не позволяют оборудовать полосы велосипедного движения в центре городов.

В начале апреля жители Горок подали в райисполком коллективное обращение (более 500 подписей) с просьбой построить велодорожки в связи с реконструкцией в городе дорожной сети к «Дажынкам». Как сообщил нам зампредседателя райисполкома Владислав Еремин, для реализации идеи требуется коренная перестройка дорожно-уличной сети и дополнительные финансовые вложения. По его словам, основное внимание обустройству велосипедных дорожек пока будет уделяться в зонах отдыха.

Но глядя на то, сколько средств и труда вкладывается в замену вполне еще годной тротуарной плитки в городах, диву даешься: почему нельзя предусмотреть и неширокий проезд для велосипедистов? Есть же достойные задумки.

«От велосипедистов поступали предложения сделать скоростные дорожки для экстремального велоспорта в районе набережной Дубровенки», — говорит Елена Прилепова.

— Была идея даже создать велотакси, на котором горожане смогли бы кататься от проспекта Мира вдоль Дубровенки к улице Челюскинцев до Днепра, — делится главный архитектор города Роман Белясов. — Недавно принято решение горисполкома по развитию велосипедной инфраструктуры в зоне Печерского лесопарка.
«Разработан проект велодорожки (в 3 метра шириной и длиной 2200 метров) в районе спортивно-гостиничного комплекса «Космос-корт» в Печерском лесопарке, — рассказывает Игорь Бушляков. — В ценах 2006 года стоимость строительства — 397 миллионов рублей. Разрабатываются проекты, по которым ждать строительства велодорожек можно в микрорайоне Казимировка, на улицах Гришина, Стасова, Крупской и Калужской. Из-за недостатка финансирования остановлено проектирование трех велодорожек — в Печерском лесопарке, у Святого озера и парка имени 60-летия Великого Октября. Сегодня, разрабатывая детальные планы микрорайонов, мы акцентируем внимание на обеспечение внутриквартальных и внеквартальных территорий велосипедными дорожками длиной в 2—3-километра».

— Не раз обращалась в органы власти с предложениями, — говорит Тамара Баразна. — Хоть бы раз пригласили на обсуждение при проектировании. Ведь можно бы сделать 5—10-километровую дорожку от Дубровенки до Печерского лесопарка. Там же, вместо пивных ларьков, построить велобазу, пункт проката. А еще лучше на набережной Дубровенки соорудить велотрассу ВМХ. Такие есть в Минске, Бресте и Гомеле. Трасса ВМХ была и в Могилеве. Но года два назад на ее месте построили жилой дом.

Сейчас велосипедисты-спортсмены тренируются в основном за городом: на трассах, ведущих на Минск, Шклов, Оршу, Бобруйск. «Но водители авто с нами особо не считаются, — сетует Тамара Баразна. — Недавно один из них чуть не сбил группу мастеров спорта».

А ведь велосипедисты не защищены от столкновений даже на велодорожках. Не редкость, когда по ним прогуливаются парочки, мамы с колясками… «Согласно п.17.1 ПДД пешеход имеет право двигаться по велосипедным дорожкам», — объясняет инспектор ГАИ УВД облисполкома Ольга Вершубская. — А случай наезда на него велосипедиста даже не будет расцениваться как ДТП».

— Велоспорт — один из самых популярных в мире. Но у нас с каждым годом желающих попасть в него все меньше, — констатирует Тамара Баразна. — Сейчас в области максимум 60 велоспортсменов, из которых всего 17 — наша надежда на соревнованиях. Велосипедов в детских спортивных школах мало, и они оставляют желать лучшего. Их средняя стоимость до 5 миллионов рублей. А хорошие юниорские, позволяющие успешно выступать на чемпионатах Европы и мира, стоят 20—30 миллионов. Нет в области и хороших велобаз. Приходится ютиться в старых, сырых помещениях, подвалах. При строительстве Дворца гимнастики наши пожелания о выделении там места не учли. Но, несмотря на все трудности, мы все равно умудряемся быть лучшими в республике. На последнем чемпионате Беларуси среди взрослых наши земляки завоевали 10 медалей: 6 золотых, 3 бронзовых и 1 серебряную. В этих достижениях заслуга в том числе и директора училища олимпийского резерва Николая Малиновского, открывшего 7 лет назад отделение велосипедного спорта.

Ездить велосипедистам мешают и высокие бордюры. Как сообщила главный специалист управления архитектуры Моггорисполкома Ольга Бобовик, пониженные бортовые камни в Могилеве начали устанавливать лет двенадцать назад. Сейчас при строительстве новых микрорайонов и при капремонте дороги или дворов пониженные бордюры устанавливают обязательно. Специалисты изменяют их и по обращениям граждан.

Вместе с проблемой «где ездить?» у могилевских велосипедистов назрел вопрос: где парковаться?
«Велостоянок в городе действительно немного. Установлены они в основном возле крупных торговых объектов, — говорит главный архитектор Роман Белясов. — Часть таких парковок пришла в негодность, часть — испортили вандалы. Сейчас планируем установить новые — возле основных объектов торговли, образования и здравоохранения».

Как сообщила главный архитектор проектного бюро управления архитектуры и градостроительства Галина Колоева, горисполком поручил разработать мероприятия по оснащению города велопарковками на 2012—2013 годы. Скорее всего, велопарковки будут устанавливаться за счет собственников предприятий и организаций.
Хорошо бы велоклимат в области не остался на стадии «ах, если бы…». Хорошо бы вместо энного количества велопробегов «за какую-нибудь идею» сделали хоть одну мало-мальски добротную дорожку. Ведь велосипед — не только самый уязвимый, но и самый экологически чистый и дешевый вид транспорта. А здоровый образ жизни можно вести не только в Ледовом дворце, но и на скромной велодорожке.

Надежда МЕШКЕВИЧ, mogpravda.by

Кстати:

Нидерланды — страна с наибольшим количеством велосипедных дорожек в Европе. Там даже в маленьких городах есть специально отведенные велодорожки.

В прошлом году в Минске появился новый вид транспорта — велотакси. В кабинке помещались двое взрослых пассажиров, а место за рулем занимал водитель. Пока в столице четыре таких экологичных велотакси.