В хозсудах восточных областей страны все больше дел о вывозе металла

В этом убеждают ответы на вопросы заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Беларуси Алексея ЕГОРОВА.

— Если не возражаете, Алексей Петрович, сначала коснемся такой больной для экономики темы, как незаконная заготовка и вывоз за пределы страны металлолома. Вот свежие факты, о которых недавно сообщил редакции начальник организационно-инспекторского отдела управления Департамента финансовых расследований КГК Республики Беларусь по Могилевской области Александр Шаройкин. В ходе проведения совместных с ОБЭП Бобруйского РОВД контрольных мероприятий сотрудники управления Департамента финансовых расследований КГК Республики Беларусь по Могилевской области изъяли крупную партию цветного металла — 25 тонн на сумму 450 млн. рублей. В вечернее время около д. Слобода Бобруйского района они задержали грузовую автомашину МАЗ с полуприцепом. В ней за мешками с картофелем, которого было загружено лишь 900 кг, обнаружен лом алюминия в количестве 25 тонн без сопроводительных документов. Этот цветной металл предназначался для нелегального вывоза в Российскую Федерацию.

Пресечена также деятельность организованной преступной группы, занимавшейся незаконной скупкой, заготовкой лома и отходов черных металлов. Ее организатором и координатором выступил 40-летний руководитель крестьянско-фермерского хозяйства из Кличевского района, помощником — 28-летний временно неработающий, бывший работник КФХ.

Подобных фактов можно привести немало. Видимо, и суды отмечают тенденцию увеличения правонарушений в сфере заготовки и сдачи вторсырья (лома черного и цветного металла)?

В Могилевской области, на которую вы ссылались, приводя примеры, наблюдается динамика увеличения правонарушений, связанных с оборотом лома черных и цветных металлов. В первом квартале этого года Хозяйственным судом Могилевской области таких дел рассмотрено почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого.

Практика рассмотрения дел об административных правонарушениях, сложившаяся в Хозяйственном суде Гомельской области, также показывает сохраняющуюся и устойчивую тенденцию поступления значительного количества материалов в суд по фактам заготовки лома черных и цветных металлов с целью систематического получения дохода. Так, в минувшем году из общего количества дел, квалифицированных по ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП, такие дела составляют более половины (всего 738, из них 445, связанных с заготовкой лома). За первый квартал прошлого года рассмотрено 46 дел по фактам заготовки лома металлов с целью систематического получения дохода, за такой же период нынешнего — 68.

Из материалов значительного количества дел усматривалось, что поводом к началу административного процесса были задержания уполномоченными органами транспортных средств, в том числе и с регистрационными знаками Российской Федерации, груженых ломом и отходами черных металлов, которые двигались в направление границы этой страны-соседки. В процессе рассмотрения таких дел судом устанавливался факт того, что лом заготавливался с целью сбыта и получения дохода.

В Хозяйственном суде Гомельской области сложилась единообразная практика рассмотрения дел данной категории. В случае выявления фактов транспортировки лома либо аккумулирования его на территории домовладений, в каждом конкретном случае судьями, с учетом количества заготовленного сырья для металлургии, периода осуществления заготовки, выявляется действительная воля лица, в отношении которого ведется административный процесс, устанавливается направленность его умысла на систематическое извлечение дохода.

— Короче, административный процесс — не просто эксцесс (от латинского еxcessus — выход). Он вскрывает болевые точки, возникающие на стыке экономики и права, в данном случае при заготовке и сбыте лома черных и цветных металлов и получении при этом дохода, подает сигналы о том, какие меры следует предпринять. Какие законодательные изменения, на ваш взгляд, могут улучшить ситуацию на рынке вторичных ресурсов, помогут поставить заслон потенциальным правонарушителям, в последние годы очень активно вывозящим сырье, которого нам самим не хватает, за пределы страны в обход официальных структур?

— Считаю необходимым в целях недопущения незаконного оборота лома и отходов черных и цветных металлов и вывоза их за границу установление в КоАП специальной нормы, предусматривающей ответственность за нарушение правил оборота лома черных и цветных металлов. В ней отдельными частями предусмотреть ответственность граждан за незаконную заготовку данных ресурсов. Кроме того, определить ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за осуществление заготовки данных ресурсов без специального разрешения (лицензии). Естественно, требуется установить и ответственность заготовительных организаций за нарушение порядка закупки у населения (граждан) лома и отходов черных и цветных металлов.

— Перейдем от конкретной категории дел в целом к административной практике. Как часто субъекты хозяйствования, конкретные граждане пользуются правом обжалования судебных решений по административным делам?

— Вначале отмечу, что данное право в равной степени есть у каждого субъекта административного правонарушения. Мы активно пропагандируем административное законодательство: печатаются в различных изданиях статьи судей, специалистов на актуальные темы, ведется обзор судебной практики. Используем другие возможности для того, чтобы дать ответы на наболевшие для общества вопросы. У нас открытый доступ к правосудию, практически во всех случаях мы даем возможность субъектам реализовать свое право и восстанавливаем сроки на обжалование постановлений об административных правонарушениях.

Как показывает статистика, количество обжалуемых постановлений в этом году уменьшилось где-то на 45 %. Мы связываем это с единообразием и стабильностью судебной практики. Субъекты понимают, что теряет смысл обжалование постановления, когда явно виден факт нарушения и существует практика рассмотрения определенных категорий дел.

Не исключаются случаи, когда субъект правонарушения (как правило, это физические лица) не может реализовать свое право на обжалование ввиду тяжелого финансового положения, т.е. не имеет возможности оплатить государственную пошлину. В данном случае, закон есть закон — рассматривать такие жалобы без оплаты госпошлины мы не имеет права. Кроме того, также возможны единичные случаи, когда о праве защиты своих интересов физические лица и индивидуальные предприниматели (исключаю юридических лиц) не информированы либо не знают, как это сделать.

— Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на суд, вынесший постановление. В связи с финансовыми затруднениями лиц как физических, так и юридических, встречаются случаи, когда невозможно исполнить постановление суда о взыскании штрафа. Наши читатели интересуются: может ли быть отложено в связи с этим исполнение постановления суда? Существует ли рассрочка уплаты административных штрафов?

— В соответствии со ст. 14.7 ПИКоАП, при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, депортации, штрафа или конфискации дохода в установленные сроки, суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого ему, или по собственной инициативе могут отсрочить исполнение административного ареста на срок до одного месяца, депортации, штрафа или конфискации дохода — на срок до шести месяцев. Эти органы также могут рассрочить исполнение административного взыскания в виде: административного ареста — до двух месяцев; штрафа — до шести месяцев; конфискации дохода — до шести месяцев.

Вместе с тем при нарушении лицом, подвергнутым административному взысканию, сроков отсрочки, рассрочки его исполнения, а также порядка исполнения рассрочки административного взыскания постановление об этом утрачивает силу по решению суда, органа, ведущего административный процесс, вынесших постановление о наложении административного взыскания.

Отложение исполнения постановления о наложении административного взыскания в ПИКоАп не предусмотрено.

— Как известно, КоАП в ближайшее время претерпит существенные изменения и дополнения. Какие именно изменения и дополнения вы, Алексей Петрович, считаете важнейшими?

— Действительно работа над таким проектом закона движется к завершению. Более того, уже состоялось согласительное совещание по последней его редакции.

Внесение дополнений и изменений в КоАП и ПИКоАП обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования административного и процессуально-исполнительного законодательства с учетом практики применения данных кодексов и приведения их положений в соответствие с действующим законодательством.

Ряд предлагаемых проектом положений вызван необходимостью согласования норм КоАП с актами Президента Республики Беларусь. Например, в связи с признанием утратившим силу Указа Президента от 7 марта 2000 г. № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров», из КоАП исключается статья 12.9.

Проектом предлагается корректировка положений КоАП в рамках требований Директивы Президента от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь» о пересмотре системы административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности с целью обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда. Кроме того, предусмотрено расширение сферы действия статьи 5.5 КоАП (устанавливает обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением, при условии устранения субъектом хозяйствования нарушений и возмещения причиненного вреда). При этом определена возможность и условия применения положений этой статьи к должностному лицу юридического лица.

Статья 7.9 КоАП предусматривает уменьшение административного взыскания в два раза за административные правонарушения против порядка налогообложения при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность. Проектом предложена новая редакция данной статьи, распространяющая это правило на иные виды административных правонарушений. При этом конкретизируется перечень смягчающих обстоятельств, являющихся условием снижения штрафных санкций.

Проект дополняет КоАП новым основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности (статья 8.8). Согласно ему юридическое лицо освобождается от административной ответственности, если совершенное должностным лицом юридического лица административное правонарушение не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.

В целях защиты имущественных прав субъектов хозяйствования проектом предусмотрено, что в случаях, когда подлежащий конфискации предмет административного правонарушения (орудия и средства его совершения) не является собственностью правонарушителя, к нему вместо конфискации применяется взыскание стоимости таких предметов. С этой целью вносятся соответствующие изменения и из санкций ряда статей КоАП исключается оговорка о том, что конфискация применяется независимо от того, в чьей собственности находится подлежащее ей имущество.

Разработанные изменения и дополнения в ПИКоАП обусловлены необходимостью его совершенствования с учетом практики применения данного кодекса.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Леонид ЮНЧИК, respublika.info

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как белорусы будут работать и отдыхать в мае 2024

28 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

В Минобразования рассказали, введут ли обязательную отработку для платников

28 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили продажу стирального порошка Ariel и капсул Tide

28 марта 2024
ГЛАВНОЕ

В Беларуси на 1 января 2024 года проживало около 9,15 млн человек

28 марта 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

29 марта – прямая телефонная линия с начальником 11 управления ГУБОПиК МВД

28 марта 2024
ЭКОНОМИКА

Дни Могилевской области пройдут с 29 марта по 22 апреля на ВДНХ в Москве

28 марта 2024
В МИРЕ

Напавшие на “Крокус Сити Холл” были под воздействием наркотических веществ

28 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Прямая линия замначальника Могилевского областного управления МЧС Владимира Гореликова пройдет 30 марта

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Бесплатную консультацию нотариуса можно будет получить 2 апреля

28 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

О мерах предосторожности в паводковый период

15 марта 2024