10 фильмов Universal, которые изменили кинематограф

Кинокомпания Universal отмечает сегодня, 30 апреля, столетний юбилей. Студия была основана Карлом Леммле, немецким евреем, иммигрировавшим в Америку в начале ХХ века. Леммле начал работать над своими первыми картинами еще в 1910-1911 годах, но официальной датой рождения компании считается 30 апреля 1912 года, когда Карл Леммле, выкупив доли своих партнеров, зарегистрировал в Нью-Йорке собственную компанию под именем Universal Film Manufacturing Company.

Universal Pictures – старейшая в мире киностудия, ни разу за это время не прерывавшая производства, намерена отмечать юбилей в течение всего года. В день рождения киностудии РИА «Новости» предлагает вспомнить фильмы, снятые здесь и повлиявшие на современный кинематограф.

«В лучах солнца» (By the Sun’s Rays) 1914

«В лучах солнца» — короткометражный вестерн о временах золотой лихорадки. Этот самый ранний из сохранившихся фильмов компании Universal считается также и самой ранней из сохранившихся работ Лона Чейни – одного из величайших американских актеров эры немого кино. Чейни, начавший здесь свою карьеру еще в 1912 году, играет главного злодея – клерка, вступившего в сговор с бандой грабителей, чтобы добраться до золота компании, на которую он работает. Об имени режиссера этой ленты до сих пор идут споры. По одной из версий это Чарльз Гиблин, по другой – Тод Броунинг, основоположник жанра фильмов ужасов. Оба в начале ХХ века работали на Universal.

«Горбун из Нотр Дама» (The Hunchback of Notre Dame) 1923

В первые десятилетия работы студии Universal главной звездой здесь был все тот же Лон Чейни. Актер прославился в первую очередь удивительной изобретательностью в области грима, он до неузнаваемости менял свою внешность в кадре, за что и получил прозвище «Человек Тысячи Лиц». Идею фильма предложил сам актер, это было выяснено уже намного позже, когда были обнаружены телеграммы его менеджера.

Чейни сыграл роль Квазимодо и стал, безусловно, главной причиной грандиозного успеха этой дорогой и впечатляющей постановки. Для роли он соорудил себе искусственный горб весом более 20 килограммов, накладки и приспособления общим весом еще около 15 килограммов. При этом в фильме он с ловкостью перемещался по огромной декорации, изображавшей фасад Собора Парижской Богоматери. Писатель Рей Бредбери в одном из интервью рассказывал, что помнит, как в три года впервые вместе с родителями попал на немой фильм «Горбун из Нотр Дама» и был до глубины поражен образом горбуна.

Оригинальный негатив 35-мм пленки не сохранился, и до наших дней дошли лишь копии 16-мм записи «для домашнего просмотра», сделанной в 1920-е годы. Кроме того, утрачены 15-20 минут записи.

«Горбун из Нотр Дама» стал одним из самых успешных фильмов в карьере Чейни и одним из самых прибыльных для компании в тот период. В 1924-1926 годы компания зарабатывала около 2 миллионов долларов в год во многом благодаря фильмам с Лоном Чейни, следующим из которых стал «Призрак оперы».

«Призрак Оперы» (The Phantom of the Opera) 1925

Второй большой хит студии Universal, включенный историками кино в число лучших фильмов всех времен и народов, — «Призрак Оперы» с Лоном Чейни в главной роли.

Грим, как и в предыдущих своих работах, Чейни сделал сам. По свидетельствам очевидцев съемок, процесс гримирования отнимал у него много времени и был весьма болезненным (например, актер вставлял в ноздри специальные пластины, чтобы сделать их больше). Кроме того, Чейни держал в тайне все подробности грима, и Мэри Филбин, исполнительница роли Кристины, действительно увидела его впервые, когда сняла с него маску. Сцена была снята с первого же дубля. После премьеры газета The New York Times писала: «Вчера во время премьеры одна из женщин в зале с трудом подавила крик, когда героиня сняла маску с Фантома».

Масштабные декорации практически полностью воспроизводили интерьеры Парижской Оперы, а крыша с фигурой Аполлона была построена в реальном размере. Позже они были использованы на съемках других лент компании. В 1928 году фильм был переснят с теми же актерами и в тех же декорациях, часть которых сохранилась на студии, и сейчас их можно увидеть во время экскурсии по студии. Во второй версии озвучена часть диалогов и раскрашены некоторые сцены.

Кадр из фильма «На западном фронте без перемен» (All Quiet on the Western Front) 1930

«На западном фронте без перемен» (All Quiet on the Western Front) 1930

Первым фильмом компании, удостоенным премии «Оскар» как лучший фильм года, стала картина «На западном фронте без перемен», которую спродюсировал Карл Лэммле-младший (Carl Laemmle Jr.) — сын основателя студии, получивший ее в подарок от отца на свой 21-ый день рождения.

Экранизация одного из самых известных произведений Ремарка была снята через год после выхода книги и до сих пор считается одним из самых сильных антивоенных кинематографических высказываний. Режиссер Льюис Майлстоун даже отказался от использования музыки, дабы сильнее передать ужасы войны, переживаемые героями. Режиссерский замысел позднее был несколько нарушен. Во-первых, фильм был урезан (первоначальная версия составляла 140 минут), во-вторых, во время первых показов владельцы кинотеатров, привыкшие к музыкальному сопровождению лент, самостоятельно подбирали музыку к показу.

Фильм был сделан с использованием инновационных для того времени технологий. Это первый звуковой фильм, который снимали с помощью гигантского передвижного крана с камерой. В частности, это использовалось для съемок батальных сцен.

Главная роль – Пауля Боймера – досталась актеру Лью Эйрсу (первоначально в числе претендентов был Дуглас Фербенкс и сам Эрих Мария Ремарк). Работа над этим фильмом произвела на Эйрса такое впечатление, что в годы Второй мировой войны он отказался от военной службы по морально-этическим причинам и присоединился к службе в Медицинском корпусе.

Хотя фильм был тепло принят критиками и до сих пор любим зрителями в США, в остальном мире он вызвал неоднозначную оценку. В 1939 году была выпущена версия со специальной антинацистской вставкой, после чего в 1940-х годах лента была запрещена к показу на территории Германии. В Италии этот запрет действовал вплоть до 1956 года.

Бела Лугоши в фильме «Дракула»

«Дракула» (Dracula) 1931

Успех вдохновил владельцев студии на дальнейшую работу, а прибыль, которую принес студии «Призрак оперы», натолкнула на идею съемки целой серии фильмов ужасов, ставших классикой студии Universal. Наиболее известными из них стали «Дракула» и «Франкенштейн». Именно эти ленты помогли Universal выжить во времена Великой депрессии.

Считается, что идея снять фильм по произведению Брэма Стокера тоже принадлежала Лону Чейни, но актер скончался от рака еще до начала съемок. Поиски нового исполнителя главной роли привели продюсеров на Бродвей, где с успехом шла театральная постановка «Дракулы» и главную роль играл Бела Лугоши.

Актер, из которого сначала студия хотела сделать второго Чейни, отказался сниматься в гриме, создав классический образ аристократичного вампира, который сейчас активно эксплуатирует поп-культура. «Дракула» произвел большой фурор и укрепил уверенность продюсеров студии в том, что формула успеха найдена и тему чудовищ следует продолжать. Позже Лугоши снялся еще в нескольких фильмах серии ужасов, но все его последующие роли уже не были так успешны.

Кадр из фильма «Франкенштейн» (Frankenstein) 1931

«Франкенштейн» (Frankenstein) 1931

Еще один фильм из «классической серии ужасов» был снят режиссером Джеймсом Уэйлом. На роль чудовища Франкенштейна сначала был приглашен Лугоши, но, и в этот раз отказавшись от грима, актер уступил роль Монстра Борису Карлоффу, сам же сыграл горбуна Игоря в продолжениях «Франкенштейна».

44-летний Борис Карлофф (настоящее имя Уильям Генри Пратт), снимавшийся в кино с 1919 года, был практически неизвестен, и для него роль Монстра стала действительно «звездной». Каждый день Карлоффу приходилось гримироваться около трех часов, на снятие грима уходило еще около полутора часов, а костюм и грим вместе весили около 24 килограммов. Внешний вид Монстра до премьеры держали в секрете. Если Карлоффу приходилось днем передвигаться в гриме по студии за пределами павильона, на голову ему надевали наволочку с отверстиями для глаз. Над образом Монстра работал гример Джек Пирс. Сейчас его работа — грим и образ чудовища — защищены специальным патентом и принадлежат Universal Pictures до 2026 года.

Одна из главных находок фильма – оживление чудовища при помощи электричества. В романе Шелли не был описан способ оживления, а сцена, использованная в фильме Уэйла, органично вписалась в сюжет. Сейчас сложно даже подсчитать число фильмов, цитирующих эту сцену.

Съемки фильмов из серии ужасов Universal, куда вошли в том числе фильмы «Мумия», «Человек-волк» и «Человек-невидимка» продолжались с 1930-х по 1950-е годы.

Кадр из фильма «Убить пересмешника»

«Убить пересмешника» (To Kill a Mockingbird) 1962

Экранизация одноименного романа Харпер Ли запомнилась в первую очередь образом главного героя, которого сыграл Грегори Пек. Адвокат Аттикус Финч защищает чернокожего, ложно обвиненного в изнасиловании белой женщины. Фильм стал знаковым даже не столько для американского кинематографа, сколько для американского общества. В 1962 году, когда вышел фильм, в США проходили массовые акции борцов за права чернокожего населения, возглавлял которые Мартин Лютер Кинг.

Грегори Пек всегда гордился тем, что в его актерской биографии есть этот фильм. «В эту роль я вложил все, что успел узнать и почувствовать за 46 лет моей жизни, — говорил Грегори Пек. — Все мои знания о семье, о детях и отцовстве, все мои чувства в отношении справедливости, расизма и неравенства».

Незадолго до смерти актера в 2003 году Американский институт кино составил список главных киногероев всех времен. Первое место в этом списке по праву занял Аттикус Финч в исполнении Грегори Пека.

Фрагмент съемок фильма «Челюсти» (Jaws) 1975

«Челюсти» (Jaws) 1975

На студии Universal начинал свою работу один из самых известных современных режиссеров Стивен Спилберг. Здесь молодой режиссер снял свой первый блокбастер. Это был первый фильм, который достиг в кассовых сборах отметку в 100 миллионов долларов и до выхода на экраны в 1977 году «Звездных войн» считался самым кассовым фильмом в американском кино.

В 2004 году журнал Empire включил «Челюсти» в список 10 лучших фильмов всех времен. Фильм не раз цитируется и упоминается в лентах, вышедших в последующие годы. Сняты несколько продолжений, ремейков, а интерес голливудских кинематографистов к «рыбной» теме не иссякает до сих пор.

Афиша фильма «Охотник на оленей» (The Deer Hunter), 1978 год

«Охотник на оленей» (The Deer Hunter) 1978

Драма о судьбах трех американцев русского происхождения, призванных на войну во Вьетнаме, — самый известный фильм режиссера Майкла Чимино. Лента получила 5 премий «Оскар», в том числе в главных номинациях: «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Награды был также удостоен Кристофер Уокен («Лучшая мужская роль второго плана»), исполнителя главной роли Роберта Де Ниро академия в тот год обошла вниманием, хотя сейчас эта роль считается одной из лучших в карьере актера.

Отношение к картине было довольно неоднозначным. В США и Европе этот фильм получил положительные оценки критиков и зрителей. Сейчас «Охотник на оленей» включен в национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США. А вот в Советском Союзе реакция была прямо противоположной. В советской прессе началась целая кампания против фильма, который обвиняли в антисоветских настроениях. Во время показа ленты на Берлинале в 1979 году советская делегация демонстративно покинула зал в знак протеста.

«Назад в будущее» (Back to the Future) 1985

Майкл Дж. Фокс в фильме «Назад в будущее»

Вольное переложение «Машины времени» Уэллса на новый лад стало одним из самых успешных и прибыльных фильмов компании. Первый фильм трилогии вышел в 1985 году, а продолжения в 1989 и 1990 соответственно.

Подростковая комедия, совместившая, по сути, сразу несколько жанров — комедию, приключенческий боевик и, конечно, фантастику — до сих пор входит в число самых популярных в истории американского кино. Фильм был немедленно растащен на цитаты, и даже президент США Рональд Рейган процитировал «Назад в будущее» в обращении к нации в 1986 году.

После выхода в прокат картина в течение 11 недель оставалась в числе лидеров. А несколько лет назад Американский институт кино включил «Назад в будущее» в десятку лучших фантастических фильмов. Популярность его способствовала возникновению моды на фильмы о приключениях подростков и всевозможные фантастические истории с их участием. По мотивам трилогии был снят мультсериал, изданы комиксы и компьютерные игры. А вещи, появляющиеся в картине, например, «машина времени» — автомобиль DeLorean (спорткар одноименной автомобильной компании, выпускавшийся в начале 1980-х) или кроссовки Nike MAG, в которых герой Майкла Дж. Фокса щеголял во второй части фильма, стали предметами коллекционирования.

 

РИА «Новости»