В 1930-е годы в СССР восстановили ученые степени и звания, признав необходимость существования докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов…

Сейчас только в Могилеве в госуниверситете имени  Кулешова, университете продовольствия и Белорусско-Российском университете 48 докторов и 464 кандидата наук. Это почти каждый второй из преподавательского состава.

Казалось бы, неплохо. Но в минувшем году докторскую степень Высшая аттестационная комиссия присудила 47 ученым страны. За все время суверенной Беларуси меньше докторских диссертаций защищено только в  2010-м (45). Для сравнения: в 2005-м ВАК присудила 116 степеней доктора наук.

— Небольшое число защитивших докторскую не свидетельствует о кадровом кризисе, — считает начальник научно-исследовательского сектора МГУ им. Кулешова, кандидат филологических наук, доцент Елена Сычова. — Требования ВАК стали жестче. Сейчас, например, соискатель ученой степени доктора по медицинским и сельскохозяйственным наукам, помимо диссертации, должен представить в ВАК не менее 22 статей, опубликованных в научных изданиях РБ, или 15 статей и одну монографию. К тому же с развитием бизнеса многим стало неинтересно «корпеть» над исследованиями, в то время как их сверстники зарабатывают приличные деньги. И те, кто шел в науку не по призванию, а ради престижа или заработка, отсеялись. Так лучше пусть докторами становятся единицы, но люди действительно достойные. Никого ведь не удивит, если поэтов или художников станет меньше… Наука — тоже своего рода творчество.

— Но большинство жителей страны вряд ли смогут вспомнить фамилии белорусских  ученых-современников…

— Подобный результат вы получите при опросе жителей любой страны. В отличие от политиков, актеров, чьи имена у всех на слуху, профессия ученого — непубличная. Наверное, так и должно быть: обычному человеку интересен сам факт открытия, а не имя ученого.

— Каждый из нас слышал об открытиях в области медицины, техники… А какие «ноу-хау» создают гуманитарии?

— У нас сформировался технократический подход к оценке труда ученых-гуманитариев. Но ведь образовательные технологии, которые ими разрабатываются, не менее важны, чем, например, сельскохозяйственные. Один из важнейших результатов работы преподавателей — подготовка учебников и учебных пособий. Лет 20 назад в республике, по сути, не была налажена система подготовки учебников по обществоведческим дисциплинам. А сейчас издаются хорошие книги по истории, философии, социологии…

— Написать учебник не так легко, как кажется. Сейчас я бы ни за что не взялся за это, — делится кандидат биологических наук, доцент МГУ им.Кулешова Николай Акулич. — Когда-то мне довелось стать соавтором первого белорусского учебника по биологии для 9 класса, и еще — писать три параграфа учебника по обществоведению. Чтобы уложиться в срок, работал до четырех часов утра! К тому же автор не может воплотить в учебнике свои задумки. Все — в рамках программы и соблюдая преемственность. Фактически выступаешь не как автор, а как составитель. Потому что если учебник будет абсолютно новым, учителю, много лет работающему по одной программе, придется заново его осваивать. Будучи молодым, входишь в раж: все переделать! Но спустя время осознаешь: большинство твоих «ноу-хау» в учебнике ни к чему. И когда я понял, что работа автора в основном сводится к переписыванию, мне стало неинтересно.

— Кроме учебников, в каких еще разработках могут проявить себя ученые-гуманитарии?
— В 2006 году, например, я участвовал в разработке системы ранней диагностики сердечно-сосудистых заболеваний для детских поликлиник, — рассказывает Николай Акулич. — Атеросклероз молодеет, уже в 15 лет бывают инсульты. А значит, «группы риска» надо выявлять в раннем возрасте. Мы предложили выявлять факторы риска скрининговым методом — так можно быстрее проверить большие группы детей и выявить тех, кто предрасположен к развитию атеросклероза. Мы не только первыми на постсоветском пространстве провели такое исследование, но и сделали большой шаг к созданию в детских поликлиниках кабинетов профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

— Так почему же у нас их до сих пор не создали?

— Многие уверены: если ученые сделали какое-то открытие, они тут же должны его внедрить. Но у нас не разработан алгоритм внедрения. Между научным сотрудником и предприятием нужно звено, которое бы этим занималось, — убежден Николай Акулич. — Сейчас говорят, что внедрять должны сами ученые. Но у них на это нет средств и материального стимула (на зарплате внедрение никак не отражается). К тому же в институтах много времени отнимают отчеты и другая бумажная волокита. Работа в гуманитарных вузах — не столько научные исследования, сколько преподавание. Например, у меня три четверти индивидуального плана преподавателя занимает учебная работа и всего одну — научная.

На одном из семинаров мы общались с Кеном Портером, специалистом американского Центра трансфера технологии. Стратегия его работы состоит в том, что он способен точно просчитать, где требуются новые разработки и сможет ли идея стать коммерчески успешной. Ведь чтобы патент внедрить, в него нужно вложить немалые средства. А это большие финансовые риски. В нашей системе специалистов, которые могли бы просчитать успешность разработки, не готовят. А бизнесмены не готовы рисковать своими деньгами ради разработки, которая принесет пусть и существенную прибыль, но только через 10—15 лет.

А у нас многие открытия не находят внедрения, потому что они попросту не нужны. Например, в областной больнице предложили создать электрод для регистрации электрокардиограммы. В Беларуси их не производят, а на закупку иностранных тратятся большие деньги. Сотрудник нашего университета изготовил такой электрод, причем получился он даже совершеннее иностранного. Но когда решили внедрить его в производство, выяснилось, что небольшая потребность в таких электродах внутри страны не покроет издержки производства…

Один из выходов — создание научно-практических центров: за исследовательскими институтами закрепят предприятия или к предприятию прикрепят институт, и разработки перейдут из фундаментальной области в прикладную.

Могилевская правда

— Как поднять престиж профессии ученого и привлечь в науку молодежь?
— В подсознании еще осталось: доктор, профессор — это престижно. Но даже уважаемый в научном сообществе и любимый студентами профессор не выделяется на фоне менее именитых коллег зарплатой, поскольку существующие доплаты несопоставимы с затраченным для их получения трудом. Возможно, потому молодежь и не стремится в науку, как прежде. Как мотивировать выпускника заниматься исследованиями, защищать диссертацию, если он спокойно может заработать те же деньги, уйдя в бизнес? Мы, конечно, стараемся «заразить» молодежь примерами ученых, преданных профессии. Ведь сегодня есть студенты, которые тянутся к науке уже с первого курса, в свободное время пропадают в лаборатории и к выпуску уже имеют свои публикации, наработки. Но даже такие студенты все меньше видят стимулов для выбора профессии исследователя.

— Раньше как было: пишешь диссертацию, защищаешь, получаешь хорошую зарплату (а потом — и пенсию), и, по сути, можно ничего существенного в науке не делать, сосредоточиться только на преподавании, — говорит доцент Елена Сычова. — Сейчас, чтобы получать надбавки, надо много работать. Ученая степень не защищает от увольнения. Никакой гарантии в обеспеченной старости нет, и никаких ощутимых выгод она не дает, только прибавляет ответственности. И если человек активно работает, большая часть надбавки тратится на публикации и участие в научно-практических конференциях.

Зарплаты обычных педработников вуза и преподавателей со степенью после январского повышения окладов (на 50%) почти уравнялись. Повышение вызвано, вероятнее всего, стремлением сохранить кадры, избежать их оттока за пределы страны…

Надежда МЕШКЕВИЧ.


Кстати:
Сегодня на 10 тысяч жителей Беларуси приходится около 9 ученых-гуманитариев. В России — около 20, в Англии — порядка 100.
В 2000 году количество докторов, работавших в организациях  страны, занимавшихся научными исследованиями и разработками, составляло 819, а в 2010 — уже 748.

Чтоб  вы  знали:
Михаил Ломоносов еще в 1755 году писал: «Профессоры в других государствах, не взирая на их великое довольство, имеют, во-первых, чины знатные и всегда выше или по последней мере равно коллежскими асессорами считаются, второе, ободряются к прилежному учению не токмо произведением в чины, но и возвышением в знатное дворянство…»

Ученые степени в России ввели в 1803 году, установив соответствие между ними и Табелью о рангах: кандидату на госслужбе следовал чин XII класса (губернский секретарь), доктору — VIII (коллежский асессор). В середине XIX века кандидат из мещанского сословия становился «личным почетным гражданином», а магистр или доктор получал «личное дворянство».

До революции 1917 года в России существовали ученые степени кандидата, магистра и доктора, ученые звания адъюнкта, приват-доцента, доцента, адъюнкт-профессора, экстраординарного, ординарного и заслуженного профессора. Совнарком России 1 октября 1918 года упразднил ученые степени и ученые звания. Все лица, самостоятельно ведущие занятия в вузах, автоматически стали профессорами, остальные — преподавателями.
В январе 1934 года СНК СССР разрешил присваивать ученые звания доцента и профессора без соответствующей ученой степени, на основании «заслуг» перед наукой или народным хозяйством. Это позволяло занимать должности профессоров и доцентов лицам не только без ученых степеней, но даже без высшего образования! И только в марте 1937-го Совнарком установил: звание профессора присваивается лицам, имеющим ученую степень доктора и ведущим преподавательскую или руководящую исследовательскую работу в вузах или научно-исследовательских учреждениях. Тогда же право утверждения докторских диссертаций передали Высшей аттестационной комиссии.

Последние новости

ТЕХНОЛОГИИ

Дуров объявил о запуске в Telegram донатов авторам и владельцам каналов

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Погода на выходные: дождливо, прохладно и ветрено. В ночь на субботу – заморозки

19 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

К 1 сентября все белорусские школы перейдут на новый режим питания

19 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили « Русские народные сказки»

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Советы от МЧС при похолодании

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Тематическую прямую телефонную линию проведет 26 апреля комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома

19 апреля 2024
НОВОСТИ

Минобразования скорректировало сроки вступительной кампании в ссузах

19 апреля 2024
В МИРЕ

Израиль нанес ракетный удар по Ирану

19 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые в Беларуси посеяли более чем на 88% площадей

19 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024