Право на защиту: Не окажутся ли без него рядовые покупатели и потребители услуг?
Белорусские парламентарии приняли в первом чтении ряд поправок и дополнений в закон «О защите прав потребителей». По мнению некоторых специалистов, часть поправок существенно ослабляет позиции общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей», которое многие годы играло роль «буфера» между обманутыми людьми и теми, кто продал некачественный товар или услугу. Мало того, поставленная в новые экономические условия организация может «приказать долго жить»…
Суть спорных поправок в том, что общественные объединения должны будут работать с потребителями исключительно на безвозмездной основе. А все расходы, связанные с защитой их прав, в том числе и в суде, будут не авансироваться пришедшим за помощью человеком, как это было раньше, а возмещаться субъектом хозяйствования после того, как его вина будет доказана. И это при том, что организация существует отнюдь не в виртуальном виде — ей необходимо арендовать помещение, платить «коммуналку», рассчитываться за телефонные переговоры, покупать бумагу, на которой распечатываются документы! Зарплату числящимся в штате юристам, в конце концов, тоже надо платить! Не имея при этом никаких «побочных» доходов, за исключением редких добровольных пожертвований или спонсорской помощи. А если решение суда окажется не в пользу потребителя? Или между пострадавшей стороной и виновником будет заключено мировое соглашение? Значит, работали все бесплатно, на общественных, так сказать, началах?
Председатель Могилевской городской организации Василий Черный рассказывает, что только за прошлый год в офис и по телефонам «горячей линии» за разъяснениями, консультациями и помощью к ним обратилось почти 7,4 тысячи человек! 683 из них побывали на приеме, причем немало среди них не только могилевчан, но и жителей других районов области. Юристы организации составили 250 претензий, направили в суды 117 исков, в 37 заседаниях судов они принимали непосредственное участие.
— Около 100 миллионов рублей доказанного материального и морального вреда возвращено потребителям после нашего вмешательства, — говорит Василий Черный. — А государство, в свою очередь, благодаря в том числе и грамотной работе наших специалистов, получило в бюджет около 20 миллионов рублей в виде штрафов нарушителям. Это ли не показатель реальной пользы для общества? В свое время, кстати, вопрос законности оказания услуг общественной организацией на возмездной основе уже ставился под сомнение и был передан на рассмотрение в Конституционный суд республики, который в своем решении от 14 декабря 2007 года констатировал: заключение договоров с потребителями на возмещение издержек организации не направлено на извлечение прибыли и не является предпринимательской деятельностью!
У тех, кто приходит в общественную организацию за помощью, кстати, необходимость оплаты вопросов не вызывает. Случается, правда, что, изучив висящий на стене прейскурант на услуги, посетитель уходит. Но зачастую, помыкавшись в поисках справедливости по инстанциям и убедившись, что услуги адвоката обойдутся куда дороже, возвращается…
— Конечно, с потерей денег, потраченных на покупку некачественных кроссовок, можно, в конце концов, и смириться, хотя чувствовать себя обманутым всегда неприятно, — считает Василий Черный. — Но ведь немало очень «дорогостоящих» жалоб — некачественное изготовление или переобтяжка мебели, проблемы со стеклопакетами, много претензий по мобильным телефонам, ремонту стиральных машин и холодильников.
Третий год у нас работает собственная независимая экспертиза — 6 специалистов практически по всем основным направлениям, где у людей возникают проблемы. Только за прошлый год 77 экспертиз провели! Если мы прекратим свою деятельность — кто взвалит на свои плечи весь этот груз? Ведь в тех же райисполкомах хоть и есть уполномоченные по защите потребителей, но занимаются этим «попутно» со своей основной работой — проконсультировать по каким-то вопросам смогут, но не более того…
Если поправки в закон вступят в силу, в какое русло повернет поток жалоб?
— В первую очередь, жалобы понесут, безусловно, в местные исполнительные органы, — считает главный юрис-консульт управления торговли и услуг облисполкома Наталья Шандарович. — И сразу возникает вопрос: кто этим будет заниматься? Ведь на сегодня только при управлении торговли и услуг Бобруйского горисполкома есть специалист, который является уполномоченным по защите прав потребителей и занимается исключительно этой работой! В большинстве остальных уполномоченные назначены, но ведут это направление в дополнение к своим основным обязанностям. Да и юридического образования они не имеют. Проходят, конечно, обучение на курсах, семинарах, но обеспечить такого уровня помощь, как это делает сейчас организация защиты потребителей, они просто не в состоянии. А если пойдет «вал»?
В управлении торговли Моггорисполкома, по словам и.о. начальника Елены Волковой, уполномоченный не назначался, и потому все жалобы потребителей рассматриваются по отделам — в зависимости от конкретного направления работы.
— Вопросов много — что-то решаем на месте в пределах своей компетенции, иногда приходится направлять иски в административную комиссию или в суды. Но если таких жалоб станет на порядок больше, придется создавать определенные структуры —ведь у наших специалистов и без того нагрузка серьезная. В противном случае работа с потребителями может «повиснуть» в воздухе.
— В свое время у нас действовала районная организация защиты прав потребителей, для нас это была существенная помощь, — вспоминает главный специалист отдела экономики Горецкого райисполкома Светлана Сергина. — У меня в должностных обязанностях одной строкой записано, что я являюсь уполномоченной по защите прав потребителей, но все, что могу, — разъяснить положения закона и порекомендовать, как человеку действовать дальше. Либо направить его с заявлением в отдел жалоб и обращений. Могу провести досудебное разбирательство в рамках своих полномочий, попытаться воздействовать на нарушителя. Но только в том случае, если организация или предприятие имеет местную «прописку» — на иногородних у нас нет рычагов воздействия. Если количество жалоб резко вырастет, это серьезно осложнит работу. Наверное, все-таки лучше, если бы эти вопросы концентрировались по большей части в одних «руках» — там, где есть специалисты, юристы, эксперты…
Вот только найдутся ли в случае окончательного внесения поправок в закон те, кто согласится работать даром, «из любви к искусству»?
Ирина ПОЛОВИКОВА, Могилевская правда