Жуков на заказ

Даже гении хотят есть вкусно и сытно. Поэтому великие художники во все века работали на заказ. Микеланджело, рисуя Лоренцо Медичи,

фото: 1tv.ru

изобразил всесильного правителя Флоренции красавцем, хотя в жизни тот был уродлив и горбат. Когда живописца спросили, почему портрет не похож на оригинал, Микеланджело равнодушно пожал плечами: «Кто вспомнит об этом через 500 лет…»
Задавать подобный вопрос авторам телесериала «Жуков» не хочется. Во-первых, они — совсем не Микеланджело. Во-вторых, об этом фильме не вспомнят не то что через 500 — через 5 лет. В-третьих, реальный Жуков лицом и статью был не хуже актера Балуева — не одними ж маршальскими погонами притягивал он женщин…
Корень различий — в другом. Микеланджело было плевать, есть горб у флорентийского мэра или нету, красавец он на холсте или урод. В портретном Лоренцо главное — взгляд. Властный. Холодно-брезгливый. Жестокий. Тяжелый взгляд правителя, отвечающего за судьбы большого города. Такой я видел в кинохронике у настоящего Жукова. А у Балуева — то потерянный, то — бегающий, то — обращенный в себя взгляд кухонного интеллигента. С таким взглядом не фронтами командовать, не под Москвой насмерть стоять, не баб и страны завоевывать, а тихо заведовать кружком художественного чтения. Реального Жукова можно ненавидеть или боготворить, но кухонным интеллигентом он уж точно не был.
Скажете: фильм-де не о маршале, а о личной драме человека, о его отношениях с женщинами. А, по-моему, трагедия человека Жукова — лишь продолжение трагедии маршала. Реальный Жуков — великий, амбициозный, надменный полководец не мог, да, пожалуй, часто и не имел права думать о судьбе каждого солдата и офицера. Переживая о каждом, не сможешь посылать на смерть сотни тысяч людей, чтобы спасти жизни миллионов, спасти страну. Другой вопрос, всегда ли надо было посылать сотни тысяч на смерть, если можно было грамотно и умно послать в бой? Но что сейчас спрашивать? Такая была война. Такое время. Такая страшная система. «Закон больших чисел».
Всегда ли Жукову хватало времени, душевных сил, желания, нравственной чуткости сбросить в частной жизни хоть на час, на день этот постоянный огромный валун ответственности за армию, за страну? Посмотреть на женщину не по-походному, а по-домашнему? Не только отогреться ее теплом, но и согреть ее саму нежностью и заботой? Жуков по разным причинам не приехал на кладбище хоронить ни первую свою жену, ни вторую. Когда Георгий Константинович сам в конце жизни надолго слег на больничную койку, к нему полгода не ходили дочери ни от первой жены, ни от второй. А младшая, любимая, Машенька не пришла и хоронить отца. А после смерти Жукова между дочерьми началась некрасивая возня за права на маршальское наследство… Случайность? Закономерность? Расплата? Выстрел судьбы вдогонку? Кто ответит?
Хорошему актеру Александру Балуеву неловко не в маршальском мундире  — в маршальской судьбе. Балуев ищет драматизм в мимике, не рискуя заглянуть в душу, ищет глубину, бродя по щиколотку по песчаной отмели. Трагедия его героя — не в запутанности большого человека в женских юбках, не в интригах вождей и предательстве друзей, а в клубке всей судьбы Жукова, где спутались-сплелись мужество и конформизм, полководческий талант и фельдфебельская жестокость, величие духа и собственные слабости и измены, глубокое видение военной стратегии и беспомощность в бытовых реалиях мирной жизни…
Поэтесса Юлия Друнина написала незадолго до своей трагической смерти:
«Все твердим о каком-то храме,
Хоть огонь в алтаре погас…».
Может, это — и про позднего Жукова?
Создатели телесериала тоже хотят вкусно и сытно есть, тоже снимали на заказ. Разница в одном: Микеланджело писал Лоренцо Медичи — при его жизни, но — для вечности, а «жуковописцы» — через 37 лет после смерти маршала, но — для зрителей «Первого канала» России. Вот «горбом» и вылезла непохожесть.
Кстати, нам, нынешним, даже такая непохожесть уже — в тягость. Уже звучат гневные голоса ветеранов: «Не очерняйте светлый образ маршала Победы!» Уже слышится «либеральный» шелест: «Не обеляйте соратника тирана!»
Жуков не может ни возразить, ни оправдаться. Да и к чему? Так, как Георгия Константиновича возвысила и наказала судьба, не под силу отразить даже Микеланджело — не то что продюсеру Алексею Пиманову…

 


Последние новости

ТЕХНОЛОГИИ

Дуров объявил о запуске в Telegram донатов авторам и владельцам каналов

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Погода на выходные: дождливо, прохладно и ветрено. В ночь на субботу – заморозки

19 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

К 1 сентября все белорусские школы перейдут на новый режим питания

19 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили « Русские народные сказки»

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Советы от МЧС при похолодании

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Тематическую прямую телефонную линию проведет 26 апреля комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома

19 апреля 2024
НОВОСТИ

Минобразования скорректировало сроки вступительной кампании в ссузах

19 апреля 2024
В МИРЕ

Израиль нанес ракетный удар по Ирану

19 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые в Беларуси посеяли более чем на 88% площадей

19 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024