Белорусы игнорируют международные электронные торговые биржи

Фраза «Если вас нет в Интернете, то вас нет вообще!» — это уже не просто сентенция. Это суровая правда жизни. Для большинства солидных предпринимателей первое знакомство с новым партнером всегда сопровождается придирчивым изучением его веб-ресурса: насколько качественно он сделан, полную ли информацию о себе представляет владелец, часто ли она обновляется. Понятно, что к хозяину топорно сделанного сайта и отношение будет соответствующее… Виртуальные «визитные карточки» сегодня имеют большинство крупных и средних предприятий, но иные возможности Всемирной паутины они пока используют крайне неохотно. А между тем поиск заказчиков в Интернете не ограничен только сайтами компаний.

«Пещера» Али-Бабы

«Интернет может реально увеличить продажи белорусских предприятий», — уверен руководитель компании «Белрезерв» Андрей Нестерович. Речь в данном случае идет о присоединении белорусских экспортеров к существующим «электронным площадкам». Фактически это глобальные сайты, содержащие базы данных о предложениях поставщиков и запросах покупателей различных товаров и услуг из большого числа государств. Предлагая, как правило, бесплатную регистрацию, площадки предоставляют также целый спектр дополнительных платных услуг для предприятий, заинтересованных в более активном продвижении собственной продукции. Для пользователя работа с электронными транснациональными рынками является эффективным инструментом, который позволяет масштабно доставлять через сеть Интернет информацию о национальных экспортерах в зоны зарубежных интенсивных товарных рынков и активных инвестиций. Подобные базы данных обладают очень высокой степенью узнаваемости и популярности в международной деловой среде, широчайшей постоянной аудиторией (десятками миллионов пользователей в месяц) и обширной географической зоной распространения (Латинская Америка, ЕС, Азия, Северная Америка, Ближний Восток).

«Согласно данным Центра содействия экспорту Республиканской конфедерации предпринимательства Беларуси, в минувшем году через такие системы в адрес белорусских предприятий поступило около 54 тыс. запросов, которые преимущественно содержали предложения по экспорту белорусских товаров и услуг в разные точки планеты. Однако около 75 % этих запросов не были даже прочитаны сотрудниками белорусских предприятий. Причина все та же: большинство белорусских компаний даже не знакомы с возможностями таких инструментов», — поясняет Андрей Нестерович.

«электронная коммерция» — понятие очень молодое. Она появилась всего-то полтора десятка лет назад. «Колыбелью» ее является Китай. В 1998 году китайский педагог Джек Ма, прочитав утреннюю газету, задумался: в Китае существует более 47 млн. юридических лиц, но единой системы коммуникации между ними нет. Создание интернет-портала, объединяющего это множество компаний, и стало главной идеей Ма. Так на свет появился первый электронный рынок — Alibaba.com. Через 10 лет «Alibaba» объединяла компании более 200 государств. Она может похвастаться тем, что ее посещают более 10 млн. пользователей ежемесячно. Суть технологии достаточно проста: существует глобальный транснациональный сайт, который ежесуточно посещают сотни тысяч коммерсантов со всего мира с одной целью — покупки интересующих их товаров или услуг. Предложение встречается со спросом в виртуальном пространстве.

«Alibaba» — это пробный шар. Сегодня в мире функционируют уже несколько десятков подобных «электронных бирж», причем крупнейшие из них посещают миллионы пользователей, в основном из корпоративного сектора: снабженцы предприятий, оптовики, дилеры крупных компаний. В режиме реального времени здесь размещаются заказы, проходят тендерные торги, заключаются выгодные контракты. На крупных интернет-площадках, как правило, представлены тысячи компаний, ежедневно проводятся сотни сделок. Покупатель ждет предложения от поставщика, находясь за монитором своего компьютера. Таким образом, минуя географические и языковые барьеры, предприятие из Беларуси может демонстрировать свою продукцию заинтересованным покупателям — не только потенциальным клиентам из «обжитых» Казахстана, России, но вообще из любых точек земного шара.

Расставить сети

Однако есть ли такие ресурсы в Республике Беларусь? Или такие технологии пока недоступны для нашей страны? Естественно, что и у нас наблюдаются попытки создания подобных проектов. Но проблема заключается в серьезных инвестициях, которые требуют подобные проекты. Размеры вложений могут достигать $ 5—10 млн., а заметные результаты можно ожидать не ранее чем через 2—3 года. Это не говоря о том, что срок окупаемости инвестиций при самых скромных подсчетах может составить от 3 до 5 лет. Как для государственных, так и для частных предприятий это очень серьезные финансовые вложения и большие риски. Однако всегда остается возможность присоединиться к уже существующим международным рынкам, к таким как уже упомянутый китайский Alibaba.com, корейский EC21.com или украинский All.biz — наиболее популярный электронный рынок на территории СНГ, услугами которого уже успешно пользуются некоторые белорусские компании.

Но будет ли эффективно сотрудничество с такими сбытовыми инструментами для белорусских предприятий? В качестве примера взять хотя бы отрасль продуктов питания, которая является одной из наиболее успешных сфер экспорта в Беларуси, а конкретно сахар, экспорт которого сосредоточен на российском рынке. Ни для кого не секрет, что наши восточные соседи являются наиболее интересной экспортной площадкой для белорусских производителей, но при этом большинство компаний признают: полностью зависеть от прихотей одного покупателя не хочет никто. Анализ спроса на продукцию на одном из таких электронных рынков позволяет сделать достаточно интересные выводы. Так, в целом отраслью «Продукты и напитки» в среднем в течение месяца интересуются более 322 тыс. потенциальных заказчиков со всего мира. Если рассматривать посетителей по странам, безусловно, лидером являются украинские предприниматели — 139,3 тыс., вполовину меньше приходят из России — 65,8 тыс. Далее идут Казахстан — 18,4 тыс., Польша —12,1 тыс., Молдова — 6,6 тыс., Болгария — 5 тыс., Турция — 4,8 тыс., Индия — 4,1 тыс., Бразилия — 3,8 тыс., Мексика — 3,7 тысячи. Что это может означать для белорусских производителей? Только то, что каждый месяц тысячи заказчиков ищут новых поставщиков через электронные рынки. В компании «Белрезерв» подсчитали: только с начала текущего года через системы электронных рынков в адрес белорусских сахаропроизводителей пришло более 400 запросов на их продукцию. Наибольший спрос наблюдается со стороны России, Казахстана, Украины, проявляли активность покупатели из Латвии, Литвы, Туркменистана, Узбекистана, Венгрии, Молдовы, Польши, Испании, Израиля. Вот та самая диверсификация, которая требуется сейчас белорусским предприятиям. Но вся проблема в том, что из четырех сахарных заводов в Беларуси возможностями электронных рынков пользуется только один.

По оценкам некоторых электронных торговых площадок, экономия от использования схем торговли через электронные торговые площадки может достигать 15 % со стороны закупок и 22 % со стороны сбыта. При этом единственная издержка, которую компании приобретают, переходя на электронные торги, — это плата за пользование механизмом поиска и оформления сделок. Ряд площадок в качестве комиссии взыскивают процент от совершенной сделки. Но «живых» денег на проведение электронных торгов заказчик не тратит, а платит процент от сэкономленных средств. Комиссия на площадке составляет порядка 1,5 % от объема торгов для корпоративных заказчиков. На больших лотах процент будет меньше, а некоторые площадки берут только абонентскую плату. Хотя по белорусским меркам она не такая уж и маленькая. За полный пакет услуг придется заплатить порядка € 3—5 тыс. в год.

 

Вячеслав ЛИХОСЛАВЦЕВ, РЭСПУБЛIКА

 

Последние новости

ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Беларуси площадь загрязнения цезием-137 уменьшилась почти вдвое в сравнении с 1986 годом

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Кто они, делегаты Всебелорусского народного собрания?

23 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко подписал закон по вопросам предпринимательской деятельности

23 апреля 2024
В МИРЕ

ООН: смертность из-за жары в Европе за 20 лет выросла на 30%

22 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Новое руководство в министерствах и местная вертикаль. Лукашенко рассмотрел кадровые вопросы

22 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: Беларусь настроена решительно наращивать товарооборот с Архангельской областью

22 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

545 нарушений ПДД выявили за выходные в Могилёвской области

22 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Погода на неделю: ночные заморозки, порывистый ветер и кратковременные осадки

22 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024