История и современность: Годылево исполняется 60 лет со дня основания

История и современность:  Годылево исполняется 60 лет со дня основанияНаселенный пункт Годылево находится в 700 метрах от крупнейшей автомобильной магистрали, протянувшейся от Санкт-Петербурга до Одессы через Витебск, Оршу, Могилев и Гомель. Она связывает северо-западный регион России, а через него и скандинавские страны с Украиной и портами Черного моря.

Когда-то на месте поселка был лес, на окраине большого болотного массива. Среди болот выделялись два озера – Большое и Малое, которые постепенно затягивались болотными растениями.

«Озеро Годылево, бассейн Днепра, за 2 версты на 3 от деревни Перекладовичи. Площадь 50 десятин. Богатое рыбой (по данным Дембовецкого). Сейчас заросло».

 

ГОДЫЛЕВО (Безымянные)

 

Озера Годылево (3 безымянных озера) находятся  в Быховском районе Могилевской обл., примерно в  12   км на  северо-восток от г. Быхов, примерно в 1,3 км на север от  д. Годылево и относятся  предположительно к бассейну р. Полна (левый приток р. Днепр).

 

Иных данных, характеризующих озера и окружающую их местность,  не найдено.

Болотный массив тянулся от речки Полна (приток Днепра) на юго-восток по территории Быховского района и части Славгородского (урочище Ухово). С запада болото охватывал лес, по которому проходил старый тракт, связывающий Санкт-Петербург с Одессой.

 

ГОДЫЛЁВО БОЛОТО, преимущественно низинное (92% площади) болото в Быховском районе, в водосборе реки Ухлясть и её притока Воронинки. Включает массивы Годылёво, Ухлясть-Центральное, Воронино. Площадь 8,3 тыс. га, промышленная залежь торфа на 6,5 тыс. га, её средняя глубина 2,4 м. Торф добывается на топливо. Большая часть болота осушается и используется под сельскохозяйственные угодья. На неосвоенных участках преобладает редколесье из сосны и берёзы.

 

Глубина торфа до 7 м, степень разложения около 37 %, зольность 11,4 %. На площади 152 га есть сапропель. Осушено главным образом открытой осушительной сетью в 1950—1953 около 6,4 тыс. га. Добычу торфа ведет торфобрикетный завод.

 

На границе современных Быховского и Могилевского районов болото очень близко подходило к тракту (на протяжении примерно 3-4 км).

Там даже есть место с названием Руденец – так называется небольшой ручей, который вытекал из болота. Вода там была с примесью торфа (рудая). Так и возникло это название. Где-то за два километра южнее Руденца, около тракта, находился лесной кордон, который носит название Павловка. Это место назвали так по собственному имени лесника Павлюка (Годылевского).«Деревня Павловка существовала до начала 1990-х гг. в Следюковском сельском Совете. Ликвидирована. Не существует. Раньше Грудиновское лесничество».

В конце 1940-х гг. геологи нашли здесь богатейшие залежи торфа. Было решено начать промышленную разработку торфа.

Летом 1949 года на месте нашего поселка высадилась группа геологов, которая определила в результате изысканий, что  месторождение торфа имеет промышленное значение.

Уже в декабре 1951 года был открыт первый торфяной карьер. Торф по узкоколейке доставлялся в Могилев на шелковую фабрику (ныне завод искусственного волокна имени Куйбышева), впоследствии и на Могилевскую ТЭЦ.

 

«ЗДЕСЬ ПОСТРОЕН ИЗВЕСТНЫЙ ПОВСЮДУ, ЗНАМЕНИТЫЙ БРИКЕТНЫЙ ЗАВОД…»

 

Историческая справка.

 

В октябре 1951 года в д. Следюки Быховского района Могилевской области было организовано Управление строительством торфопредприятия «Годылево».

Приказом Главного управления по заготовке местного топлива – Главтопа – Министерства легкой промышленности СССР № РК-120 от 9 октября 1951 года на директора торфопредприятия «Гребенево» было возложено временное исполнение обязанностей директора Управления строительством торфопредприятия «Годылево» с 1 октября 1951 года.

 

Строительство находилось в ведении Главтопа Министерства легкой промышленности СССР.

 

Приказом Министерства легкой промышленности СССР № 2045 от 3 декабря 1951 года был введен в эксплуатацию карьер № 1 и технологическое оборудование по добыче торфа кускового на строящемся торфопредприятии «Годылево».

Постановлением Совета Министров БССР № 322 от 3 июня 1957 года и приказом Председателя СНХ БССР № 23 от 21 июня 1957 года торфопредприятие «Годылево» включено в состав Белорусского торфяного треста № 2 Управления торфяной промышленности Совнархоза БССР.

 

Приказом начальника Управления торфяной промышленности СНХ БССР № 56 от 1 ноября 1957 года на базе торфопредприятий «Годылево» и «Ухлясть» было создано торфопредприятие «Днепровское».

Как все начиналось…

 

Из воспоминаний старожила поселка Лысковского Виктора Яковлевича, с 1967 года – начальник фрезерного участка:

 

«После войны я вернулся в родной Могилев и стал работать шофером на торфопредприятии «Гребенево».

 

Однажды летом 1950 года получил задание доставить экспедицию геологов, которые должны были провести изыскания в болотистом урочище Годылево, чтобы определить, имеет ли промышленное значение торфяное месторождение. Привез я их и высадил в лесу, где проходила старая «графинина» дорога. На опушке леса они разбили лагерь, поставили палатки и до начала осени проводили изыскания.

Место было красивое. Огромное болото с двумя озерами – Большим и малым, лес, в котором было столько грибов, что за считанные минуты набирали корзины.  Потом я узнал, что на этом месте будет начато освоение торфяного месторождения, и будет организовываться торфопредприятие. Мы были молоды, полны сил, энергии, романтики. Поэтому решили попытать счастье на новостройке. И в 1951 году приехали сюда на работу.

 

Рабочие, которые осваивали первый торфяной карьер, и строители жили в деревне Следюки. Там находилась контора строительства, склады для инструмента и материалов. Пешком ходили на работу.

С 1951 года уже началось массовое освоение торфяного месторождения (осушение, корчевание пней и подготовка полей, а затем добыча торфа, а летом – производство кускового торфа).

Проложили узкоколейку параллельно тогда еще гравийной дороге Петербург-Одесса. И торф стали доставлять на Гребенево, откуда его по подвесной канатной дороге переправляли на шелковую фабрику (ныне ЗИВ им. Куйбышева). А позже торф мотовозом подвозили на могилевскую ТЭЦ.

Одновременно с освоением торфяников шло строительство рабочего поселка, так как был большой объем работы и много людей были заняты на добыче торфа и на строительстве.

Прорабом строительства был назначен Грудинов Владимир Бонифатьевич. И под его руководством было построено сначала два небольших домика. В одном жил директор и находилась контора, а в другом был склад инструментов и нары, где можно было отдохнуть и погреться после смены.

 

Первым директором предприятия был Романов Николай Григорьевич, очень трудолюбивый и ответственный человек. Сам поднимался в 4 часа утра и нас всех поднимет.

Работали по 18 часов, вручную копали канавы, корчевали. Хотелось и заработать, и быстрее построить, чтобы жить в хороших условиях. Мы были молодые, крепкие, многие прошли через войну: Борисенко А. Ф., Гончаров А. П., Серафимович Н. Ф., испытали лишения, трудности и поэтому трудились на совесть».

 

Историческая справка.

Приказом Министерства торфяной промышленности Белорусской ССР № 15 от 8 февраля 1973 года был введен в эксплуатацию торфобрикетный завод на торфопредприятии «Днепровское» Могилевской области мощностью 120 тысяч тонн брикетов в год на самостоятельный баланс. Было предписано, завод впредь именовать торфобрикетный завод «Могилевский».

 

Приказом Министерства торфяной промышленности Белорусской ССР № 20 от 14 февраля 1974 года в связи с просьбой Быховского райкома КПБ и исполкома Быховского райсовета депутатов трудящихся о переименовании торфобрикетного завода «Могилевский» на «Днепровский»  было решено переименовать торфобрикетный завод «Могилевский» в торфобрикетный завод «Днепровский».

В 2000 году предприятие получило статус ПРУТ: производственное республиканское унитарное торфопредприятие «Днепровское», которое в 2010 году было преобразовано в ОАО «Торфопредприятие Днепровское». Оно по-прежнему входит в состав государственного производственного объединения «Белтопгаз».

 

СТРУКТУРА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ДНЕПРОВСКИЙ»

 

Торфобрикетный завод «Днепровский» — это сложный механизм.

На предприятии имеются основные и вспомогательные цеха и участки.

К основным относятся: брикетный цех и котельная, транспортный цех и участки добычи торфа, а к вспомогательным —: механические мастерские, ремонтно-строительный цех и автопарк.

В настоящее время проведено обновление основного оборудования по добыче, транспортировке, переработке торфа.

 

Центральная котельная работает на местном топливе и на природном газе.

 

В настоящее время в ней проведена реконструкция с заменой котлов и вспомогательного оборудования. Также строительство пристройки для переноса оборудования и улучшения бытовых условий рабочих. Напряженно, но слаженно работает транспортный цех. Для него приобретены новые машины и механизмы для погрузки и транспортировки  с полей торфа к брикетному цеху и котельной.

На дальние поля торфоразработки рабочих доставляла автомотриса АМ-1.  Торф с полей подвозится вагонами узкой колеи потребителям: на торфобрикетный завод для дальнейшей переработки и в котельную. Сейчас идет подготовка  проекта строительства узкоколейной железной дороги.

 

По неподтверждённым  данным, узкоколейная железная дорога появилась до Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги являлась электростанция в областном центре, городе Могилёве (район Заднепровье).

В Государственном архиве Могилевской области сохранился приказ по Белторфтресту № 2 Управления торфяной промышленности СНХ БССР № 43 от 17 марта 1958 года, в котором директору торфопредприятия «Днепровское» Н. Г. Романову предписывалось «в марте месяце отгрузить отгрузить Могилевской электростанции 43 тысячи тонн фрезерного торфа (условной влажности)».

Участок Годылёво – Могилёв действовал до середины 1980-х годов. Его не стало после того, как электростанция прекратила использовать торфяное топливо.

После катастрофы на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году, вся прилегающая к посёлку Годылёво территория оказалась зараженной радионуклидами. Торфомассив Ухово, попавший в зону сильного радиационного загрязнения, был заброшен, ведущую к нему линию узкоколейной железной дороги разобрали.

В конце 1980-х годов была разобрана также вся «западная» линия – от Годылёво до посёлка Ухлясть. Добыча торфа на торфомассиве в районе Ухлясти была прекращена.

По состоянию на 1999 год, дорога переживала не лучшие времена: была закрыта диспетчерская на станции Годылёво, объём перевозок был невелик. Самым дальним местом добычи торфа являлся торфомассив в районе населённого пункта Бовки.

Позднее период упадка сменился периодом возрождения. По состоянию на июнь 2003 года, диспетчерская на станции Годылёво снова действовала, объём добычи торфа был высоким, пути находились в хорошем состоянии.

Впрочем, протяжённость пути, по сравнению с 1999 годом, несколько сократилась. Добыча торфа на торфомассиве у населённого пункта Бовки полностью прекращена, ведущий к нему участок пути разобран. Взамен был освоен новый торфомассив, располагающийся между населёнными пунктами Трилесино и Добужа. К нему подведена новая линия, протяжённостью около 5 километров. При её строительстве использовалась рельсо-шпальная решётка, взятая с разобранной линии. По имеющимся данным, эта линия вступила в строй в 2000 году.

Дорога и торфобрикетный завод производят впечатление отлично работающего производственного комплекса. На завод ежедневно поступают десятки вагонов ТСВ, загруженных торфом. Места добычи торфа – «ближний» торфомассив. Мамьё (название приводится со слов работников железной дороги), и «дальний» торфомассив в районе населённого пункта Трилесино.

 

Состояние пути на магистральной линии – хорошее. Всюду, кроме «усов» на торфомассивах, уложены железобетонные шпалы. Скорость движения поездов достаточно высокая.

На магистральном участке между станцией Годылёво и торфомассивом у населённого пункта Трилесино имеются два действующих разъезда: 6 км и 13 км.

Среди подвижного состава – тепловозы ТУ4, один из которых подвергся значительной переделке, ЭСУ2А. «Живых» пассажирских вагонов здесь нет. Рабочих доставляют на торфомассивы в ЭСУ2А.

 

Все действующие локомотивы в хорошем состоянии.

В брикетном  цехе проведена модернизация с заменой оборудования, в частности брикетных прессов.

 

В механическом цехе ведется ремонт торфодобывающей техники, автомобилей и тракторов. Для участков добычи торфа приобретаются новые машины и механизмы для болотно-подготовительных работ и для сезона добычи. Также были разработаны и введены в эксплуатацию новые участки добычи торфа в количестве 120 га.

РУКОВОДИТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Первым директором нашего завода был участник Великой Отечественной войны Романов Николай Григорьевич (с 01. 10. 1951 г. по 08. 04. 1959 г.), который принимал непосредственное участие в строительстве торфопредприятия «Днепровское».

 

Николай Григорьевич Романов.

Родился 19 декабря 1911 года в д. Климятино Ярцевского района Смоленской области в крестьянской семье.

Образование – среднее специальное. Окончил торфотехникум в 1931 году.

В августе 1941 года участвовал в эвакуации материальных ценностей с торфопредприятия.

В 1942 году окончил военное училище связи и в звании «лейтенант» отправился на фронт.

Освобождал Польшу, Германию. Весной 1945 года его отправили на Дальний Восток, где принимал участие в разгроме Японии.

После войны окончил курсы повышения квалификации руководящих работников при Московском торфяном институте, оттуда направили директором в Ярцевский район Смоленской области. Из Смоленской области перевели в Могилевскую  область БССР. Работал на торфопредприятии «Гребенево» Могилевского района, торфопредприятии «Красная Белоруссия» Быховского района.

С 1951 года приступили к строительству торфопредприятия «Днепровское». Н. Г. Романов был назначен директором предприятия…

 

Награды:

Медали: «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу в Великой Отечественной войне

1941-1945 гг.», «За победу над Японией». Орден Красной Звезды.

Эти фотоснимки уникальны. Их в школьный музей передала из семейного архива дочь Николая Романовича Усакова Ольга Николаевна.

После Романова Николая Григорьевича завод возглавил Виктор Александрович  Зайцев (с 09. 04. 1959 г. по 03. 05. 1961 г.).

С 04. 05. 1961 г. по 03. 05. 1965 г. директором завода являлся Степанишевский Юрий Георгиевич.

Он начинал свою трудовую  деятельность на торфопредприятии с должности главного инженера.

 

В 1965 году он ушел с завода на повышение в соответствии с приказом начальника Управления торфяной промышленности СНХ БССР от 03 мая 1965 года № 35, который хранится в Государственном архиве Могилевской области .

С 1969 по 1980 гг. Юрий Георгиевич являлся председателем Могилевского горисполкома.

 

Иван Михайлович Берейшик, директор торфобрикетного завода «Днепровское» с 04. 05. 1965 по 21. 01. 1985 гг.

 

После окончания средней школы в 1949 году поступил в Белорусский политехнический институт,  который окончил в 1954 году.

 

С 1954 по 1957 гг. работал начальником  механического цеха торфопредприятия «Дунилово»   Ярославской области. На торфопредприятии «Днепровское» начал. Работать с 1958 года старшим инженером, а затем начальником механического цеха, главным механиком завода, а с 1965 года директором предприятия.

 

Чтобы приобрести современные экономические знания, заочно окончил факультет экономики Минского института народного хозяйства. За внедрение на торфопредприятии нового высокопроизводительного оборудования для добычи торфа и подготовки полей, за разработку и внедрение 78 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 31,2 тысяч рублей, высокие показатели в социалистическом соревновании Берейшик И. М. был награжден:- 23 декабря 1968 года Почетной Грамотой Могилевского обкома КПБ и Могилевского Облисполкома,- Дипломом Совета Министров БССР и  Всесоюзного центрального Совета профсоюзов.

Почетной Грамотой Совета Министров БССР, — Дипломом II степени Главного комитета выставки достижений народного хозяйства СССР; Почетной Грамотой Верховного Совета БССР, медалью «За доблестный труд»,- Орденом Трудового Красного Знамени;- Серебряной медалью ВДНХ СССР.

 

При нем, в 1982 году, торфобрикетный завод «Днепровский» награждался переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на Всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР.

 

Уволился с завода  в 1985 году.

 

Михаил Петрович Никитенко, директор ПРУТ «Днепровское» с 25. 01. 1985 года по настоящее время

 

В 1985 году после ухода с торфобрикетного завода И. М. Берейшика на пост директора был назначен М. П. Никитенко.

 

В то время он был молодым, 33-летним начальником отдела технического контроля завода. Очень сложный период был у руководства заводом в конце 80-х годов, когда разгорелись постчернобыльские страсти. Предприятие от ликвидации спасли шведы, которые приобрели четыре тысячи тонн торфобрикета после тщательной радиологической проверки, что спасло деловую репутацию завода.

 

Гордостью Михаила Петровича является построенный в поселке бассейн, водогрязелечебница, введенные в эксплуатацию около 130 квартир, построенных в 90-е годы хозспособом.

 

Михаил Петрович Никитенко является депутатом Быховского районного Совета депутатов.

 

ВЕТЕРАНЫ ТРУДА И ПЕРЕДОВИКИ ПРОИЗВОДСТВА

 

Многие бывшие работники завода награждены за свой добросовестный труд государственными наградами:

 

Левчук Иван Михайлович – машинист БПФ.

Орден «Знак Почета». 1971 год.

 

Шалабодов Иван Изотович – крановщик.

Орден «Знак Почета». 1971 год.

 

Лысковский Виктор Яковлевич – начальник участка.

Орден Трудового Красного Знамени. 1974 год.

 

Тафеенко Владимир Трофимович – начальник брикетного цеха.

Орден Трудового Красного Знамени. 1977 год.

 

Цуманкова Мария Ивановна – трактористка.

Орден Трудовой Славы III степени. 1977 год.

 

Майоров Алексей Васильевич – электрогазосварщик.

Орден Трудовой Славы III степени. 1979 год.

 

Валуев Виктор Павлович – машинист экскаватора.

Орден Ленина. 1965 год.

 

Сковородкин Петр Андреевич – машинист пневмоуборочного комбайна.

Орден Ленина. 1965 год.

Медалями «За трудовую доблесть» награждены:

 

Кондратенко Григорий Кузьмич

машинист тепловоза, 1965 год.

 

Осипенко Антонина Федоровна

крановщица, 1971 год.

 

Ковалев Яков Сергеевич

прессовщик, 1977 год.

 

Маслаков Ефим Аврамович

машинист БПФ, 1974 год.

 

Соловьев Николай Егорович

старший мастер, 1977 год.

Медалью «За трудовое отличие»

награждены:

 

Ивашкова Раиса Федоровна

слесарь-электромеханик, 1980 г.

 

Осипенко Антонина Федоровна – машинист трактора.

В 1972 году торфопредприятие «Днепровское» занесено на Доску почета ВДНХ СССР павильона «Угольная промышленность».

 

Жаров Владимир Казимирович, Кашуро Станислав Сергеевич, Кучеров Михаил Федорович награждены

 

Бронзовыми медалями ВДНХ СССР за разработку и внедрение рационализаторских предложений.

 

Сковородкин Петр Андреевич, машинист пневмокомбайна, награжден орденом Ленина в 1965 году. Он родился 17 ноября 1927 года в деревне Новосёлки Гребеневского сельсовета Могилевского района. Отец работал лесником, мать — домохозяйка.

В 1948 году был призван в Советскую армию. В 1951 году демобилизовался и пошел работать на Могилевский мясокомбинат.

В 1953 году перешел работать на торфопредприятие «Годылево, освоил пять смежных профессий.

В 1964 году награжден Грамотой Верховного Совета БССР. В 1965 году занесен на доску почета Министерства торфяной промышленности БССР. В 1969 году награжден серебряной медалью ВДНХ СССР, а в 1970 году — медалью «За доблестный труд.

 

Левчук Иван Михайлович в 1952году пришел на торфопредприятие  «Днепровское» рабочим. С 1954 по 1964 гг. работал машинистом, машинистом торфоуборочной машины БПФ на уборке фрезерного торфа. Награжден орденом «Знак почета» в 1971 году.

 

Шалабодов Иван Изотович родился 05 июня 1928 года в деревне Следюки. Начал свою трудовую деятельность на торфопредприятии «Днепровское» в 1955 году слесарем. С 1956 года после окончания курсов работал машинистом погрузочного крана ПК-3 до 1985 года.

Награжден орденом «Знак Почета»  в 1971 году.

 

Маслаков Ефим Аврамович на заводе с 1954 года. С 1964 года работал машинистом торфоуборочного комбайна БПФ. Ежегодно перевыполнял планы по добыче фрезерного топлива.

Являлся рационализатором, им внедрено в производство 5 рационализаторских  предложений.

Награжден медалью «За трудовую доблесть» в 1974 году. Неоднократно заносился на Доску Почета Министерства торфяной промышленности БССР.

 

Осипенко Антонина Федоровна на торфопредприятии «Днепровское» работала с 1952 года. До 1964 года была сушильщицей машинно-формовочного торфа. В 1965 году окончила курсы трактористов и перевелась на сушку фрезерного торфа машинистом.

Награждена медалью «За трудовое отличие».

 

Мякшанов Сергей Николаевич, который продолжил славные традиции ветеранов завода.

 

Старший мастер

А. В. Ровчаков

В настоящее время передовиками производства на ОАО «Торфопредприятие Днепровское» являются: на участках добычи торфа – В. А. Царев, С. И. Лобач, А. В. Болохонов, машинисты машин по добыче торфа; в транспортном цеху – В. А. Коношенко, водитель погрузчика; А. И. Кушнер, электрогазосварщик; А. И. Титов, А. В. Казаков, машинисты тепловозов; С. В. Петрусев, монтер пути; в котельной – С. Н. Козлова, оператор; А. Н. Грушко, электрогазосварщик; в ремстройцеху  — Н. Н. Торпачев, каменщик; в брикетном цеху —  А. В. Ровчаков, старший мастер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; В. В. Федосенко, машинист брикетного пресса; Г. Д. Галкина, машинист вагоноопрокидывателя; Н. Н. Степовой,аппаратчик по сушке торфа; в мехмастерских – А. И. Селех, токарь; А. В. Сафонов, слесарь-ремонтник; в автопарке – А. А. Батулин, О.М. Буханов, водители.

Из года в год расширялось и оснащалось новейшим оборудованием предприятие. Все процессы по добыче и сушке торфа механизированы. Например, в 1968 году за сезон предприятие дало стране свыше 670 тысяч тонн торфа фрезерного, кускового и полубрикета. Основные фонды составили внушительную сумму – около 9 миллионов рублей.

В 1973 году был введен в эксплуатацию торфобрикетный завод на торфопредприятии «Днепровское» Могилевской области мощностью 120 тысяч тонн брикетов в год на самостоятельный баланс. В 1976 году было добыто торфа всего 495 тысяч тонн, выработано брикета 110 тысяч тонн.

1980 год – добыто торфа всего 400 тысяч тонн, брикета 110 тысяч тонн.

Затем наступил период сокращения инвестиций в модернизацию производства, обновление технологий и т.д. Это привело к физическому и моральному устареванию производственного потенциала предприятия, сокращению выпуска продукции.

Работники завода внесли большой вклад в дело ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.  И пусть это не было тушение пожара на самой станции, но они сделала все возможное, чтобы радиация не распространилась дальше по стране. Они просто работали сутками на тушении торфяников, которые накрыло радиационное облако.

Большой вклад в это благородное дело внесла Нина Владимировна Баранчук.

 

Назовем других участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС,

на основе списка отдела кадров ТБЗ «Днепровское» за 1999 год. Это Новиков А. И., Рубанов Н. Г., Барков А. В.,Корнеев А. В., Соловьев Н. Е., Ануфриев А. Е., Толкачев Г. С.,Рыбалко В. А., Маслаков Е. А., Красиков И. Е., Маршина Т. В., Мельников В. С., Ивашков В. Ф., Ивашков В. Т., Шевкунов В. Ф., Алданов Г. И., Колошкин Е. И., Цуманкова М. И. , Крупенин В. Л. ,Величко Н. Т., Громыко Ф. В., .Лаптева-Кускова Л. А., Царев В. А., Шевцов В. И., Мельников В. М.

 

Одним из участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС являлся Мельников Владимир Сергеевич, награжденный орденом Дружбы народов в 1986 году.

 

Из воспоминаний Мельниковой Маланьи, пенсионерки, раньше работала монтером железнодорожных путей в д. Ляженка Быховского района. Бригада, в которой она трудилась, состояла из семи человек.

…26 апреля 1986 года, пообедав, мы присели на траву отдохнуть. Погода была просто прекрасной: солнышко, небольшой теплый ветерок. Настоящая весна. Когда окончился перерыв, стали подниматься на работу и сразу почувствовали себя плохо: у многих кружилась голова, болело сердце, некоторые даже упали в обморок.

Мы даже не подозревали, что беда шла с неба! Как раз в этот день ветер дул с юга и нес радиационное облако.

Одна из наших работниц дала нам по четыре таблетки экстракта валерианы. Мы их выпили и пошли работать дальше. Тушили на торфянике пожары целыми днями. А о взрыве на ЧАЭС узнали только через несколько дней».

 

Во время и после аварии работал в составе бригады Ивашков Василий Трифонович  на участке Ухово Славгородского района Кульщицкого сельского совета (теперь зона отселения). Здесь они осуществили посадку радиационного облака. Ближайшие к этому участку населенные пункты: Рябиновка, Куликовка, Добрый Дуб, Бахань, Кульщицы – ныне покоятся под землей.

 

Уровень радиации был очень высоким: — более 40 кюри на квадратный километр.

 

На участке Ухово Владимир Сергеевич работал с апреля 1986 года по август 1990 года. Работа его заключалась в добыче торфа на тракторе, летом – на уборочной машине, а зимой тушил пожары. Пять лет Владимир Сергеевич проработал на этом участке торфа без выходных, лишь с небольшими перерывами на отпуск.

Долгое время люди даже не знали о случившейся аварии на ЧАЭС. Но, как известно, беда не приходит одна: у людей шла кровь из носа, были сильные головные боли, потом они «привыкли» к высокому уровню радиации и не так остро ощущали ее воздействие на себе.

 

Участником  ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС являлась Мария Ивановна Цуманкова, трактористка, ветеран труда.

Из-за интенсивной выработки торфяных залежей, естественного уменьшения площадей добыча и производство торфа в последующие годы снизилось.

 

Из «Программы социально-экономического развития деревни Годылево на 2006-2010 годы», которая была разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 года №384 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы»:

 

«В деревне Годылево и прилегающих к нему территориях расположены месторождения торфа общей площадью 627 гектаров с запасами 1,9 миллиона тонн 40-процентной влажности.

 

В настоящее время в составе завода функционируют следующие цеха и производства:

брикетный цех; транспортный цех; участок по добыче торфа Зимник «Трилесино»; участок по добыче торфа Северный Зимник; участок по добыче торфа «Воронино».

 

Вспомогательное и обслуживающее производство составляют: мехмастерские, электроцех, автопарк, ремонтно-строительный цех.

 

Основной вид деятельности – добыча торфа. Численность работающих – 257 человек. В течение 2003-2005 годов на предприятии снижалась загрузка производственных мощностей (в 2003 году – 58,3%, в 2005 году – 48,6%) и соответственно годовой объем производства брикетов (с 70 тыс. тонн до 58,3 тыс. тонн). Причина – неудовлетворительное состояние торфяных площадей, значительный износ техники, неблагоприятные погодные условия, проблемы с кадрами.

 

К сожалению, в апреле 2006 года ПРУТ «Днепровское» было признано убыточным предприятием. Осуществление поставленных задач невозможно без коренной модернизации производства.

В 2007 году поставлена задача: увеличить выпуск торфяного брикета до 70 тысяч тонн в связи с решением правительства о переходе на местные виды топлива при выработке тепловой энергии.

 

Из интервью Михаила Петровича НИКИТЕНКО,     директора     ПРУТ «Днепровское»:

 …Последние годы в производственном плане не были лучшими для нашего предприятия. Это обуславливалось, в первую очередь, фак­торами объективного характера, а именно, неблагоприятными погодными условиями в период заготовки сырья, а также простоями мощностей  ввиду невыборки продукции потребителями, несвоевременностью и  неполнотой расчетов за нее.

В нынешнем году положение дел у нас улучшается.  Если на его начало убытки по предприятию со­ставляли свыше 180 млн. рублей, то по состоянию на настоящее время мы сработали практически безубыточно. За август рост производства товарной продукции к прошлому году составил 109%, планируем выйти на прогнозные показатели в целом по итогам за 2007 год. Основой этого должны стать хорошие результаты по добыче торфа. При годовом задании в 130 тыс. тонн на конец августа уже добыто 135,5 тыс. тонн (104,2%),  при этом сырье заготавливается хорошего качества.

 

На этом участке производства высокопроизводительно тру­дятся машинисты В.А. Басов, заготовивший 18350 т торфа при задании 7500 т, В.В. Чижов, И.В. Перепечин, А. А. Смыков.

 

Слаженно трудится коллектив транспортного цеха под руко­водством С. П. Рыбалко. Среди лучших его работников — диспетчер станции Г.К. Сивакова, машинист тепловоза В.М. Козлов, тракторист В. А.Коношенко. На переработке сырья в брикетном цеху, которым руководит В. А. Ильенков, должное техническое со­стояние оборудования и качество продукции обеспечивают аппа­ратчик В.Н. Гунев, шлифовщик С.Н. Мякшанов, слесари А.В. Ященко, А.В. Сафонов.

 

О перспективах развития завода очень подробно речь шла в статье М. Шелехова «Новые пушки старой крепости», которая была напечатана в журнале «Беларуская думка» №5, 2007 г., стр. 16-17:

«…Александр Александрович Муравьев, заместитель председателя райисполко­ма по экономике, вооружился отчетностью:— Идея разработки стратегии устойчивого развития Быховского района для нас очень актуальна. Однако пока я еще не видел ни одной стратегии развития постчернобыльских территорий. А серьезные инвестиции и иностранный капи­тал идут туда, где есть эта стратегия, где придерживаются всех факторов, в том числе и экологического. Природе у нас и так досталось из-за техногенной ава­рии. Учтем и то, что в районе ежегодно уменьшается население (около 1000 человек), а мы хотим, чтобы, наоборот, была положительная демография, новая рабочая

сила. У нас создана благоприятная атмосфера, как для частного, так и для государственного сектора. Они находят у власти большую поддержку. Но парадокс: наш торфобрикетный — единственное предприятие, которое выпус­кает торфобрикеты в области и не знает, куда их девать. Глава государства ориентирует на местные виды топлива. Тем не менее, нонсенс — торфобрикет не востребован. Производится около 1,2 млн. тонн в стране, а потребляется всего 900 тыс.— это по оценке концерна «Белтопгаз». Наше предприятие производит до 60 тыс. тонн, и те же проблемы со сбытом.

—  Может, надо современнее перерабатывать? — поинтересовался я. Я выходил на одну фирму, чтобы мы производили продукцию на экспорт в виде топливных пилетов. У нас же в республике пока нет котлов, где их можно сжигать. Проблема еще и в том, что в нашем экологически неблагоприятном районе не так просто с месторождениями. И нам приходится шихтовать торф — добавлять три четверти чистого, чтобы войти в нормати­вы.

 

Мы также разработали программу развития поселка Годылёво, в котором гра­дообразующим является торфобрикетный. Проживают там больше 1000 человек, четверть их работает на торфе. Очень изношено оборудование: практически с 70-х годов прошлого века не менялись прессы, ко­тельные старые. Но в этом году концерн «Белтопгаз» будет частично осуществлять реконструкцию, заме­нит пресс и котлы, что даст толчок производству. За­ниматься одними брикетами непрактично, поэтому рассматриваем и другие пути — это предприятие в свое время выпускало радиаторы охлаждения к автомобилям завода имени Кирова, МоАЗа. Есть у нас и месторождение минеральных вод. Возможно, стоит нашему консервному заводу освоить производство минералки. Два года назад процент безработицы был около 5, сейчас снизился до 1,2, на бирже стоят 152—154 человека. За прошлый год создали 264 рабо­чих места. Нынче замахнулись на 340.

 

В свете энергетической безопасности Быхов поч­ти сказка: в топливном балансе района около 60 процентов занимают местные виды сырья, и это достой­но особого разговора. Торфобрикетное предприятие «Днепровское», единственное в области, половину потребности Могилевщины закрывает своим брикетом. Но сжигать торф — дорогое удовольствие. Это кладезь природы, который нужно использовать более рационально.

 

Для предприятия толчком в развитии послужило принятие и последующая реализация Государственной программы «»Торф» на 2008-2009 годы и на период до 2020 года.

 

Выбирая приоритетные направления модернизации, остановились на первоочередных задачах по реконструкции котельной, железнодорожных путей и обновлении там подвижного состава.

 

В 2008 году на реконструкцию котельной из средств инвестиционного фонда Министерства энергетики Республики Беларусь была направлена сумма 4,4 млрд. рублей.

 

Вложение почти 1,5 млрд. рублей в реконструкцию подъездных железнодорожных путей, а также приобретение торфовозных вагонов на сумму 334 млн. рублей, постановка на ход модернизированного  тепловоза. Проведение работ по подготовке площадей для добычи торфа, реализация других проектов позволили совершенствовать технологии и увеличивать объемы заготовки сырья. На основном производстве осуществили модернизацию брикетных прессов на сумму 1,25 млрд. рублей. Всего за 2009 год в модернизацию предприятия было вложено инвестиционных средств на сумму 7,823 млрд. рублей.

 

В 2009 году продолжились работы по реконструкции котельной, на что израсходовали около 1,6 млрд. рублей. Приобрели штабелер «Амкодор» стоимостью около 4000 млн. рублей, погрузчик «Амкодор», автомобиль МАЗ с прицепом, автокран МАЗ КС, провели модернизацию еще одного тепловоза на сумму 440 млн. рублей. Всего на инвестиционные проекты затратили тогда около 4 млрд. рублей. 278 млн. рублей собственных финансовых ресурсов израсходовали на приобретение основных средств производства.

 

Вложение инвестиций продолжилось и в 2010 году. Это касалось модернизации брикетного производства, реконструкции первого и второго пускового комплекса железной дороги, проектных работ на подготовке торфяных полей, реконструкции брикетного цеха и т.д. Всего на эти цели израсходовано около 3,2 млрд. рублей инвестиций. За три года реализации Государственной  программы «Торф» в модернизацию ОАО «Торфопредприятие Днепровское» вложено около 15 млрд. рублей инвестиций. Это позволило больше чем в 2 раза увеличить добычу торфа, доведя ее в прошлом году до 120 тыс. тонн, стабилизировать производство торфяных брикетов на уровне 60 тыс. тонн.

 

По итогам работы за 2010 год производство товарной продукции в действующих ценах к уровню 2009 года составило 120,7%, прибыль от ее реализации выросла на 24,6%, рентабельность составила 7,8%.

 

Значительные средства вкладывались в осуществление мероприятий по охране труда и технике безопасности, оборудованию рабочих мест, созданию условий для быта и отдыха работников.

 

Бизнес-планом развития на 2011 год предусмотрены вложения около 5,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал,в том числе и за счет собственных средств предприятия, доведение уровня добычи торфа до 124 тыс. тонн, производства топливных брикетов – до 68 тыс. тонн. По итогам работы за 7 месяцев 2011 года выполнены все установленные плановые показатели, обеспечена рентабельная работа предприятия.

 

Темп роста товарной продукции к аналогичному периоду 2010 года составил 213,4%, чистая прибыль за этот период – 356 млн. рублей, рентабельность реализованной продукции – 10,6%. Несмотря на 17% превышение нормы выпадения осадков в среднем за текущий сезон добычи торфа, план добычи торфа в 132,0 тыс. тонн будет выполнен по итогам работы восьми месяцев.  План производства брикетов на 2011 год составляет 68,0 тыс. тонн. Темп роста производства брикетов топливных за январь-июль 2011 года составляет 146,3% к аналогичному периоду прошлого года. Объем инвестиций в основной капитал при плане 1000,0 млн. рублей фактически составил 1438 млн. рублей.

Теперь уже известно, что производственную программу 2011 года торфодобытчики выполнили успешно. Справились они и с плановыми показателями января  нынешнего, 2012 года.

 

 

 

Ольга ФЕДОРЕНКО,

заместитель директора Годылевской средней школы, краевед.



snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow