О переменах: Когда в Чарлстоне полночь

Когда в Минске полночь, в Чикаго три часа дня. Когда в Минске два часа дня, то в Осаке десять вечера. А когда у нас десять вечера, то в Лондоне семь… Еще мне известно, сколько времени в Берлине, Париже, Брюсселе, Мельбурне, Иерусалиме и маленьком американском городке Чарлстон…


В этих городах живут мои друзья, приятели, знакомые. Некоторые уже давно, больше тридцати лет назад, уехали из СССР в поисках лучшей доли и светлого будущего. Помню, как они тряслись, волновались, нервничали, выправляя документы, распродавая библиотеки, мебель, машины, гаражи… Как переводили советские червонцы в американские доллары и немецкие марки. Помню, как боялись, что в самый последний момент их задержат, снимут с самолета, посадят в тюрьму.
А иные уехали недавно и без особых проблем. Кто–то старше меня, кто–то ровесник, но большинство моложе. Время в их странах пребывания знаю по телефонным звонкам. Бывает, что пронзительный и настойчивый звонок будит глубокой ночью, а случается, что и ранним утром, когда только–только начинает светать и страшно хочется спать… Я беру трубку и отправляюсь на кухню. Смотрю, как просыпается город, слушаю голос, приближенный телефоном, и улыбаюсь, думая о прошлом.
По разным причинам мои одноклассники, однокурсники, знакомые покидали Советский Союз. С огромными трудностями, унижениями и огромными надеждами улетали и уезжали. Но основным аргументом в пользу отъезда (он звучал на последнем застолье) был такой: «Уезжаю потому, что здесь у меня нет будущего. Я хочу жить в свободном мире. И не только ради себя, а ради детей, чтобы им было хорошо».
Потом, где–то через полгода, неожиданные ночные звонки и рассказы о жизни там: о бытовых трудностях и радостях, о детях, квартирах, машинах, кредитах. И куча вопросов, связанных с общими знакомыми, друзьями, учителями, домами и улицами… Лет через пять–шесть звонки уже не такие частые, а вопросы произносятся с легким английским акцентом, который меня удивлял, но к которому я быстро привык, и он даже начал казаться забавным. Некоторые слова подбирали с трудом, путали, заменяя их английскими или немецкими.
Потом «железный занавес» рухнул и рассыпался. Уже можно стало приезжать. Те, кто рассказывал мне до отъезда о замечательном заграничном здравоохранении, кто хвалил его и клял на чем свет наших докторов, прилетали в Минск и Гродно вылечить зубы, обследоваться, сделать операцию. Знакомства–то остались, их никто не отменял, а разве своему человеку откажешь в помощи?
Да, интересно то, что все уехавшие на ПМЖ и даже те, кто там мыл посуду, работал электриком, присматривал за детьми, шоферил, имел свой бизнес, говорили, что, может, и вернутся на родину, если только здесь произойдут перемены. Если не будет проклятой советской власти, угнетающей и не дающей жить и свободно дышать… СССР давно нет, но из моих старых знакомых, одноклассников и однокурсников, да и просто знакомых так никто и не вернулся. А родительские квартиры давным–давно проданы за доллары и евро.
Прошлым летом одна из знакомых приезжала в Минск на пару месяцев. Проведала могилу родителей. Обследовалась, подлечилась. Улетела в Америку. Позвонила из Чикаго (в Минске была ночь) и долго рассказывала, как ее покоробило одно обстоятельство. В универсаме, когда она накупила продуктов и выпивки, продавцы ей не сложили все ее покупки в пакеты. Она начала возмущаться местным сервисом. Потом все аккуратно упаковали, сложили. «Вот у нас в Америке пакеты в магазинах бесплатные, а у вас за них еще и деньги дерут! Ну когда это изменится?» — возмущалась моя знакомая. Я устало сказал, что, может, к следующему ее приезду.
Те, кто уехал, в Беларусь не вернутся. Они будут говорить, что «ждут перемен». Будут учить нас жить, давать советы, возмущаться, поучать, как школьников, но не прилетят и не приедут даже после того, как здесь те самые перемены произойдут. Такая она, жизнь.
Когда в Минске утро, то на восточном побережье Соединенных Штатов Америки, в маленьком городке с музыкальным названием Чарлстон полночь…

 

Автор публикации: Владимир СТЕПАНЕНКО

Портал Беларусь Сегодня

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как белорусы будут работать и отдыхать в мае 2024

28 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

В Минобразования рассказали, введут ли обязательную отработку для платников

28 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили продажу стирального порошка Ariel и капсул Tide

28 марта 2024
ГЛАВНОЕ

В Беларуси на 1 января 2024 года проживало около 9,15 млн человек

28 марта 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

29 марта – прямая телефонная линия с начальником 11 управления ГУБОПиК МВД

28 марта 2024
ЭКОНОМИКА

Дни Могилевской области пройдут с 29 марта по 22 апреля на ВДНХ в Москве

28 марта 2024
В МИРЕ

Напавшие на “Крокус Сити Холл” были под воздействием наркотических веществ

28 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Прямая линия замначальника Могилевского областного управления МЧС Владимира Гореликова пройдет 30 марта

28 марта 2024
АКТУАЛЬНО

Бесплатную консультацию нотариуса можно будет получить 2 апреля

28 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Единый урок, посвященный годовщине трагедии в Хатыни, пройдет 22 марта во всех школах Беларуси

22 марта 2024