Достаются ли товары по социальным ценам только малоимущим

«Хитом зимнего сезона» стало молоко в полиэтиленовых пакетах. Начало года отметилось сумасшедшим спросом на этот товар, целой чередой совещаний по проблемам увеличения его поставок в торговлю и недоумением блогеров: неужели в республике обозначился дефицит продуктов питания?!

Даже с учетом увеличения экспортных поставок, белорусы никогда не останутся голодными. Тем более без молока: его производится в республике почти в 3 раза больше, чем потребляется. Не снизилось его производство и в полиэтиленовой упаковке. Откуда же берутся очереди? Вполне логичная реакция потребительского рынка на ценовые метаморфозы. Административный ресурс не разрешает дорожать продуктам нижнего сегмента, в то время как его более дорогие «собратья» растут в тренде инфляции и по стоимости за год умчались далеко вперед.

Возможно, среднестатистический белорус и не силен в экономической теории, с трудом представляет себе сущность ВВП, ставку рефинансирования и другие хитрые макроэкономические индикаторы, но в житейской рациональной сметке ему не откажешь. И рядовой покупатель четко просчитывает свою выгоду без всякого калькулятора, подчас интуитивно. Первый раз убедился в мудрости потребителя четыре года назад, когда неурожай подсолнечника спровоцировал душераздирающее подорожание вырабатываемого из него масла. Продукт для кулинарии критический, почти незаменимый, поэтому его розничные продажи упали незначительно — на несколько процентных пунктов. В самом большом выигрыше оказались поставщики растительного масла из других культур. Оливковые рощи в том году плодоносили в «штатном режиме», и цена на масло из них не изменилась. А относительно подсолнечного оно еще и подешевело: стало не в 3—4 раза дороже, а всего в 1,5—2 раза. В итоге продажи премиальных масел значительно выросли.

С молоком сегодня происходит обратная ситуация: «откат» потребителей к более дешевым вариантам. На итоговой коллегии Министерства финансов прозвучала цифра: социальные товары составляют уже около половины товарооборота. Согласен, прошлогодние метаморфозы покупательной способности населения сделали людей прижимистыми. Но не до такой степени! Размер зарплат и пенсий, конечно, влияет на структуру потребительского рынка. Но в молочном сегменте, полагаю, этот фактор не является определяющим. Причина популярности молока в полиэтилене — в его фантастической дешевизне. Цена в две тысячи белорусских рублей с небольшим «хвостиком» является почти «невесомой». «Минералка», которую просто качают из недр земли, стоит дороже! Дешевле «социального» молока только вода из-под крана. Поэтому и спрос на него вырос, и «закупаются» им в больших количествах. В том числе и про запас.

Экономически неоправданно низкая цена всегда пробуждает в людях хватательный рефлекс: купить побольше, даже если личное потребление значительно ниже — ведь дешево! В январе 2009-го брали по 4—5 кухонных плит и холодильников в «одни руки» и потом не могли найти им применение. В прошлом году белорусы неожиданно приобрели почти в 1,3—1,5 раза больше мыла, растительного масла, сахара… Сейчас ажиотаж на молоко.

Конечно, определенной категории белорусов нынче живется нелегко. Но действительно малообеспеченных, которые совершенно не имеют средств купить основные продукты питания по нормальным, рентабельным ценам, намного меньше, чем покупателей социального молока. Хотя бы по той причине, что в прошлом году в республику завезли рекордное количество автомобилей, потребительский импорт, который никогда не являлся самым дешевым товаром, за последние два года вырос почти в 1,5 раза — с 4,6 до 7 млрд. долларов. И это на фоне девальвации отечественной валюты, когда цены на иностранную продукцию взлетели выше облаков! И если за прошлый год покупательная способность населения несколько упала, то говорить о повальной бедности, мягко говоря, некорректно. По крайней мере, литровый пакет молока по рыночной стоимости — 5—6 тысяч рублей за литр — доступен большинству людей. И такой продукции в магазинах хватает с избытком. Но желание купить товар «дешевле не придумаешь» толкает даже не самых «несостоятельных» в очереди.

Подчас даже возникает крамольная мысль: а не убивают ли товары по социальным ценам в «свободном обращении» общественную совесть? По некоторым видам продукции для внутреннего рынка производители получают рентабельность «минус» 15—20 %. И эти убытки ограничивают возможности предприятий в повышении зарплат своих работников, приходится и «тормозить» цены на сырье: соответственно, от недополученных доходов страдает сельский производитель. Недостаток финансов в СПК выливается в просроченные кредиторские задолженности, которые ухудшают самочувствие банковского сектора, снижают спрос на сельхозтехнику — удар по объемам производства и оборотам машиностроительных предприятий… Чудес не бывает: необоснованно низкие цены на некоторые продукты питания «вылазят» боком экономике в совершенно неожиданном месте.

На СП «Савушкин продукт» отметили: в январе 2012 года по сравнению с декабрем 2011-го выпуск социально значимого молока увеличили на 62 %. При этом заявки торговли постоянно растут. Отметили значительный рост и на другом флагмане белорусской отрасли — ОАО «Бабушкина крынка». Аналогичная ситуация наблюдается и на большинстве других молочных комбинатов. С точки зрения логики и физиологических потребностей и возможностей организма, объяснить дефицит молока на фоне роста его производства более чем в 1,5 раза сложно. Традиционно вешать всех собак на «народный экспорт» в соседние страны слишком наивно. Белорусское молоко, действительно, в несколько раз дешевле российского и украинского. Но «таская» торбами этот продукт за кордон, понесешь одни убытки: товар-то тяжелый, сразу много не унесешь, а на литре получится заработать каких-нибудь 5—7 тысяч. Пустяки, если посчитать транспортные расходы. Кстати, именно из-за расходов на доставку цельномолочная продукция никогда не являлась интересным товаром для экспорта на «большую глубину», о чем не раз говорили представители белорусских предприятий.

Где же зарождаются корни «исчезновения» дешевых продуктов питания? Четкого «цифрового» выражения проблема пока не нашла. Стремительно молоко для «небогатых» может исчезать только по двум причинам: большинство населения, даже обладающее приличным доходом, переключилось на продукты питания, на которые государство регулирует цены. Но тогда они теряют свое социальное значение. Гражданин, у которого есть по две руки и ноги и отсутствует справка об инвалидности, имеет все возможности заработать себе на пропитание без всяких «административных дисконтов». Правда, не исключен и другой вариант: дешевое молоко оптовыми партиями где-то «пропадает» по дороге к покупателю. Тем более что аналогичную историю с сахаром уже недавно проходили: сейчас компетентные органы дают правовую оценку некоторым поездкам фур за рубеж с «символической регистрацией» товара в розничных торговых точках.

Несомненно, пенсионерам и другим социальным слоям государство должно оказывать поддержку. Но, возможно, необходимо переходить к ее более адресным формам, чем к жесткому регулированию розничных цен. Современные информационные технологии позволяют учитывать всех объективно нуждающихся в помощи белорусов и делать только для них доступными товары по социальной стоимости. Как налогоплательщик, я двумя руками «за», если у пенсионеров будет возможность полноценно питаться, но всеми конечностями «против», когда те же самые товары могут приобретать и тунеядцы-безработные. А пока именно так и получается…

 

Владимир ВОЛЧКОВ, РЭСПУБЛIКА

Последние новости

В МИРЕ

Песков: США “себя не забывают” и получают выгоду от помощи Киеву

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

В Могилевской области 13 воспитанников детского учреждения стали жертвами сексуального насилия

18 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Умные города и передовые решения: Шульган о региональном цифровом развитии

18 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Ученый предупредил о большой вероятности сильнейших вспышек на Солнце в ближайшие дни

18 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Подготовку к первому заседанию VII ВНС обсудили на совещании у Лукашенко

18 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Минобразования: пул заявок для желающих поступить в вуз по целевому направлению утвердят до 1 мая

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Оранжевый уровень опасности из-за сильных осадков объявлен в Беларуси на 19 апреля

18 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Установлен порядок перечисления средств, заработанных на республиканском субботнике

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

МВД обеспечит правопорядок на селе

18 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024