Минчане выигрывают иски по порче сапогов дорожной солью

Этой снежной зимой улицы и дороги опять посыпают губительной для обуви смесью. И хоть она считается антикоррозионной, не только кожаные сапоги от нее плачут солеными слезами. И в столице, и в провинции. Хотя в областях и отдаленных регионах ситуация может быть еще более плачевной. Но здесь, кроме чисто технической, есть еще правовая сторона потребителя. Для пользы дела рассмотрим не только доводы всех сторон, но и мнения экспертов и специалистов.

Действительно, последние несколько лет на центральных улицах Минска применяют противогололедный материал — натрий хлористый с антикоррозионным эффектом (та же соль, только с добавками). Он разработан по заказу ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» специалистами Института общей неорганической химии НАН Беларуси. Дорожники смесью довольны.

Но после прогулки не только горожане со вздохом разглядывают разводы на своих ботинках и брюках. От песчано-соляных смесей, которыми посыпаны дороги и тротуары, страдают обувь и одежда, шины и корпуса автомобилей. Горожане в полной мере «наэкспериментировались» еще прошлой зимой. Многие заметили, что с соляными разводами на ботинках становится все сложнее бороться.

Почему у старых материалов, которые используют в столице для борьбы со льдом на дорогах и тротуарах из года в год, пока нет альтернативы?

По мнению заместителя генерального директора по текущему содержанию и ремонту ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Анатолия Жамоздика, данная смесь — оптимальный вариант цены и качества: дешевле импортных аналогов, кузов автомобиля от нее не портится и экология меньше страдает. Однако на мой вопрос, проводились ли испытания этой смеси на обуви, один из руководителей предприятия затруднился ответить.

В «Горремавтодоре» уточнили: на каждый квадратный метр дороги высыпают от 5 до 40 граммов реагентов, в зависимости от того, насколько она скользкая. Претензиям экологов удивлены. Главное — обеспечить безопасность дорожного движения. Мол, с песчано-соляными смесями не перебарщиваем. Есть определенные нормы, согласно им и работаем.

Но можно ли говорить о том, что использование поваренной соли на пешеходных переходах помогает сохранить здоровье горожан, не говоря уже об обуви? Ведь в непосредственной близости от тротуаров находится проезжая часть, которую по-прежнему посыпают солью технической…

— Действительно, полностью проблему это не решит. Было бы лучше перейти на чистый натрий хлористый для обработки дорог в гололед, но это дорого, — прокомментировал профессор кафедры экологической медицины и радиобиологии Международного государственного экологического университета имени А. Сахарова Анатолий Батян. — Пока техническая соль окончательно не покинула улицы города, необходимы постоянный контроль ее концентрации и строго дозированное разбрасывание антиобледенителя на дороги. С дозировками проще: на самих машинах, которые разбрасывают смесь, есть дозаторы. А вот количество вредных примесей контролировать сложнее: нужно проводить анализ состава антигололедной смеси, а это требует времени, сил и специального оборудования. Таким контролем занимаются предприятия, которые производят противогололедные материалы.

Разумеется, проблемы автомобилистов и пешеходов на засоленных дорогах беспокоят и самих дорожников. Несколько лет назад они обратились к ученым кафедры строительства и эксплуатации дорог БНТУ с предложением разработать более безопасную альтернативу соли.

— Наш антигололедный материал сделан на основе доломитовой муки, он экологически безопасен и в то же время более эффективен, чем соль, — рассказывает доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог БНТУ Анатолий Куприянчик. — Альтернативная антигололедная смесь эффективна при температуре до -24 °С, в то время как соль только до -10 °С. И защитный эффект против коррозии у нашего антиобледенителя составляет 98 процентов.

Недавно специалисты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды провели мониторинг и взяли на анализ пробы снега, чернеющего вдоль дорог. Результаты ошеломили: содержание солей было превышено в десять раз.

Существуют специальные средства против этой напасти, но в некоторых случаях даже они бессильны. Как отмечают эксперты потребительских обществ, раньше такого не было. Что может доказать покупатель? Можно ли возместить в денежном выражении буквально развал обуви от этих смесей?

— Вопрос не только сложный, но и неоднозначный в правовом отношении, — комментирует ситуацию конкретно с обувью начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова. — У нас тоже нет обращений конкретно по порче обуви от песчано-соляных и других смесей. Но это пока — зима еще не закончилась. Все возможно и позже. Трудно доказать без экспертизы, что ваша обувь пострадала именно от грязной или «химической» дороги. Но можно. У нас были прецеденты, хотя их немного. Помню, одна минчанка в марте в суде не только выиграла иск к коммунальщикам с возвратом стоимости женских сапог, но и получила небольшую денежную компенсацию за моральный вред.

Более подробно «расшифровала» этот комментарий эксперт-консультант Светлана Войтеховская. По ее мнению, если разрушения кожи и подошвы и произошли в результате попадания химикатов или солевых добавок, то это надо доказывать через исследования и, возможно, в суде. Может быть, это проявился заводской брак или дефект появился в результате неправильной эксплуатации обуви самим покупателем. Эксперт без детального разбора не даст авторитетного заключения, что ваши сапоги пришли в негодность в результате воздействия агрессивной среды, характер которой трудно определить. Это правовой нонсенс. Ответчики, а это дорожные или жилищно-коммунальные службы, будут отстаивать свою точку зрения: все в норме и по составу, и по количеству. Да и экспертиза будет стоить очень дорого.

Может, поэтому потребители не столь активны сейчас, пока обувь еще не развалилась. Посмотрим, что будет ближе к весне.

 

Леонтий КУЧКО, РЭСПУБЛIКА

Последние новости

В МИРЕ

Песков: США “себя не забывают” и получают выгоду от помощи Киеву

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

В Могилевской области 13 воспитанников детского учреждения стали жертвами сексуального насилия

18 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Умные города и передовые решения: Шульган о региональном цифровом развитии

18 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Ученый предупредил о большой вероятности сильнейших вспышек на Солнце в ближайшие дни

18 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Подготовку к первому заседанию VII ВНС обсудили на совещании у Лукашенко

18 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Минобразования: пул заявок для желающих поступить в вуз по целевому направлению утвердят до 1 мая

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Оранжевый уровень опасности из-за сильных осадков объявлен в Беларуси на 19 апреля

18 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Установлен порядок перечисления средств, заработанных на республиканском субботнике

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

МВД обеспечит правопорядок на селе

18 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024