О вырубке деревьев и кустов

При поездках за город нередко наблюдаю странную ситуацию: по обеим сторонам шоссе, где еще недавно росли деревья и кустарники, пусто, хоть шаром покати. Там, оказывается, прошлись лесорубы. Ладно, когда расширяется проезжая часть или срезаются аварийные тополя, липы, березы, высохшие ельники. Но под топор порой идут еще крепкие деревья и густые кусты…


Почему такое происходит? На этот вопрос нигде до сих пор не нашел толкового и аргументированного ответа. А ведь лесополосы вдоль дорог — это не просто красивая зеленая картинка. В первую очередь это — надежный щит. Зимой — от опасных снежных заносов, во все поры года — от сильного бокового ветра. А еще — это фильтр от вредных выхлопных газов…
Но если бы деревья без оглядки шли под нож только возле загородных автомобильных трасс. Посмотрите, что происходит в самих городах, где воздух намного грязнее. В Гродно, к примеру, это особенно заметно. Еще лет пять назад зелень здесь просто бушевала. Когда же началось масштабное благоустройство, то с насаждениями — большими и малыми — уже особо не церемонились. Пилили то, что попадало под руку. А кому именно больше всего мешали эти деревья, толком никто порой и не знал. Вот поэтому единственная пешеходная улица Советская стала голой, а выдранные с корнем липы и каштаны на тротуарах теперь не уберегают многочисленных прохожих от зноя или дождя.
Не до конца продуманное благоустройство обернулось «лесоповалом» и на территориях возле жилых домов. Под сомнительное расширение дворовых автостоянок спилили многие здоровые деревья. Люди, конечно, били тревогу, требовали немедленно прекратить там повальную вырубку. Но проку от таких жалоб было мало. Коммунальники в ответ показывали акты с печатями и подписями чиновников, которые разрешали уничтожение таких деревьев. А бензопилы продолжали с утра до вечера реветь у подъездов…
Так и хочется надеяться, что все это осталось в прошлом. Не сглазить бы только… Повод для оптимизма у защитников природы появился совсем недавно, когда Гродненский горисполком принял специальное решение. Звучит казенно — «О некоторых вопросах удаления объектов растительного мира, расположенных на территории г. Гродно». Но тут важна сама суть. А именно: теперь срубить дерево в городе будет намного сложнее, чем прежде. Новшество в том, что вводятся общественные слушания, которые пройдут при строительстве каждого объекта, где предполагается вырубка деревьев. Любой горожанин, как утверждается в документе, сможет высказаться по поводу. Если число «противников» составит более половины, то дереву или кусту сохранят жизнь. Правда, как сделать такие «деревянные» выборы справедливыми, я пока не представляю.
Тем более это не касается тех деревьев, которые будут располагаться на сетях, мешать эксплуатации домов. Но здесь есть несомненный плюс в пользу природы. За такой снос придется заплатить немалые деньги, которые пойдут на специальный счет по озеленению города. Теперь энергетик сильно задумается, что сделать дешевле: загубить дерево или проложить электрический кабель в обход его.
Пустить на дрова здоровое дерево, которое могло бы еще десятилетиями простоять, не по–хозяйски. Даже за большие деньги. Но вот как быть с восстановлением утраченного? Статистика тут красноречива: на душу населения в городе зеленых насаждений вроде бы достаточно. Особенно после того, как четыре года назад в черту Гродно вошли несколько бывших лесных загородных массивов. Но не каждый раз есть возможность отправиться на прогулку в такой отдаленный лесопарк. Хочется иметь свой зеленый дворик, скамейку под тенистой кроной прямо у дома. И многие горожане тут готовы были сами пересадить на свободный пятачок у дома дуб, липу, березу, клен… Но такая затея всегда оборачивалась для них не только сбором различных справок, согласований, долгими хождениями по кабинетам чиновников, но и вылетала в копеечку. Горисполком обещает эту сложную процедуру упростить, чем займется новая комиссия по озеленению. Туда со своим предложением можно обратиться даже по телефону.
Хорошо бы открыть такую «прямую линию» и для автолюбителей. Глядишь, оголенных и продуваемых дорог за городом стало бы меньше. Вот только бы снова не погрязнуть в очередном ворохе бумаг.

 

Автор публикации: Иосиф ПОПКО

Портал Беларусь Сегодня