Быховские краеведческие чтения: о культовых камнях
По инициативе директора районного историко-краеведческого музея Сергея Жижияна, недавно состоялась первая районная конференция «Быховские краеведческие чтения».
Краеведы посвящают свою жизнь не только накоплению новых данных, но и воспитанию у молодого поколения любви к родному краю. По-разному можно собирать информацию: кто-то находит ее в архивах, другие выезжают в отдаленные деревни, посещают исторические места, третьи встречаются со старожилами и записывают их воспоминания.
На краеведческих чтениях было представлено одиннадцать работ различной направленности. Так, об увековечивании памяти защитников Отечества и жертв войны рассказал главный специалист отдела идеологической работы райисполкома Виктор Хроменков. Выступили также педагоги СОШ №2 Михаил Поздняков, Барколабовского УПК Алесь Соколов, СОШ №1 Виталий Уткин, Годылевского УПК Лариса Попкова. Они поведали об изучении школьниками родного края через туристско-краеведческую работу, истории гибели экипажа В. Григорьева в 1943 году, изучении археологических памятников Быховщины раннего железного века на примере деревни Городец и о многом другом. Свои труды представили заместитель директора ГУО «Быховский центр туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи» Алла Замятина, главный фондохранитель районного историко-краеведческого музея Ирина Михайлова, младший научный сотрудник этого же музея Валерий Шунькин и краевед Наталья Шумилко.
Интересный доклад о культовых камнях Быховского района представил директор районного историко-краеведческого музея Сергей Жижиян, сказав, что первым исследователем, который упоминает каменные культовые строения на территории Быховского рай¬она, является Евдоким Романов. Прямой ссылки на данный факт в его трудах нет, но в фондах БИКМ хранятся материалы из архива быховского краеведа республиканского значения Да¬ниила Абрамовича. Он отмечал, что «… древними памятниками являются и камни с высеченными на них письменами. Такой камень был найден и обследован Е. Романовым в 1898 году возле д. Трилесино. При исследовании территории около деревни Трилесино мной в 1974-1975 годах, камень обнаружен не был. Опрос местных жителей положительных результа¬тов не дал. Про камень никто ничего не знает и не помнит…».
Осенью 2009 года краеведами Краснослободского УПК, был обнаружен и исследован камень в урочище Церковище, что расположено в районе деревни Ямное. Находится данный объект в Ново-Боярском лесничестве. Место эта заболоченная, труднодоступная. Почти отсутствуют тропинки или просеки.
Размер самого камня по длине составляет около 2,8 метра, а ширина — 2,3 метра. Материал — предположительно гнейс. Обследование камня показало странную вещь: он почему-то держится на поверхности, хотя лежит на боло¬те, и давно должен был утонуть. Непонятно также, почему он оказался на этом месте. Ледниковое происхожде¬ние? Но рядом нет других камней, а ледник не приносит валуны поодиночке! Метеорит? Великоват для метео¬рита. Чьей-то сильной рукой северная сторона камня отшлифована до правильной формы круга, диаметр кото¬рого равна 1,30 метра.
Обследование территории вокруг камня показало, что вся земля по периметру усеяна мелкой крошкой, ве¬роятно, сточенной в процессе шлифовки. Подъемный материал – следы человеческой жизнедеятельности, кото¬рый мог быть визуально виден – отсутствует. Затрудняет процесс поисков тот фактор, что вокруг — сильно забо¬лоченная местность и слой опавших листьев, препятствующий визуально найти что – либо, говоряит о человече¬ской деятельности около объекта исследования. Попытка снять верхний слой листвы на нескольких участках с целью нахождения керамики либо других предметов быта, которые бы дали возможность каким-то образом охарактеризовать принадлежность камня к какому либо культу, наткнулась на преграду – всё очищенное про¬странство моментально заполнялось водой, и возможность найти что- либо визуально сводилась к нулю.
Особенностью данной местности является наличие заброшенного колодца на расстоянии 1,5-2 метров севернее камня, что характерно для культовых капищ Беларуси. Также это дает возможность предположить вероятное наличие в прошлом возле камня криницы.
В районе деревни Ямное также находится необычный камень. Существует поверье, что некий человек точил этот камень и однажды ослеп. На камне остались загадочные надписи, которые со временем стерлись. А урочище Церковище, где находится сам камень, названо так потому, что здесь якобы находилась церковь и однажды воскресным днем жители Ямного, возвращаясь из Быхова, обна¬ружили на месте храма болото, из которого доносился колокольный звон.
Еще одну легенду работникам музея удалось записать со слов Марии Новиковой, которую ей в детстве неоднократно рассказывала бабушка Галина Ященко. Вот что она рассказала:
« Еще до революции в деревне появился черный монах. Откуда он пришел, никто на знал. Был он нелюдим, поселился на отшибе, зла не делал, да и добром не отличался. Стали величать в деревне его просто — «черный монах». Однако местные жители заметили, что с самой ранней зорькой уходит он куда-то и возвращается, когда смеркается. Хлопцы проследили за ним и рассказали в деревне, что сперва идет он на кладбище, что на¬ходится у проселочной дороги, как идти на деревню Хутор, и молится там до обеда, а потом идет к камню на Церковище и молится дальше прямо на камне. В деревне вскоре об этом знали все, но монаха не трогали, но и страха к нему у людей не было. Не знаю, как, но пережил монах и революцию, и коммунистические гонения на верующих, и войну, и даже я его еще помню, а, может, мне это только кажется, потому как бабуля очень ярко и с подробностями рассказывала мне эту историю в детстве ».
По словам директор районного историко-краеведческого музея Сергея Жижияна, на камне явственно прослеживаются следы некой деятельности человека, а не природных факто¬ров, часто оставляющих следы на ледниковых валунах. Тре¬бовалась консультация специалиста. Он обратился к заведующему кафедрой археологии и специальных исторических дисциплин, доценту, доктору исторических наук Игорю Марзалюку. По его мнению, камень, судя по следам, оставленным на нем в прошлом, имеет скорее некий языческий, культовый характер. Предположительно, что это жертвенный камень — место жертво-приношений наших предков.
Сергей Левченко.