Жизнь в мужской исправительной колонии №2 Бобруйска

Это режимное учреждение на окраине Бобруйска, впервые принявшее своих подопечных 25 ноября 1965 года, в числе лучших в стране. Такого модернизированного тренажерного зала, как в мужской исправительной колонии № 2 Бобруйска, не сыщешь ни в одной белорусской тюрьме.

Только здесь проводятся серьезного уровня турниры по культуризму и армрестлингу. Здесь есть свой театр, своя телестудия. И свой храм. О том, как живется гражданам, отбывающим наказание в ИК-2, мы узнали, побывав там накануне Дня колонии, который отмечался в минувшую пятницу.

Дни считают “до звонка”

Свое койко-место, приличный обед, возможность работать и культурно отдыхать — все это есть у обитателей учреждения, размещенного на площади в 18 гектаров. Но ни один из тех, с кем довелось пообщаться, не сказал, что хотел бы здесь задержаться. О причине можно и не спрашивать: в тюрьме, какой бы прогрессивной она ни была, нет главного — свободы.

Сергей из Минска, экономист по специальности, сидит за убийство на бытовой почве седьмой год. Он дневальный, как и его земляк Дмитрий, которого доставили сюда в сентябре из СИЗО. Парень получил три года за драку в нетрезвом виде. Эти молодые люди следят за режимом и порядком в жилых секциях, “чтобы инцидентов не было”.

Индивидуальный предприниматель Валерий Валентинович, 56 лет, получил срок за мошенничество. Сейчас работает контролером ОТК в цехе деревообработки. Андрей из Гомеля попал сюда за кражу и подделку документов. Сергей Иванович, с которым мы познакомились в хлебопекарне, отсидел 12 лет за убийство. “Убийство по неосторожности” — по такой статье отбывает срок пенсионер Иван Антонович, которого мы встретили в местной библиотеке. Практически все говорят, что жизнь в колонии похожа на “общежитскую”. Медики принимают даже во внеурочное время. Но все считают дни “до звонка”, и для всех “УДО” — условно-досрочное освобождение — самое желанное слово.

Кто на хозяйстве, а кто – в ШИЗО

В бобруйской колонии нет рецидивистов. Все осуждены к отбыванию наказания в учреждении закрытого типа впервые. Сроки пребывания — от нескольких лет до четверти века. Возраст — от 18 до 75 лет. Отряды друг от друга изолированы.

После того как вновь прибывшие пробудут две недели в так называемом карантине, чтобы пройти обследование на предмет наличия каких-либо инфекций, они распределяются по отрядам. Отряд хозяйственной обслуги и “карантин” размещаются в стороне от остальных.

Осужденные передвигаются в границах своего локального участка только в сопровождении старшего бригадира. В колонии есть своего рода тюрьма в тюрьме — помещения камерного типа и штрафной изолятор, куда попадают за грубые нарушения внутреннего распорядка, в частности, конфликты между осужденными. Есть такие, что проводят в ПКТ до полугода.

Здесь можно окончить школу, получить рабочую специальность. Нельзя иметь при себе мобильный телефон, нож, вилку, наличные деньги. Заработанное на производстве в размере 25 процентов перечисляется на карточку. Остальные средства идут на оплату питания, коммунальных услуг, алиментов и т. д. Деньги тратят в местном магазине, выписывают прессу. Один из осужденных седьмого отряда, как рассказал нам зав. библиотекой, выписал на полгода разного рода периодических изданий на 480 тысяч рублей.

Промзона в зоне

Многое в колонии сделано руками осужденных — деревянные фигурки бобров, картины, иконы, внешняя и внутренняя отделка помещений.

Замполит колонии Олег Заплитный, знакомя нас с производством, рассказал, что работу здесь стараются по возможности найти всем. Промзона солидная: есть швейное предприятие, цех деревообработки, участок по изготовлению военной атрибутики. Администрация держит контакт с “Беларусьрезинотехникой”, “Агромашем”, “Химволокном” и даже МАЗом, которые здорово в этом вопросе подсобляют, хотя самим непросто.

Отбывающие наказание граждане шьют шапки, телогрейки, матрасы, постельное белье, изготавливают скрепки, гвозди, сетку-рабицу. Нам довелось попробовать горячего тюремного хлеба с хрустящей корочкой, который здесь выпекают сами. А еще выпускают свои макароны и даже перловку — из ячменя.

Собственную котельную топят отходами деревообработки. В перспективе здесь собираются заняться производством брикета из опилок.

Во главе отряда — девушка

В мужском коллективе сотрудников колонии есть несколько женщин. Это медработники, представители кадрового аппарата, спецотдела, а также оперуполномченная оперативного отдела. Не совсем обычный для колонии факт: руководитель отряда мужской зоны — девушка. Татьяну Сушкову когда-то выбрали из числа гражданской молодежи для поступления в Академию МВД. В нынешнем году она вернулась сюда с дипломом. Граждане уголовники называют начальницу по отчеству — Борисовна. Татьяна говорит, что сложностей в работе со спецконтингентом хватает. “Приходится искать и находить подход к каждому из 105 вверенных мне суровых мужчин. С помощью штатных сотрудников, конечно”.

Не навреди

Практически ежемесячно в колонии регистрируются браки. Невесты — из тех, что остались ждать на свободе или так называемые заочницы, с которыми “списались” оступившиеся представители сильного пола. Долгосрочные свидания в специально оборудованном помещении — до трех суток, краткосрочные — под контролем администрации.

“Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим”. Смысл этой философской фразы, крупным шрифтом выведенной на одной из стен колонии, им придется постигать всю оставшуюся жизнь.

— Работа по подготовке наших подопечных к возвращению в общество начинается с первых дней пребывания в колонии, — говорит начальник учреждения Александр Какунин. — А за полгода до освобождения каждый из них проходит школу реадаптации. Высокий забор по-разному действует на людей, которые практически начинают изучать жизнь сначала. На сегодня у нас более двух с половиной тысяч осужденных, и мы хотим, чтобы в места заключения они больше не возвращались. Есть немало положительных примеров, когда отбывшие срок включаются в нормальную жизнь. Подтверждение тому — благодарственные письма их родителей.

…Несколько лет назад в храме, расположенном на территории учреждения, замироточила икона Иоанна Кормянского. Священники говорят, что это хороший знак.

Инна БОГДАНОВИЧ, фото Александра ЧУГУЕВА, Коммерческий курьер

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили « Русские народные сказки»

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Советы от МЧС при похолодании

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Тематическую прямую телефонную линию проведет 26 апреля комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома

19 апреля 2024
НОВОСТИ

Минобразования скорректировало сроки вступительной кампании в ссузах

19 апреля 2024
В МИРЕ

Израиль нанес ракетный удар по Ирану

19 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые в Беларуси посеяли более чем на 88% площадей

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

МНС разъяснен порядок заполнения сведений о выполненных автомобильных перевозках пассажиров

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Внимание: сложные погодные условия

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если обнаружили подозрительный предмет

19 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024