Никогда больше… Холокост в Быховском районе

«Сначала они пришли за евреями.

Я молчал – я не был евреем.

Затем они пришли за коммунистами.

Я молчал – я не был коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками.

Я молчал – я не был профсоюзным работником.

Затем они пришли за мной.

Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь.»

Пастор Мартин Нимеллер

Термин Холокост (от англ. holocaust, из др.-греч. Λοκαστος – «всесожжение») используется для обозначения одной из крупнейших этнополитических трагедий в истории мировой цивилизации – систематического преследования и истребления немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма, почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других национальных меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Этот самый крупный целенаправленный геноцид в истории человечества был продолжением многовековой истории антисемитизма. В силу религиозных, экономических и других противоречий во всей Западной Европе вплоть до XV века осуществлялось массовое преследование евреев, которые были вытеснены в Восточную Европу. Одним из государств, где отношение к еврейскому народу было толерантным, была Речь Посполитая. Город Быхов на восточной её границе не был исключением.

История евреев в Быхове уходит своими корнями в глубокое прошлое. В 1654 году в городе проживало около 1000 евреев, в 1860 году – 3294 человек (51,7%), в 1926 году – 2575 человек (33,6%), в 1939 году – 2295 евреев (20,8%). Еврейская община существовала в Быхове с начала 17 века, о чём свидетельствует и ныне существующая каменная синагога, построенная в этот период. Еврейское население города не чувствовало себя пришлым и активно участвовало в общественной жизни города. В 1659 году во время захвата Быхова русскими войсками было убито около 300 евреев, которые плечом к плечу с другими защитниками города обороняли его от врага.

В 1747 году в городе имелись синагога, еврейское кладбище. В 1816 году Абель Случкин арендовал суконно-талесную мануфактуру (18 станков, 84 рабочих). К 1834 году в Быхове действовало 6 синагог, в 1860 году – 11 синагог. С 1868 года раввином города был Гирша Залманович Баталин, с 1872 года – Хаим Богин. С 1890 года действовала еврейская богадельня. Основным занятия евреев в Быхове была торговля (главным образом сельскохозяйственной продукцией) и изготовление одежды.

В 1906 году Менделю Славину было разрешено открыть в Быхове частное мужское 1-классное еврейское училище. В 1911—1913 годах в городе работало частное женское еврейское 1-классное с приготовительным классом училище Баранова. В 1910 году в Быхове функционировало 8 синагог. К 1913 году евреям принадлежали типография, мастерская фотографии, 3 книжные лавки, имелись еврейская библиотека-читальня, общество пособия бедным евреям. С 1925 года в городе работала начальная еврейская школа (была закрыта в конце 1930-х годов). К 1928 году в Быхове было 6 синагог, в том числе 3 хасидские (2 любавичские и 1 старосельская), было 2 раввина, в том числе один — хасидский.

Как видим, еврейское население Быхова весьма органично вписывалось в повседневную жизнь небольшого приднепровского местечка…

В начале июля 1941 года в Быхов пришли оккупанты. Еврейское население покидало территории, к которым лихим маршем катились танки Гудериана, некоторые всё же оставалась на насиженных местах. Одни – от безысходности, другие, помня первую мировую войну (тогда кайзеровские войска, оккупировавшие западную часть Беларуси, относились к еврейскому населению почти как к «своему»), считали, что немцы не так уж и страшны, а быховские зажиточные евреи братья Хаскины, обиженные Советской властью, даже встречали новую власть хлебом-солью…

Но и это не помогло.

Оккупанты второй мировой действовали в соответствии со своими Нюрнбергскими законами…

28 августа 1941 года можно считать датой начала холокоста в Быховском районе. В этот день на ремонт дороги Быхов – Рогачёв было отправлено 252 человека, юноши и девушки еврейской национальности. Вооружённых кирками и лопатами людей привезли ко рву на окраине города, прозванному в народе «Гоньковым» (на месте рва в прошлом протекала небольшая речушка, впадающая в Днепр, она «гнала» воду из Днепра на пойму, отсюда и такое название). Там, по завершению работ, все они были расстреляны фашистами.

В начале сентября 1941 года в Быхове по приказу коменданта города обер-лейтенанта Мартуса была проведена принудительная перепись населения. Одной из граф в переписном листе была национальность…

После переписи в городе организовали гетто (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») – традиционно так назывались районы, где проживали этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Термин зародился в Венеции в 1516 году для обозначения района, являющегося местом изолированного проживания евреев. Во время Второй мировой войны гетто стали называть жилые зоны оккупированных территорий, куда немецкие нацисты насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором.

Под его территорию отвели пространство между замком и Преображенским храмом. (Храм был построен в конце ХIХ века и располагался возле здания, в котором сейчас находится редакция районной газеты «Маяк Прыдняпроўя».  Был взорван фашистами в 1944 году. На месте храма в конце ХХ века верующими города установлен деревянный крест). В гетто были интернированы еврейское население города и советские номенклатурные и партийные работники, не успевшие эвакуироваться  из Быхова в первые дни войны. Как и в других гетто, созданных нацистами на оккупированных территориях, быховским евреям было приказано нашить на одежду белые или жёлтые лоскуты ткани в виде звезды Давида, древнего символа иудаизма. На охрану гетто властями была выделена рота полицейских.

По воспоминаниям местных жителей узникам гетто дали возможность взять с собой нехитрые пожитки и разрешили ночевать «под крышей», в замке, однако лишили продовольствия и питья. После недельного пребывания в гетто узников стали выводить колоннами под охраной за реку Днепр, в сторону деревни Воронино. Пленников, обессиливших после недельного заточения, больных, стариков и детей вывозили из гетто на машинах.

Расстрелы производились в нескольких километрах от деревни Воронино в противотанковом рву. Во многих источниках пишется о том, что идущих на смерть людей заставляли раздеваться, изымали одежду, обувь, личные вещи. Все вещи тщательно досматривались – преступники искали золото и драгоценности. После расстрела мародёры попытались организовать в Быхове распродажу личных вещей своих жертв, однако торговля не пошла – местное население отказалось приобретать у «кровавых» торговцев богатство, нажитое ими на горе узников гетто. Всё собранное во время расстрелов было погружено в вагоны с надписью «Fatherland».

До самой зимы 1941 года по городу рыскали нацисты и их приспешники – полицаи. Почти ежедневно они выявляли еврейские семьи, оставшиеся в городе, и проводили аресты мирного населения. Местами расстрелов мирного еврейского населения на территории города Быхова стали район базирования немецкого аэродрома, территория ацетонового завода (ныне консервно-овощесушильный завод), на которой с первых дней оккупации располагался концентрационный лагерь и «Гоньков» ров.

Во многих деревнях в период коллективизации были созданы еврейские колхозы, поэтому в сельской местности также проживало немалое количество евреев. Волна холокоста захлестнула населённые пункты Быховского района. Практически было уничтожено еврейское население деревень Неряж, Сапежинка, Гамарня, Мокрое, Красный Осовец, Новый Быхов, Селиба, Студёнка, Городец, Давыдовичи, Красница.

Быховской районной комиссией по расследованию и установлению преступлений немецко-фашистских захватчиков и их сообщников на территории района, зафиксировано и документально подтверждено ещё одно преступление нацистов. В конце 1943, года с целью сокрытия своих злодеяний, нацисты стали производить раскопки мест массовых захоронений. Эксгумацией занимались советские военнопленные. Останки жертв вывозились в район деревни Язвы (сейчас д. Восточное) и сжигались в месте, специально приспособленном для данных целей. Свидетели и участники этой акции также были уничтожены.

После освобождения Быховского района от оккупантов и по окончании Великой Отечественной войны в город стали возвращаться еврейские семьи, успевшие эвакуироваться в глубь страны до прихода нацистов, и евреи фронтовики – солдаты, внесшие свой вклад в общую победу над фашизмом.

На родине им пришлось столкнуться с ужасной трагедией холокоста, увидеть пепелища на месте своих домов, узнать о трагической судьбе своих родных, близких, друзей.

В 1946 – 1947 годах еврейская общественность города Быхова инициировала эксгумацию и перезахоронение останков жертв холокоста на еврейском кладбище. Было установлено два памятника на братских могилах погибших евреев мужского и женского пола.

В 2006 году в местах массовых расстрелов еврейского населения Быховского района установлены памятные знаки. Первый памятник был открыт около противотанкового рва недалеко от деревни Воронино, последующие – рядом с «Гоньковым» рвом и в районе деревни Сапежинка.

Эти памятные знаки – напоминание живущим: такое не должно повториться. Никогда больше…

Директор Быховского районного историко-краеведческого музея

Сергей Жижиян

Никогда больше… Холокост в Быховском районе: 10 комментариев

  • 07.12.2011 в 1:31 пп
    Permalink

    Большое спасибо за материал. Эта информация не то что бы нужна сегодня, она нужна вчера.. Для многих людей, смотрящих на нашу беларускую действительность со стороны (из других, более цивилизованных стран) дикостью является то, что люди проявляют полное неуважение и наплевательство к своему историческому и культурному достоянию, а следовательно, и к самим себе, своим детям и т.д.
    Во многом =благодаря= правовому и культурному нигилизму последнего десятилетия, мы — в глубокой яме. Культура — в полном кризисе, сама государственность — уже под вопросом, беларусов, как нации практически не существует. Прискорбно, но факт. Что уж говорить о трагедии еврейского народа, сотни лет массово проживавшего на беларуской земле и оставившего яркий след в истории, культуре нашей земли..
    Всему бесконечное презрение и забвение.. Цинизм, подхалимство, жлобство и хамство, неуважение всего и вся, кроме личных корыстных мотивов — вот к чему мы пришли.. Люди, проживающие в городе Быхове в абсолютном большинстве не осознают причастность к масштабной и трагической истории этого географического места, не имеют никакого понятия об ответственности за связь с историей и культурой этой земли.. =Непомнящие Иваны= — подходящее определение.. Очень жаль, что это так.
    Между тем, хочется надеяться, что со временем хотя бы какой-то процент нашего аморфного и безразличного общества проявит интерес и чувство сопричастности к =делам давно минувших дней=, поняв, что это неотъемлемое условие развития общества, лучшей жизни, веры в завтрашний день..

    Спасибо за статью

  • 14.05.2012 в 11:58 дп
    Permalink

    Прочитал статьью и нахлынули воспоминания детства, когда на каникулы приезжал к деду в деревню Гамарня. Там до войны жили много евреев. И мой дед, вернувшись с войны (еще 1-й Мировой) работал у одного из них. И очень хорошо отзывался о евреях, знал, как и многие жители деревни и моя бабушка в т.ч., их язык (не иврит, они общались на идише), и когда пришли немцы с удивлением обнаружили, что понимают о чем они говорят!
    К сожалению холокст это не только трагедия еврейского народа. 11 человек из семьи моей бабушки были угнаны карателями и сожжены в амбаре кажется в деревни Городищи. В огне погобли ее родители,родные и двоюродные братья и сестры, тетьки, дядья. В то утро она с своей 6-летней дочкой, которая в 1958 году стала моей мамой ушла в соседнюю деревню незадолго до прихода карателей. А когда узнала о трагической судьбе тех, кто там остался — на утро проснулась седой. От пережитго у нее всю жизнь потом тряслись руки. И врачи не могли ни чем помочь.

  • 15.05.2012 в 1:31 пп
    Permalink

    Интересная статья, замечательные комментарии. Совершенно согласен с тем тезисом, что Быхов занимает особенное географическое место с точки зрения истории. Основание города, поход Наполеона, отношение Николая Второго к этому городу, события Второй мировой войны… К огромному сожалению не только жителей города Быхова и района, но к сожалению всех граждан интересующихся культурным и историческим наследием, ничего по-настоящему позитивного и эффективного небыло сделано для возрождения культурного самосознания. Не говоря о памятниках прошлого..обратите внимание на памятники самого недавнего прошлого: дивизия морской авиации дислоцировалась в городе, одна из самых оснащённых в материальном плане в СССР (88 ядерных боеголовок, не знали этого? Вы мого чего не знаете..) Малочисленные книги о Быхове и его истории издавались настолько похабными, что читать их неприятно. Мы живём в 21 веке, можно научиться на прекрасных образцах печатного издательства Западного мира, или современной России. Нужно проявить старание, оно заметно в конечном продукте. А вот когда всё делается ради галочки, ради отмазки, чтобы только было и потом козырять этим — вот у нас есть и литература и мы историю свою чтим, ВОРОТИТ ОТ ТАКОГО РЕЗУЛЬТАТА и книги в руках держать противно и тенденциозный в них материал и т.д.
    Оставьте людей в покое, прекратите за них думать, хотите помочь -создайте условия. Возрождение культурного наследия возможно лишь в том случае, если не халатные руководители свои лапы запустят в дело, а наиболее инициативные и заинтересованные граждане получат доступ к позитивному и конструктивному творчеству, без мерзких расхолаживающих указок сверху и гнусному контролю, так сказать, совершенно левых…людей…
    Порвое, что действительно необходимо для культурного возрождения Быхова и района — это сбор, фиксация и архивирование объективной информации. Информация должна иметь разные источники (в том числе публикации), так можно избежать тенденциозности, которая в настоящее время губит дело на корню. Необходимо издавать цветные фотографии памятников истории, в частности крепости, сенагоги, аэродрома и других объектов. Это поможет сохранить приемлемое состояние, возмодно заставит чиновников выделить средства на поддержание..
    Кто не видит связи между объектами окружающей действительности и психологией людей, отношением людей к действительности, тому уже ничего не поможет и все будут продолжать катиться в культурную яму. Чиновникам советую выезжать почаще в Европу, учиться культуре, перенимать управленческий опыт.

  • 15.05.2012 в 10:52 пп
    Permalink

    Уважаемая редакция, а также все небезразличные люди. Прочитав вышеприведённое мнение, а также учитывая, что эта виртуальная газетная площадка в общем-то единственное место, где можно высказаться с уверенностью, что это мнение так или иначе дойдёт до всех соответствующих заинтересованных лиц, хотелось бы сказать пару слов.

    Указанная выше проблема есть и от неё никуда не деться, не спрятаться за формальными отписками и отчётами. Проблема в том, что Быхов, обладая богатой историей, при теперешнем состоянии дел медленно, но неуклонно теряет свой культурно-исторический потенциал, то, что наработано за десятки лет, жизни нескольких поколений людей, живших здесь. Целые пласты истории как-то подзабыты, по крайней мере, они не на слуху и не на виду у широкого круга людей, жителей города, просто заинтересовавшихся граждан. Быхов — это бывший, совершенно уникальный город-крепость, неоднократно выдерживавший натиск штурмовавших его армий; место, где разворачивались активные события войн нескольких эпох; город, в котором долгое время жило полиэтническое население с богатыми культурными традициями; город, в котором в эпоху СССР был создан мощный аэродром с воинской частью и военным городком, в котором в разные годы жили и трудились многие выдающиеся, заслуженные люди. И всё это культурно-историческое богатство как-то исподволь зарастает травой забвения, затихает, выветривается..
    Не знаю, как видит картину быховский культурно-организационный актив, но совершенно очевидно, что на сегодня сделано очень мало из того, что хорошо бы сделать и чего искренне хотели бы и ждут многие и многие люди, причастные к городу Быхову.
    Современные возможности коммуникации и освещения информации просто беспрецедентны по сравнению с прошлыми годами. Очевидно, что те, кто обладает соответствующей информацией и организационными возможностями, должны стать передающим звеном в процессе сохранения и передачи культурно-исторического наследия Быхова. Наряду с должностными обязанностями и формализмом, остро необходимы популяризация здорового интереса к славному прошлому Быхова, популяризация инициативы поиска, преумножения информации, задействование в этом как можно большего числа небезразличных людей — они ведь есть. Если мало возможностей, не хватает кадров, средств, времени и т.д. — задействуйте все альтернативные варианты, например максимально переводите этот процесс в виртуальную плоскость. Есть масса людей, которые с радостью и бескорыстным энтузиазмом поддержат любые позитивные начинания в деле преумножения информационной базы по разным страницам истории города. Не использовать упомянутые возможности, игнорировать общественный интерес и потребность в должном уровне информированности об истории Быхова, которой можно гордиться всем жившим и живущим в этом городе — это своего рода молчаливое содействие забвению истории и культуры, потворство оболваниванию молодёжи, вычёркивание перспектив завтрашней жизни.
    Ни в коем случае не ориентируйтесь на серую массу ничего не знающих и не желающих узнать — они вам спасибо не скажут при любом раскладе. Наоборот, всё что сделаете и куда вложите свой труд для людей, «окупиться» не сразу, зато многие люди вам будут искренне благодарны, да и большое, светлое дело сделаете на благо растущих поколений…
    В своё время в Быхове, в бытность гарнизона 57-й МРАД, социально-культурный уровень населения города был заметно выше среднего, т.к. тут проживало много людей, которые по роду профессиональных занятий так или иначе задавали определённую интеллектуальную, культурно-бытовую планку для всего населённого пункта. Вот этот уровень некоего общественного качества жизни, гражданской ответственности и вовлечённости быховчан в жизнь города неплохо бы взять за своего рода ориентир, взяв «оттуда» самое лучшее и дополнив современными возможностями.
    Что мы имеем? Никакой информации о Быхове толком нигде нет, музея практически нет, узнать о городе практически неоткуда. Вопрос: какова эффективность работы культурного сектора, если при наличии информации и всём вышеперечисленном, они не могут рассказать о своём родном городе?
    Ведь можно же наделать кучу тех же фотографий, разместив их в интернете, выпустив и продавая в виде маленьких недорогих буклетиков — путеводителей по городу (вы представьте, какой туристический потенциал! — замок, синагога, аэродром и т.д.), открыток, повесить элементарные доски (хоть щиты из ДСП!!) с подробной историей и описанием на всех исторических объектах города, открыть виртуальную информационную базу по истории Быхова и многое другое. Тот уровень этой общественной работы (а точнее, её практически полное отсутствие), что есть на сегодня, НЕ удовлетворяет ни запросам людей, ни формально заявленным приоритетам. Не душите формализмом и пустой показухой, повернитесь лицом к людям. Мы все хотим знать о Быхове больше, жить в уютном, гостеприимном городе, богатом историей, культурой и традициями.
    Пожелания: больше публикаций, больше обсуждений, больше любых способов донести информацию (не формальную, а действительно стоящую и интересную) до максимально широкого круга общественности. Всё это не столько затратно материально и технически, сколько требует заинтересованности, не показного, а реального общественного начала. Долой показуху и «одобрямс» в духе худших советских образцов. За доброе дело ведь по рукам бить никто не будет. Всё в наших руках, всё можно сделать, ничуть не сомневаюсь…

    C уважением

  • 16.05.2012 в 12:17 дп
    Permalink

    Комментарии иногда интереснее самой статьи

  • 16.05.2012 в 1:27 дп
    Permalink

    Можно всё возродить в документальном плане, однако этот процесс будет не из приятных. Ликвидация военной части — это история нескольких лет грабежа и варварского уничтожения инфраструктуры гарнизона. Всё кончилось тем, что плитами с копаниров и стоянок для самолётов устелили все тротуары в городе, а также дворы самых знаменитых городских чифов. привести действующий аэродром в совершенно негодное состояние — это большой труд на самом деле.
    Смешно, когда забота о культурном наследии ограничивается тем, что учителей выгоняют на субботник и заставляют подбелить — подкрасить пару обелисков и посадить цветочки вокруг камней с мемориальными надписями. Вот пушку поставили при въезде в город.

  • 17.05.2012 в 3:59 пп
    Permalink

    Извечные вопросы — «Кто виноват?» и «Что делать?». Винить городские власти в растаскивании плит с аэродрома — дело бессмысленное. Не забрали бы плиты в Быхов, всё равно бы их растащили (как повыкапывали кабеля на аэродроме и т.д.). Такой у нас менталитет, традиция, культура. В Брестской крепости каждый год отбивают бронзовые буквы с обелисков на братских могилах. О чём вы говорите, когда «грабёж и варварское уничтожение» сидит глубоко в сознании многих людей… Эти аэродромные плиты на сегодня стоят баснословных денег и долго бы не залежались, без вариантов. Поэтому, пусть лучше лежат в городе, с пользой для людей и как своего рода память с печальным оттенком.
    А вот вопрос «Что делать?» гораздо более уместен и актуален. Либо люди соглашаются с сегодняшней схемой «стабильности», а в действительности — стагнацией и загниванием, и всё дальше так и идёт «стабильно» по наклонной вниз, либо начинают хоть чуть-чуть, понемногу шевелиться, по мере сил брать на себя ответственность за себя, свой труд, своё будущее. «Что посеешь, то и пожнёшь…» — сказано задолго до нас.
    Культработники (журналисты, историки, т.д.) по идее — авангард общества. Они должны указать людям какой-то ориентир, пример — идеологический, моральный, смысловой. Люди у нас незаметно для себя привыкают и приучают других к показухе, лакейству перед начальством, агрессивному неприятию альтернативы, а значит и неприятию возможности изменения нашей жизни к лучшему.
    Ведь нельзя бесконечно обманывать себя, товарищи дорогие. Уровень общественного сознания на уровне «солнце всходит и заходит, а в свинарнике тепло…» — это уровень самых отсталых стран с задворков третьего мира. Сколько можно дурить голову себе и людям, насиловать себя и других показухой из-под палки и при этом быть равнодушными к дейсвительно важным вещам и своему будущему? Очухайтесь, люди!! Те, кто с умным, строгим видом приезжает к вам с проверками, плевать на вас хотел и завтра о вас не вспомнит, а вам на этой земле, в этом городе жить — вам и вашим детям…
    Возвращаясь к статье о холокосте в Быхове. Что у нас сделано для сохранения памяти об этих убитых людях? Какие исследования, статьи, мероприятия прошли за последнее время?
    Если бы в Ганьковом рве в своё время С.Двоскин не организовал установку плиты-памятника, так бы всё и было поныне — «ни ответа, ни привета». Зато у нас растут показатели, пишутся отчёты и «проводится большая работа». Во многих современных статьях о ВОВ до сих пор, в «лучших» советских традициях, немцы — «нелюди». Но эти нелюди давно и публично покаялись за свои преступления, добровольно выплатили немалые компенсации, живут, успешно работают и пользуются заслуженным уважением по всему миру. Люди умеют извлекать уроки из своего прошлого и работать над ошибками. А мы что? Память о тысячах невинно загубленных жизней нам не нужна, потому что это на «показатели» «стабильности» и «эффективности» никак не влияет?
    Кто с нами будет разговаривать и иметь дело, когда мы сами себя не уважаем? Никто. Какие инвесторы придут в этот край колхозного порядка и чванливого равнодушия? Если мы не интересны самим себе, наивно и глупо полагать, что мы интересны кому-то. И нам с этим жить, отступить и спрятаться некуда… Мы все, каждый, несём отвественность и заинтересованы в изменении ситуации к лучшему, потому что сегодняшняя ситуация никуда не годится. Как пел когда-то В.Высоцкий «…Рай для нищих и шутов; всё не так, ребята…»

    С уважением

  • 17.05.2012 в 11:09 пп
    Permalink

    Вы всё про памятники. Главное чтобы город Быхов не превратился в село. Если можете остановить повозку, которая не в гору едет а катится с горы, может написали бы кто за это вот так просто возьмёться? Как жили мы в 90-х вот так и продолжаем жить, всё на томже уровне. Только город както всё больше в деревню превращается. Неслучайный прохожий умный, Муркой тоже умеет писать, а вот вы бы лучше посоветовали Волчку как ему лучше городом распорядиться, ато туда-сюда, тык-пык, а всё только как правильно написано — показуха одна, а от показухи толку мало. Людям работа нужна, а культура уже потом, и чтобы в магазины завозили нормальный товар а не по баснословным ценам всё и выбора никакого. Памятники как стояли так и будут стоять, рухнут — новые поставят, а жрать хочеться.

  • 18.05.2012 в 8:34 пп
    Permalink

    Поднять город можено и нужно. Собирайте материалы, не сидите сложа руки!

  • 05.10.2014 в 6:17 пп
    Permalink

    Город возрождается…Ничего плохого…Плиты—-самое место—в городе остались…Чисто..Много магазинов….Люблю свою Родину—преклоняюсь…И Вам желаю…

Комментарии запрещены.

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow