Пивная отрасль Беларуси после затяжного подъема переживает спад

С начала года отечественных пивоваров радовали растущие показатели продаж. Так, по данным «Белгоспищепрома», за 10 месяцев нынешнего года реализация их продукции составила 29,5 млн. дал, что на 18,5 % больше, чем за такой же период 2010 года. С января же по сентябрь белорусы купили без малого 34 млн. дал хмельного напитка, 7,2 млн. дал из которых имели импортное происхождение. Причем доля привозного пива по сравнению с 9 месяцами прошлого года уменьшилась на треть. Такая тенденция, по прогнозам специалистов, сохранится до конца года.

То вверх, то вниз

Экономические неурядицы не обошли стороной и пивной рынок страны, но если импортеры вследствие их проиграли, то белорусские пивовары, наоборот, выиграли. Так, если с января по март наблюдалось постоянно растущее увеличение поставок в страну пива, 85 % которых были из России, то уже с апреля показатели начали «прыгать». То падали с мартовских 1,2 млн. дал более чем наполовину, то вырастали в мае на 469 тыс. дал — до 1 млн. дал. В июне они опять «сдали» на треть и уже в августе вновь выросли и превысили объем в 1,1 млн. дал. В сентябре, несмотря на появление в обменниках валюты, поставки импортного пива резко сократились — на 685 тыс. дал. Казалось бы, у отечественных игроков на фоне уменьшающихся объемов ввоза заграничного пенного напитка и значительного роста цен на импортный продукт появились неплохие возможности для расширения своей доли рынка. Но не тут-то было…

«Производство пива в Беларуси за 10 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 18 % и составило почти 40 млн. дал», — делится данными начальник сектора пивоваренной отрасли концерна «Белгоспищепром» Евгений Марьюшич. Если брать разбивку по месяцам, то здесь нет таких колебаний, как у импорта, — каждые 30 дней с конвейеров сходило все больше продукта. Значительно прибавило производство в марте — на 1 млн. дал, до 3,65 млн. дал, а потом темпы были уже не столь значительными: хмельное «подтянулось» в мае на 654 тыс. дал — до 4,5 млн. дал, показало плюс еще на 548 тыс. дал в июне. Правда, с осени началось падение: с отметки 5,3 млн. дал на 1 млн. дал ежемесячно. Но этот спад, как говорят сами пивовары, для них традиционный — он связан с сезонными колебаниями спроса.

Производители не спешат радоваться растущим объемам производства и наметившемуся подъему продаж, считая их следствием накопительной динамики с начала года, и отмечают стагнацию рынка, начавшуюся в июле. «До этого времени цены на пенный напиток «отставали» от уровня инфляции, рынок рос. Но уже в середине лета игрокам пришлось «подтягивать» стоимость пива до уровня инфляции: вместе с ростом курса валют поднялась и себестоимость производства. К тому же в сентябре повысился акциз на пиво — рынок начал ощущать ценовое давление, да и общая экономическая ситуация не позволяет людям покупать продукт так же часто и в тех же объемах, что год назад», — замечает заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Пивзавод Оливария» Надежда Дешковец. По словам специалиста, внезапно образовавшуюся летом нишу после автоматического увеличения стоимости импорта заняли те производители, у кого были свободные мощности. Компании, которые могли выпускать продукта больше, увеличивали свои поставки и на экспорт. Так, за границу за 10 месяцев было отправлено 5,2 млн. дал пива, что на 21 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, в данном случае в ход шли даже складские запасы.

«Экспорт в нынешних условиях — хороший источник поступления валюты. Мы увеличили поставки за рубеж на 18 % к уровню прошлого года, заключили более 20 контрактов, начали новые отгрузки — в Молдову. Наиболее комфортным, желанным и емким рынком является российский, куда мы поставляем преимущественно премиальный продукт. Говорить о завоевании новых рынков сейчас не приходится, для этого нужен избыток мощностей либо сокращение внутреннего рынка, куда сразу придут другие производители», — говорит генеральный директор ОАО «Пивзавод Оливария» Михаил Чеченев.

Спорный момент

Какими темпами будет дальше развиваться рынок, мало кто из его игроков берется прогнозировать, но спад производства уже констатируют. Ожидают пивовары и сокращения объемов потребления. В Администрацию Президента направлен проект указа, который в случае его подписания установит новые ставки акциза на пиво. В этом случае цены на пенный напиток в следующем году будут подниматься каждые три месяца и приближаться к уровню российских. Напомним, с 1 сентября акциз был увеличен с Br 360 до Br 1 тыс. за литр, а с ноября — до Br 1,33 тыс. за литр. «В этом году акциз увеличился в 3,8 раза, в то время как цены на пенный напиток — примерно на 50 %. Ожидается, что в следующем году акциз подрастет в 2 раза по отношению к нынешнему», — замечает Евгений Марьюшич.

Рост цен на пиво означает, что его потребление в стране снизится. Если раньше речь шла о том, на что готовы пойти производители, чтобы не перекладывать увеличение стоимости на плечи потребителей, то в дальнейшем компенсировать рост акциза придется именно за счет кошелька покупателей. «Рентабельность производства уже не та, и говорить, что мы сможем частично взять затраты на себя, не приходится. За сентябрь состояние финансов игроков на рынке резко изменилось, в связи с вводом акцизов в том числе, — рассуждает Михаил Чеченев. — Уже сегодня происходит выравнивание стоимости белорусского и импортного пива, ведь часть сырья мы закупаем за границей. В дальнейшем разница не будет столь велика, и доля импорта будет увеличиваться. Надеемся, что уравнивание акциза с российским будет более растянутым во времени».

Еще одним острым моментом для отрасли является обсуждение проекта техрегламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». В предложенной редакции есть запрет на розлив пива в оборотную бутылку. Между тем сегодня треть стеклотары, которую используют белорусские пивовары, приходится именно на такую тару. Это экономически целесообразно: оборотная бутылка обходится пивоварам в три раза дешевле, чем производство новой. Выход видится в переходе на розлив продукта в одноразовую ПЭТ-упаковку. Но, как выясняется, ее тоже хотят запретить, несмотря на заверения о безопасности такого вида упаковки. По статистике, 77 % производимого в Беларуси пива разливается именно в пластик, в структуре выпуска российских пивоваренных компаний доля такой тары несколько меньше — около 60 %. В итоге производители попросту не смогут выставить продукцию на полки, ведь сейчас в Беларуси ежегодно выпускается 700 млн. штук пол-литровых стеклянных бутылок, а в случае принятия регламента только для пивоваренной отрасли их потребуется примерно 600 млн. штук, да еще для винно-водочной 700—800 млн. штук. Существующих в стране мощностей на всех производителей не хватит, немалую долю тары придется заказывать за рубежом. В итоге бутылка для производителя может оказаться буквально на вес золота. Строить новые заводы? На это потребуется минимум 3—4 года, а за это время наш рынок займут конкуренты не только из стран ЕЭП, но и из Украины, Молдовы, Прибалтики. В итоге может снизиться инвестиционная привлекательность пивоваренной отрасли.

Поэтому концерн «Белгоспищепром» сегодня настаивает на разработке отдельного техрегламента на пиво. Поддерживают эту идею и производители. «В 2011 году планируем, что производство пенного напитка составит 45 млн. дал, — говорит Евгений Марьюшич. — Вместе с тем мощности отрасли позволяют выпускать практически 70 млн. дал данного вида продукции. Но если нам «подрежут крылья» в выпуске пива в ПЭТ-бутылке, то в лучшем случае розлив в стекло составит 30 млн. дал, и о наращивании оборотов, что немало радовало нас прежде, придется надолго забыть».

Мария ДРУК, РЭСПУБЛIКА

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко о ВНС: мы будем истинным национальным фронтом

25 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Министр обороны Беларуси: Запад рассматривает военную силу как одно из основных средств достижения своих интересов

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Александр Лукашенко: Нападение на Беларусь будет расцениваться как нападение на Российскую Федерацию

25 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко раскрыл планы беглых и предупредил: разговор с ними не будет длинным

25 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: Украину превратили в наркомана и держат на коротком поводке обещаний новой дозы вооружений

25 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: градус враждебности НАТО на белорусском направлении растет

25 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Газманов о россиянах и белорусах: мы стали осознавать себя государствами со своим видением

25 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Землю может накрыть сильнейшая магнитная буря – NASA

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быховском районе построят станцию обезжелезивания

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Прокуратура Могилевской области помогла быховчанке вернуть удержанные у нее судебным исполнителем средства

25 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024