Помогает или вредит «народный экспорт» отечественной экономике?

фото: smi2.ru

Прагматичные люди одежду покупают один-два раза в год, причем делают это в Хельсинки, Варшаве или Будапеште во время тотальных распродаж. «Магазинные путешественники» приобретают все большее значение в мировой торговле. Перемещение товаров через госграницы физлицами из «забавы» туристов превратилось в мощный канал сбыта и своеобразную разновидность внешней торговли. И как любая экономическая деятельность, она способна приносить государству и прибыли, и убытки…

В бар через границу

Эстония занимает первую строчку в Европе по потреблению алкоголя на душу населения, но в международных исследованиях всегда делают сноску: фантастические продажи обеспечивают туристы из Скандинавии, приезжающие в Таллин «на коктейль». Вроде бы все довольны: финны и шведы «набираются» сравнительно недорого, а эстонская казна пополняется налогами и акцизами за счет иностранных гуляк. Греческий остров Родос — «сильный» производитель вина и сельскохозяйственной продукции. Но на континент ничего не переправляет. Более миллиона туристов, которые приезжают отдыхать на остров, съедают, выпивают и увозят с собой в качестве сувениров всю аграрную продукцию.

С каждым годом мировая экономика только множится примерами эксплуатации «народного экспорта». Непревзойденными мастерами этого «жанра» стали китайцы: «челночники» из этой страны смогли опутать своими сетями половину земного шара и завалить благополучные европейские страны своими дешевыми товарами. Не отстают от Дальнего Востока и турки, создавшие множество крупных торговых центров, рассчитанных на мелкооптовых покупателей-«физиков». Гипермаркеты в непосредственной близи от границы возвели в Литве и Польше, явно рассчитывая на белорусских потребителей.

Обычно экспорту товаров аплодируют в любых его проявлениях. А вот ввоз продукции, даже если товар попадает в страну с соблюдением всех таможенных формальностей и ограничений, вызывает прохладные чувства. Такие «чемоданные» поставки отбирают кусок хлеба у родных производителей, поставщиков или торговых сетей. А все налоги, акцизы и другие финансовые выгоды получает исключительно государство-производитель. Скажем, греческие шубы — бич отечественных скорняков. Официально от жестокой конкуренции с импортом их защищают таможенные пошлины, но в реальности до 80—90 % меховых изделий попадает в Беларусь вместе с любителями шоп-туров, которые оформляют их на границе в качестве «вещей для личного пользования».

Поделись дисконтом с соседом

В Беларуси отношение к «народному экспорту» за два года поменялось с плюса на устойчивый минус. В 2008—2009 годах звучали мощные призывы к индивидуальным предпринимателям и микрокомпаниям: помогите родине разгрузить склады, везите товары за рубеж. Нынче из-за диспаритета цен на продукты питания с российским и тем более с европейским рынком вывоз белорусских товаров, мягко говоря, не приветствуется. Хотя до поры до времени жестко и не карается. И потекли белорусские товары за рубеж. И далеко не только в котомках одиночек-«челноков».

Первыми жертвами валютного дефицита пали небольшие компании-импортеры, в основном поставщики оборудования и некоторых комплектующих для белорусских предприятий. Еще в марте—апреле владельцы такого бизнеса рыскали в поисках экспортных товаров. Конвертация отечественных денег через продукцию осталась для таких компаний фактически единственным способом получения валюты. «Что удается приобрести за белорусские рубли и продать в Россию, то и покупали: лук, текстиль, консервы… Иногда даже приходилось продавать в РФ с убытком, но очень была необходима валюта для расчета с иностранными контрагентами», — честно поделился коммерческими схемами один из представителей отечественного бизнеса. И тогда сотни коммерсантов занялись поставками за рубеж. И везли белорусские продукты питания фурами. Поэтому и спрос на некоторые позиции на внутреннем рынке оказался ошеломляющим.

Того же сахара за девять месяцев в стране продали на 50—60 тысяч тонн больше, чем за весь прошлый год. Например, на Городейском сахарном заводе отмечают: в этом году предприятие практически не занималось экспортом — вся продукция уходила на внутренний рынок. И признаются: были каналы утечки, когда белый продукт вывозился за границу грузовиками. Но пресечь такие хитрости предприятие не имело возможности.

Схема-то предельно простая. Крупные партии ликвидного экспортного товара пропускаются по документам через розничную торговую точку: якобы продукцию туда завезли и успешно реализовали населению. Все чисто, чинно и благородно. Даже все налоги уплачены. Но реально машина с выгодным товаром могла даже не заезжать в магазин, а прямиком отправиться в Россию.

Выигрыш за счет диспаритета цен по тому же сахару получался огромный, особенно если оперировать крупными объемами. По аналогичной схеме уходили на экспорт и сигареты. Благо что для хранения и транспортировки этих товаров не требуется особых условий, а срок хранения и реализации фактически не ограничен. Были моменты, когда в торговлю даже не отгружались некоторые международные торговые марки.

У каждого экспорта — своя биография

До мировых финансовых катаклизмов и революций в социальных сетях на земном шаре существовали несколько «райских» уголков для потребителя. Скажем, японская электроника в Объединенных Арабских Эмиратах стоила дешевле, чем в Токио! Просто торговля этими товарами в ОАЭ не облагалась налогами, и «большой дьюти-фри» привлекал туристов со всего света, на которых и зарабатывали многочисленные курорты ОАЭ. В Ливии при полковнике Каддафи в магазинах тоже царил коммунизм: импортные товары были очень недорогие опять же из-за льготного налогообложения и отсутствия ввозных пошлин. Богатая углеводородами страна обладала возможностью сделать для своих граждан такой подарок, но следила, чтобы льготами не пользовались иностранцы.

Вообще же, каждый регион славится хотя бы одним недорогим товаром, что и провоцирует приграничную торговлю. Как минимум, на бытовом уровне и в оптовых масштабах, если правоохранительные органы «принимающей» стороны должным образом не справляются с нелегальными поставками. В благополучной Западной Европе иногда доходит до межнациональных отраслевых разборок. Этим летом французские производители фруктов совершили несколько «налетов» на фуры своих коллег из Испании, полагая, что поставщики из этой страны не соблюдают антидемпинговое законодательство и лезут со своим товаром по ценам ниже себестоимости на чужую территорию.

Поэтому вопрос установления нужной и удобной стоимости товара — процесс перманентный на любой границе. Другое дело, что каждое государство в той или иной степени способно влиять на ценообразование, используя прямые или косвенные рычаги и, естественно, преследуя свои национальные интересы. И если сегодня «народный экспорт» способствует увеличению реализации белорусских товаров, да еще с прибылью для производителя, значит, в стране создаются конкурентные условия для выпуска этой продукции. Летом на очередном заседании Совета по развитию предпринимательства бизнесмены активно поддерживали тезис: цена на товар должна быть такой, чтобы производитель получал прибыль при максимальном объеме производства. Конечно, весной и летом некоторым производителям приходилось работать с минимальной или отрицательной рентабельностью. Но сегодня большинство предприятий вышли снова на прибыльную работу, значит, в «народном экспорте» их продукции не таится глубинного зла.

В последние годы в Беларуси поддерживают через акцизную политику производство собственных торговых марок, не завышая их цену через налоговую нагрузку, давая национальным производителям закрепиться на рынке. За счет относительно невысокой цены и приемлемого качества эти товары стали пользоваться спросом у челноков. Конечно, белорусская таможня по мере сил пресекает попытки откровенных контрабандных перемещений подакцизных товаров. Но суть «народного экспорта» в том и заключается, что в большинстве случаев перемещение товара через границу происходит совершенно легально, проходит по графе «товары для личного пользования». И уже на чужой территории местные «перекупы» организуют масштабную торговлю. Кстати, по такой же схеме из Прибалтики и Польши в Беларусь попадает немало моющих средств, одежды, некоторых продуктов питания.

Словом, «народный экспорт» — один из мощных каналов сбыта продукции, привлечения в страну туристов. И Беларусь может использовать этот потенциал, создавая оптимальные условия для своих производителей.

———————————

Цитаты по теме:

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Казакевич:

— В «народном экспорте» в приграничных районах я не вижу ничего критического. Мы живем в Таможенном союзе, у нас теперь нет границ, и мы не можем кому-либо запрещать покупать продукты питания. Мы не можем закрыть свой рынок, ущемляя других партнеров по Таможенному союзу. Значит, нашим предприятиям надо производить больше товаров, чтобы хватало всем. Таможенный союз — это взаимовыгодный союз, он планировался для создания более свободной торговли, и он теперь создан. Мы должны подчиняться общепринятым законам.

Министр спорта и туризма Олег Качан:

— Чтобы белорусский продукт покупался иностранцами, чтобы мы его экспортировали, никуда при этом не вывозя, необходимо вводить систему такс-фри. Иностранные туристы должны вывозить из Беларуси не только впечатления, но и товары, которые произвели в Беларуси. Лучше колбасу и сало продать здесь, чем вывозить за рубеж.

Владимир ВОЛЧКОВ, РЭСПУБЛIКА

Последние новости

ОБЩЕСТВО

МНС разъяснен порядок заполнения сведений о выполненных автомобильных перевозках пассажиров

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Внимание: сложные погодные условия

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если обнаружили подозрительный предмет

19 апреля 2024
В МИРЕ

Песков: США “себя не забывают” и получают выгоду от помощи Киеву

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

В Могилевской области 13 воспитанников детского учреждения стали жертвами сексуального насилия

18 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Умные города и передовые решения: Шульган о региональном цифровом развитии

18 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Ученый предупредил о большой вероятности сильнейших вспышек на Солнце в ближайшие дни

18 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Подготовку к первому заседанию VII ВНС обсудили на совещании у Лукашенко

18 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Минобразования: пул заявок для желающих поступить в вуз по целевому направлению утвердят до 1 мая

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Оранжевый уровень опасности из-за сильных осадков объявлен в Беларуси на 19 апреля

18 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024