В боях познавшие радость побед (часть 5)

ФРГ активизирует силы милитаризма и реваншизма. Международная реакция усиливает подрывную деятельность и идеологические диверсии против мира социализма.
Вот почему КПСС и Советское правительство проявляли неустанную заботу о повышении боевой мощи армии, флота, их составной части — Военно-Воздушных Сил.
Основу мощи ВВС составляли ракетоносцы, представляющие собой сочетание боевого самолета с ракетным оружием.
Морская авиация, составной частью которой является и Смоленское соединение, также претерпела за послевоенные годы коренные изменения.
На вооружение пришли могучие реактивные и турбовинтовые воздушные корабли, способные выполнять полеты на больших скоростях и высотах, в любое время суток и в любых погодных условиях.
Неизмеримо вырос общий уровень подготовки личного состава соединения. Верные боевым традициям, накопленным авиацией в прошлом, эти высокоподготовленные кадры являлись достойной сменой.
Части соединения в послевоенные годы неоднократно посещали бывший командующий авиацией дальнего действия Главный маршал авиации А.Е. Голованов, Член Военного Совета  начальник политического управления Военно-морского флота СССР адмирал В.М. Гришанов, командующий авиацией ВМФ Герой Советского Союза и генерал-полковник авиации И.И. Борзов, Командующий дважды Краснознаменным Балтийским флотом адмирал B.В. Михайлин, член Военного Совета — начальник политического управления вице-адмирал Я.Г. Почупайло, начальник штаба флота вице-адмирал Ф.И. Савельев, командующие авиацией флота Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации С.А. Гуляев, первые секретари Могилевского обкома партии Г.А. Круплин, В.В. Прищепчик, представители партийных и советских органов Быховского района и Могилевской области. Они присутствовали на учениях и полетах, беседовали с матросами, сержантами и офицерами, интересовались их жизнью и учебой, выступали перед командирами, политработниками, партийным и комсомольским активом, давая высокую оценку состоянию боевой готовности соединения и выучке личного состава.
Испытанием боевой зрелости авиаторов явились летно-тактические учения, прошедшие еще в 1948 году. Соединение получило отличную оценку и вышло на первое место в дальней авиации по всем показателям боевой и политической подготовки, состоянию воинской дисциплины.
На пути движения вперед появились новые рубежи, и воины-гвардейцы с честью справлялись с поставленными задачами. В 1950-1955 годы большую группу офицеров за овладение новой сложной боевой техникой и освоение полетов в сложных метеоусловиях днем и ночью Указом Президиума Верховного Совета СССР наградили орденами и медалями. Среди них: Бровко, Богун, Руденко, Осокин, Чибисов, Гайдюков, Мережко, Черкашин, Колесников, Кротов, Иванов, Иконников, Федоров, Ремезов, Юмашев, Свищев, Шурухин, Гурко, Данильченко, Еремин, Стульник, Кудрявцев, Селезнев, Коновалов, Дябин. Всего награждено: орденом Ленина — 20 человек, орденом Красного Знамени — 55 и орденом Красной Звезды — 130 воинов-офицеров.
В феврале 1955 года части соединения передали в состав авиации ВМФ СССР, а в июле 1957 года — в состав авиации  дважды Краснознаменного Балтийского флота. В это время авиаторы осваивали новую реактивную авиационную технику, продолжали совершенствовать свое боевое мастерство, учились летать в любых условиях, использовать оружие и боевую технику в любой обстановке. Ряд летных экипажей успешно выполнял беспосадочный перелет на Дальний Восток. Это экипажи Борисова, Намдакова, Фролова, Федорова, Забеленкова. В соединении широко развертывается социалистическое соревнование за право называться лучшим подразделением, лучшей частью.
Ярким показом высокого мастерства наших воздушных асов,  в совершенстве владеющих современной техникой, явилось их участие в воздушном параде в городе Ленинграде в июле 1960 года. Присутствовавший на параде в то время первый заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза А.А.Гречко объявил воинам-авиаторам Благодарность за отличное выполнение специального задания правительства.
В ходе боевой учебы возникали и развивались полезная инициатива, творчество, патриотические начинания, позволившие улучшить техническую подготовку летного состава, повысить качество контроля за работой технического состава, овладевшего смежными профессиями. Так, старший сержант Алексей Коршунов, являясь воздушным стрелком-радистом 1-го класса, в совершенстве освоил смежную специальность механика по радиотехническому оборудованию.
Мастером на все руки называли в части старшину Жиганова. В 1942 году он добровольцем ушел на фронт. Семнадцатилетний парень летал на самолетах Ил-2, принимал участие в освобождении Литвы и Белоруссии, в штурме Кенигсберга и Пиллау, не раз при боевых заданиях механик Жиганов исполнял обязанности стрелка-радиста. Днем и ночью обеспечивал боевые вылеты, вводил в короткие сроки самолеты в строй. Были случаи, когда за одну ночь меняли несколько моторов. Часто приходилось заменять других специалистов. Порой сами заряжали пушки, подвешивали бомбы, потому что времени на подготовку не хватало, фронт требовал поддержки с воздуха.
Более двадцати пяти лет в строю. За это время старшина Жиганов вырастил немало умелых специалистов.
Подавляющее большинство авиаторов являлись специалистами 1-го и 2-го класса, отличниками боевой и политической подготовки. Летчики и штурманы, стрелки-радисты способны успешно решать учебно-боевые задачи днем и ночью, в сложных метеорологических условиях.
Доброй славой пользовались офицеры Куваев, Колесов, Переяславцев, Груздев, Кузьминов и многие другие.
Заслуженный авторитет и уважение среди авиаторов снискал офицер Ю.В. Черногоренко. Он тщательно изучил свой самолет, овладел многими сложными видами полетов, стал летчиком первого класса. Успехи, достигнутые майором Черногоренко, не случайны. Они пришли в результате длительной, напряженной учебы, стали возможными благодаря настойчивости, строгому выполнению уставов и наставлений, определяющих летную работу. Все это помогло офицеру смело и уверенно летать, с отличной оценкой выполнять учебно-боевые задания.
Как первоклассного летчика, требовательного и заботливого командира, активного воспитателя знали гвардии майора Груздева. Наиболее характерная черта Юрия Александровича — постоянное совершенствование своего летного мастерства, высокое чувство ответственности за подготовку и выполнение каждого полетного задания. Этого же он требовал от всех подчиненных. Бывалый авиатор умело передавал свои знания и опыт молодым летчикам, своевременно подсказывал, советовал им, что нужно сделать, прежде чем подняться в воздух. И применял индивидуальный подход к каждому подчиненному, зная его сильные и слабые стороны в летной подготовке.
Лучшими техническими специалистами в летных частях считались офицеры Зотов, Гребеножко, Носков, Грызунов, Филюшин, Турков, Дубасов, Кузнецов, Самсонов, Марченко, Гречухин, Розанов. Они освоили сложную боевую технику и всегда быстро и качественно готовили ее к полетам.
Эти качества офицеры вырабатывали и у других авиационных специалистов — своих подчиненных. Недаром каждый из них стал классным специалистом. Самолеты, подготовленные их подчиненными, возвращались из полетов без замечаний.
Пример высокой культуры в работе, личной дисциплинированности, исполнительности и трудолюбия показывал старший техник лейтенант Дубасов. Он считался одним из лучших авиационных специалистов части. Военный техник первого класса с честью оправдывал это,  грамотно эксплуатируя материальную часть. Самолет, который обслуживал, всегда находился в боевой готовности.
Приказом командира части технический экипаж гвардии старшего техника лейтенанта Дубасова был объявлен отличным и всегда держал первенство в соревновании.
С высоким качеством обеспечивали полеты воины части, в которой служил офицер Савченко Е.И. Здесь выращено 70 процентов отличников, специалистов 1 и 2 класса, 68 процентов спортсменов-разрядников, 72 процента воинов овладели смежными специальностями. Вот почему эта часть считалась передовой, завоевывала переходящее Красное Знамя соединения.
Впереди соревнующихся шли подчиненные офицеров Евстратова, Ткаченко, Леоненко, Болгарова, Козырева, Курасова, Вальковского, Терещенко, Наймушина, старшин Куропаткина и Ясева. Лучшим объектом части объевлялся объект старшего сержанта Соболевского.
Четко обслуживали боевую технику воины инженерно-авиационной службы Лозин, Ковалев, Самокатов, Прусаков, Каменев и многие другие.
Во главе соревнования тылового подразделения шли воины служб начальников Печенкина, Ставского, Рожкова, Курчакова, Лещева. Лучшими водителями считались младшие сержанты Кирсанов, матросы Резниченко и Долгов. Все являлись специалистами 2-го класса, отличниками боевой и политической подготовки.
Успешно справляются с обязанностями воины других авиационно-технических подразделений. Коллектив ДАРМ, например, впервые в авиации Балтийского флота освоил ремонт самолетов после 1500 часов налета и ранее не производившийся ремонт колес самолета. Маяками соревнования являлись Гальцев, Ляхов, Семик, Бауков, Павленко, Черноусов и Чернышов.
Творчески работала рационализаторская и изобретательская мысль авиационных специалистов. В 1968 году они подали 211 предложений, из которых 195 реализовали. Лучше всего обстояли дела с рационализаторской работой в части старшего инженера Гречухина,  начальников служб офицеров Черткова, Манышева, Рыбалова, Ткаченко, Машенцева.
Много рацпредложений подали офицеры Еремин, Алексеев, Нестеренко, Гайдук, Гашенко, Димбицкий, Сызранцев, Заболотный, Кузнецов, Чертков, Комков, Тушнев, Возный, Доронин, Пантелеев, старшина Кадочников. Всем им командир соединения объявлял тогда благодарности, награждал грамотами.
Значительных успехов в боевой учебе личный состав соединения добился в ходе соревнования в честь 50-летия Великого Октября. Готовя достойную встречу празднику, авиаторы взяли повышенные обязательства. И их слова не разошлись с делами. Выросло много отличников, классных специалистов, отличных отделений, взводов, летных экипажей, технических групп, подразделений и частей. Подводя итоги предоктябрьского социалистического соревнования, Военный Совет дважды Краснознаменного Балтийского флота объявил ряд наших частей и подразделений отличными.
Замечательными успехами встретили юбилей Советской власти воины части офицера Дорофеева Н.Е. Его гвардейская часть была награждена Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.
Приумножая славные традиции воинов-гвардейцев, авиаторы настойчиво совершенствовали летное мастерство, боролись за сокращение нормативов приведения техники в боевую готовность, меткие пуски ракет, укрепление дисциплины и порядка в своих рядах.
Часть также награждена Грамотой Главнокомандующего Военно-Морским флотом за успехи по тактической и огневой подготовке. Ей вручен переходящий приз авиации ДКБФ. Все ракетные пуски ею выполнены с высокими оценками, без летных происшествий.
Почетное право называться отличной завоевала и часть, которой командовал Шаглин Д.Ф. Командир сумел мобилизовать весь личный состав на безупречное выполнение своего воинского долга.
Маяками в соревновании являлись отличные эскадрильи, которыми командовали подполковники Переяславцев, Леонов, майор Чернышов. Здесь летчики неустанно шлифовали каждый полет, повышая классность, качество тактических и практических пусков.
Высших показателей в учебе, службе и дисциплине добился личный состав роты, которой командовал капитан Костюк. Более 75 процентов воинов подразделения стали отличниками боевой и политической подготовки. Казарма роты в смотре-конкурсе заняла первое место в гарнизоне. Гордостью подразделения являлись старшина Баглик, сержант Пятчик, матрос Фоменок.
Большой вклад в повышение боевой готовности летных подразделений внесли своим неустанным трудом инженеры, техники и авиаспециалисты, которые готовили самолеты к полетам с высоким качеством и в короткие сроки. Особенно высоких результатов добились специалисты ТЭЧ, возглавляемые офицерами Шевченко и Лукьяненко.
Подлинным экзаменом для авиаторов на боевую зрелость стало командно-штабное учение «Север», прошедшее летом 1968 года. В дальних полетах проверялась специальная и тактическая выучка воздушных бойцов, их готовность в любое мгновение нанести сокрушительный удар по любому агрессору.
Авиаторы умело преодолели все препятствия. Они скрытно прошли по маршруту, метко поразили цель.
Победа в воздухе — результат отличной боевой выучки офицера Маресова и его товарищей по оружию, качественной и всесторонней подготовки на земле, высокой боевой активности в полете. Все это и обеспечило его  ракетоносцу внезапный выход на цель, нанесение по «противнику» неожиданного и ошеломлящего удара.
Отлично выполнил все полетные задания на учении экипаж гвардии майора Колесова. Решительно и находчиво, смело и отважно действовали в воздухе авиаторы Мартьянов, Сошников, Адаменко, Жудинов, Ситник и многие другие. Они сделали все возможное, чтобы отлично выполнить полетные задания на учении «Север».
Зa yспешное выполнение задач нa учении «Север», отличное боевое мастерство, дисциплину и организованность летная часть, которой командовал офицер Юрьев, награждена переходящим Красным Знаменем.
Командование авиации отметило исключительно высокое мастерство групп специалистов, возглавляемых Бибетко, Ковалевым и Каменевым. Они безупречно обеспечивали полеты, добивались при этом значительного сокращения нормативов. Их показатели открыли дополнительные возможности для повышения боевой активности летных экипажей.
Мастерами ракетного удара считались и офицеры Юрьев, Куваев,  Колесов,  Адаменко, Калинкин, Козлов, Садовский, Трухин, Дашкевич, Катанаев, Гаев, Кокорин, Дзекан, Красиков и другие.

Последние новости

ТЕХНОЛОГИИ

Дуров объявил о запуске в Telegram донатов авторам и владельцам каналов

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Погода на выходные: дождливо, прохладно и ветрено. В ночь на субботу – заморозки

19 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

К 1 сентября все белорусские школы перейдут на новый режим питания

19 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили « Русские народные сказки»

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Советы от МЧС при похолодании

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Тематическую прямую телефонную линию проведет 26 апреля комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома

19 апреля 2024
НОВОСТИ

Минобразования скорректировало сроки вступительной кампании в ссузах

19 апреля 2024
В МИРЕ

Израиль нанес ракетный удар по Ирану

19 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые в Беларуси посеяли более чем на 88% площадей

19 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024