Веселит сердце, потопляя разум…
Духовное здоровье – есть главная основа здоровья тела, семьи, общества.
Когда наше тело начинает говорить с нами языком болезней, недомоганий и прочих физических проблем, оно хочет, чтобы мы осознали и изменили свой образ мыслей или действий. Страдая, оно говорит нам, что мы дошли до своего физического и эмоционального предела.
Любая болезнь – это подарок и возможность восстановить равновесие души. Причины болезни следует искать не в физическом теле, так как само по себе оно мало что значит. Жизнь, которая в нем заключена, приходит от души, от духа. Физическое тело всего лишь отражает то, что происходит в душе человека. Любая болезнь говорит лишь о том, что тело пытается восстановить равновесие, поскольку его естественным состоянием является здоровье. Сегодня даже официальная медицина признает, что, по меньшей мере, 75% всех болезней являются психосоматическими, т.е. имеют как физические, так и эмоциональные причины.
Все вышесказанное напрямую относится и к таким крайне распространенным сегодня пагубным явлениям – алкоголизму и пьянству.
Алкоголизм как социальное явление не был известен древним народам. Лишь в 1848 году шведский врач Магнус Хусс ввел понятие «хронический алкоголизм», обобщив данные поистине эпидемического взрыва данного заболевания среди народов Европы. Любопытен факт, что алкоголизм в особенности прогрессировал в тех странах Европы, которые на волне протестантизма отошли от древних духовных традиций, проповедуя индивидуализм. По числу случаев хронического алкоголизма в европейских странах на первом месте стоят страны Скандинавии и Франция. В то же время Италия, где вино является элементом национальной культуры, почти полностью избежала данных проблем. Интересен пример современной Ирландии, где процент страдающих хроническим алкоголизмом выше, чем у католиков. Это, в особенности, странно, так как многие направления протестантизма рассматривают трезвость, как религиозную догму. Надо сказать, что многие древние народы, следующие древним культурным традициям, такие, как иудеи, китайцы и индийцы, также сумели противостоять распространению алкоголизма среди населения своих стран. А такие народы, как североамериканские индейцы, а также некоторые малые народы Севера, исповедующие примитивные языческие культы шаманских традиций, имеют практически стопроцентную предрасположенность к алкогольной зависимости. На примере России видно, как «бытовое пьянство» (которым русский народ стал страдать лишь со времен Петра I) переросло в тотальный алкоголизм после революции 1917 года по мере ослабления религиозного чувства в народе.
Слова «пьянство» и «алкоголизм» сегодня настолько прочно вошли в жизнь общества, что зачастую, мы даже не задумываемся сколько боли, горя и страха стоит за этими понятиями. Проблема злоупотребления спиртными напитками приняла столь угрожающую форму, что ее можно сравнить с вселенским бедствием: массово разрушаются семьи, наблюдается умственная и физическая деградация населения, рождение больных и умственно неполноценных детей.
Однако они – это лишь вершина айсберга. Многие современные исследователи склонны считать алкоголизм наследственным заболеванием. Дети, рожденные от страдающих алкоголизмом родителей, часто бывают ослабленными, с нестойким иммунитетом к вирусным инфекциям. «Если беременная женщина пьет вино, курит, живет с мужем по плоти, ребенок у нее родится страстным, предрасположенным к этим грехам, с зачатками блуда, пьянства, гнева, всех пороков и страстей» (отец Амвросий). Это сказывается не только на душевной организации ребенка, но и приводит к нарушению обменных и физиологических процессов в организме. В дальнейшем, когда ребенок соприкоснется с алкоголем, врожденная душевная страстность непременно проявит себя с особой силой, в чем алкоголь будет оказывать «поддержку», снимая религиозные, психологические и социально-этические запреты, создавая предпосылки «вседозволенности». Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Чем моложе организм, тем губительнее на него действует алкоголь.
Вино «веселит сердце человека» (Пс.103:15), «потопляет рассудок и ум, и возбуждает страсти, и сластолюбие» (Свт. Василий Великий). «Забывая» о житейских проблемах с помощью алкоголя, живя ради своего удовольствия, не имея духовной почвы под ногами, человек теряет контакт с Богом и подпадает под власть «духов злобы поднебесных» (Еф.6,12). Святой Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не выполняет его злой воли, как пьяница». Из глубокой древности раздается голос свв. отцов и учителей Церкви, богословов, подвижников, — все они напоминают нам о том, что, кроме всего прочего, пьянство бывает виной многих тяжких грехов: «Оно порождает ссоры, драки с кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним; оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть; оно разжигает гнев и ярость; изменяет не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид».
У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим сторонам повседневной жизни. Самыми близкими людьми становятся собутыльники, пусть даже они впервые оказались за одним столом. Семья, дети, будущее – теряют значение. Алкоголик впадает в состояние эйфории уже от рюмки спиртного, усиливающей стремление выпить еще. Развивается непомерная жадность к спиртному, потеря контроля за количеством выпитого.
В творениях отцов Православной Церкви мы встречаем множество наставлений о том, как избавиться от греховной страсти пьянства. Все их можно свести к тому, что для преодоления недуга необходима вера, молитва, пост, смиренье, искреннее покаяние перед Богом в таинстве исповеди и, конечно же, регулярное причащение Святых Христовых Тайн.
Обычно желание вылечиться появляется после длительных запоев, когда организм уже не в состоянии воспринимать алкоголь и в то же время не может отказаться от него. В этом состоянии необходимо врачебное вмешательство. С психотерапевтической точки зрения это наиболее подходящий момент, чтобы скорректировать настрой больного на полное излечение. Если в этот период больной не заручится молитвенной поддержкой пастыря и близких ему людей и не сможет очистить свою душу в таинстве покаяния, последующие этапы на пути к выздоровлению будет очень трудно преодолеть. Следующим шагом следует установление абсолютного «табу» на употребление алкоголя. Причем, прежде всего, этот запрет должен быть выражен собственным волеизъявлением больного и сопровождаться искренней и сердечной молитвой к Господу Богу, который, только один, может утвердить и укрепить страждущего, избавить его от тяжкого недуга.
В этот период совершенно необходимо, чтобы православный психотерапевт, нарколог или священник попытались вместе с больным проанализировать греховную природу заболевания, определить те скрытые страстные побуждения, которые лежали в основе заболевания алкоголизмом или хронического пьянства. Важно помочь больному обрести упование на Господа, убедить его, что никогда самостоятельно он не сможет контролировать процесс потребления спиртных напитков.
В конце 1893 года к епископу Феофану обратилась одна из христианок, слезно прося его помочь вылечить отца от пьянства, девушка уже долго молится о здоровье родного человека. Вот, что ответил ей затворник Вышенской пустыни: «Милость Божия будет с Вами. Против Вашего горя нет иного средства, кроме молитвы. И молитесь, молитесь усердно, молитесь со слезами, молитесь, день и ночь – не один день, а десятки и месяцы, как Господь указал в притче о неправедном судии. И я помолюсь, и молитва моя пойдет к Вашей в помощь. Воодушевитесь верою и упованием. Кто сказал, что грешников Бог не слушает? Не слушает тех, кто молится о греховном. Молитесь долго и благонадежно, и Бог услышит и исправит отца Вашего: отца Вашего враг мутит. Пищу, подавая отцу, полагайте на ней крестное знамение. Если пьет дома – попросите налить ему, и тоже положите на чарку крестное знамение, говоря Господу: «Господи отврати сердце и вкус отца от этого пагубного питья!» Говорите с верою и упованием, и Бог услышит».
Отсюда следует, что главный путь исцеления – молитва, обращение за помощью к Спасителю, Божией Матери и святым угодникам, а также неравнодушие, сочувствие и поддержка близких и родных людей, желающих помочь избавиться больному от его порока. Но без его собственного стремления к лечению можно надеяться лишь на чудо. Чтобы исцелиться от страсти пьянства требуется подвиг, который человек несет до конца жизни. И совершить этот подвиг невозможно без веры и решимости бороться со своим недугом, со своей болезнью. Если человек твердо решится бросить пить, то Господь обязательно поможет, утвердит и укрепит страждущего, ведь Он – любящий отец наш. А каждый случай исцеления недужего — это милость и чудо Божие по отношению к людям.
Протоиерей Николай, Благочинный Быховского округа, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы г. Быхова.
Николай Матвеев, главный врач УЗ «Быховский райЦГЭ».
Ольга Снисарь,
инструктор-валеолог УЗ «Быховский райЦГЭ».