Как “не сгореть” за рулем?

Цивилизация сделала нас мобильнее. Это плюс. Минус в другом: радуясь быстроте передвижения, мы почему-то забываем, что личный автомобиль по сути навязывает нам “ленивую” жизнь, которая создает проблемы и таит угрозы здоровью водителя.

Думаете, “НГ” собирается призывать всех отказаться от автомобиля? Вовсе нет! С помощью специалистов газета намерена предупредить о грозящих водителю опасностях и подсказать, каким образом можно их избежать.

Итак, вы сели в автомобиль, пристегнулись — и отправились в путь. Имейте в виду, что последствия длительного нахождения за рулем могут быть самые разные. Какие? Об этом “Народная газета” решила узнать у специалистов.

Опасный путь

Игорь Стакан, врач-кардиохирург Минской областной больницы:
— Автомобиль — работа — диван — такой “маршрут” едва ли не каждый день преодолевают тысячи автовладельцев. Люди перестали двигаться, ходить пешком. Понаблюдайте, сколько тучных водителей выходит из личных авто! А в последнее время их стало особенно много. Между тем избыточный вес — это прямой путь к развитию атеросклероза, системного поражения сосудов сердца и головного мозга. Из-за повышенного уровня холестерина в крови у человека внутри сосудов образуются бляшки, которые затрудняют кровоток. А если водитель курит, этот вред увеличивается.

Ожирение, атеросклероз, артериальная гипертензия, остеохондроз плюс сахарный диабет II типа — эти проблемы обычно “ходят” вместе.
Опасны также стрессы, которые водитель переносит за рулем и особенно в жаркую погоду. В городе — сплошные пробки, у многих автолюбителей происходят скачки артериального давления, в результате гипертония может проявиться у человека любого возраста. А постоянное нервное напряжение во время езды ускоряет развитие артериальной гипертензии. Не случайно предусмотрительные японцы начали оснащать некоторые автомобили опцией контроля пульса и давления водителя. Если показатели выходят за пределы нормы, компьютер включает расслабляющую музыку.

Когда противопоказан горячий душ?

Людмила Анацкая, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник РНПЦ неврологии и нейрохирургии:
— Изменения в позвоночнике — частая проблема и водителей-дальнобойщиков, и автолюбителей, которые постоянно за рулем. После долгих часов, проведенных в дороге, у них могут возникнуть боли в области шеи. Да такие, что голову невозможно поднять. Боль локализуется в половине головы, проявляет себя жжением в области затылка. Иногда даже появляется тошнота. Чтобы избежать такого, через каждые два часа, проведенные в пути, нужно останавливаться и разминаться.

Полезно также в целях профилактики регулярно выполнять простую зарядку. Лечь на валик высотой 5—8 см и с легким усилием — 20—30 процентов от максимального — пытаться давить на него шеей. Это укрепляет ее глубокие мышцы.

Внимание!
Не рекомендуется пользоваться горячими растирками и становиться под горячий душ. Это приводит к отеку нервных структур, что опасно.
Можно также положить руку на лоб и давить на нее с легким усилием 7 секунд. И то же самое с затылком. Затем перенести ладонь на теменно-височную область поочередно с правой и с левой стороны. Однако самой лучшей тренировкой считается нейтральное, не зажатое положение головы.
Если же времени на зарядку нет, а шея все-таки болит, действенной помощью могут стать нестероидные противовоспалительные препараты — пироксикам, митендол ритард, целебрекс. Показано также профилактическое применение магнитотерапии, например, лечение белорусским аппаратом АМТ-1. И, естественно, как можно раньше нужно обратиться к врачу.

Зона напряжения

Валерий Русинович, кандидат медицинских наук, руководитель Минского городского центра колопроктологии:
— Водителям личных авто в меньшей степени, чем дальнобойщикам, грозит геморрой. Но если у человека есть геморроидальные узлы, ему следует иметь в виду, что длительная езда приводит к обострению этого заболевания, поэтому необходимо уделять время профилактике.

Утром и вечером начинайте и заканчивайте водные процедуры прохладным или контрастным душем на эту зону. Воздействия водой не должны быть длительными: 5—7 минут достаточно, главное — каждый день. Это тренирует сосуды, укрепляет деликатную зону.

Почему во время автомобильных поездок могут произойти обострения? Потому что в области малого таза застаивается кровь, и система клапанов, которая существует в венозных сосудах, может дать сбой. Общая рекомендация для всех: необходимо следить за тем, чтобы нормально работал кишечник. В течение дня любому человеку, не только водителю, нужно несколько раз делать по 10—12 движений, втягивая анус и расслабляя его. Этого будет достаточно для того, чтобы “разогнать” застоявшуюся кровь. Во время езды лучше делать небольшие перерывы, чтобы выполнить эту простую зарядку.

Без вины виноватые

Николай Доста, председатель Белорусской ассоциации урологов, кандидат медицинских наук, доцент:
— Езда на автомобиле — это постоянный стресс, который негативно сказывается на центральной нервной системе. Второй минус — человек сидит в ограниченном пространстве, по сути, обездвижен. Это приводит к застою крови в органах малого таза, поэтому начинают страдать предстательная железа и мочевой пузырь. Развивается так называемый застойный простатит, хотя в возникновении болезни не виноваты бактерии. К развитию воспалительного процесса приводит нарушение кровообращения. Многие жены ищут причину, мужчины клянутся в верности, а виноват в этом… автомобиль, который заставляет человека отказываться от ходьбы пешком, от активного образа жизни.

Тот, кто в силу профессии вынужден находиться длительное время за рулем, должен помнить, что долгая езда может оказывать влияние прежде всего на функцию предстательной железы, поэтому важно периодически заниматься физическими упражнениями с преимущественными нагрузками на мышцы таза. И обязательно хотя бы раз в году бывать на приеме у уролога.

Часто мужчины спрашивают: хорошо ли иметь в автомобиле сиденье с подогревом? Это неплохо в холода, особенно для тех, кому, работая в офисе, приходится часто разъезжать по городу. Нужно помнить, что организм человека любит постоянство. И внешней среды, и внутренней. Впрочем, если у водителя предраковое состояние или онкологическое заболевание, то от сиденья с подогревом необходимо отказаться. Чтобы сиденье не принесло вреда, в холодное время его слегка подогревают.

Очки для водителя

Ирина Жигарева, врач-офтальмолог:
— Выбирая солнцезащитные средства, учитывайте, что в черных очках, как правило, глаза устают больше, и водитель быстрее теряет концентрацию. Следует выбрать очки с коричневым затемнением не более 80 процентов. Для езды в сумерках существуют специальные стекла желтого оттенка с эффектом осветления окружающих предметов и дороги.

Включите музыку!

И наконец, как справиться со стрессом во время вождения автомобиля? По данным ученых, водители в таком состоянии в пять раз чаще провоцируют аварийные ситуации и попадают в ДТП. Поэтому специалисты советуют: чаще слушайте спокойную и приятную музыку, которая стабилизирует сердцебиение и помогает снять напряжение.

Наталья НЕВИДОМАЯ, Народная газета