Как поддержать предпринимательство на уровне района?

Такой вопрос возник у меня во время участия в очередном заседании исполкома (администрации) одного из районов.

Называть конкретный исполком, считаю, не имеет смысла, поскольку похожие ситуации характерны для разных районов (городских и сельских). Рассматривался «дежурный» для исполкома, но важный для жителей и экономики района вопрос: о состоянии и мерах по дальнейшему развитию малого предпринимательства.

Официальная статистика свидетельствует о значимом удельном весе субъектов малого предпринимательства в основных экономических показателях страны. Например, число субъектов малого предпринимательства в 2000 году в Беларуси составляло чуть более 28 тысяч единиц, а в прошлом — уже 84 тысячи. В объеме валового внутреннего продукта доля субъектов малого предпринимательства выросла с 6,7 % в 2000 году до 12,4 % в минувшем. Инвестиции в основной капитал субъектами малого предпринимательства в 2000 году составили только 6,5 %, а в 2010-м — 26,9 %. Показатель экспорта несколько отличается от приведенных цифр, но динамика тоже очень хорошая: в 2003 году — 15,5 %, а в 2010 году — 38,9 %. И показатель рентабельности реализованной продукции тоже неплох. Правда, и число убыточных коммерческих организаций такого рода в эти годы менее 20 % не составляло. Тем не менее можно смело говорить о здоровых тенденциях в развитии среднего и малого предпринимательства в нашей стране. Надо только не забывать о них, а своевременно поддержать. И тогда мы получим те же показатели в экономике, что и в Европе.

На заседании, на котором мне довелось присутствовать, традиционно прозвучал доклад руководителя структурного подразделения исполкома, отвечающего за предпринимательство. Были даже приглашены и заслушаны отдельные предприниматели, заранее подготовили справку и проект решения. Упоминалась в них и Директива Президента № 4 о развитии предпринимательской инициативы. В проекте решения содержался вывод, что потенциал малого и среднего предпринимательства района в выполнении показателей социально-экономического развития задействован не в полной мере. Были намечены конкретные мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства. Такие, например, как: минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого предпринимательства; поддержка инкубатора малого предпринимательства и создание технопарка; оказание помощи субъектам малого предпринимательства в досудебном разрешении споров по договорным обязательствам; совершенствование электронной и упрощенной форм регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства; содействие структурам малого и среднего бизнеса в получении банковских кредитов; анализ деятельности убыточных субъектов малого и среднего предпринимательства, а также субъектов, допустивших факты лжепредпринимательства, и многие другие.

Проект решения свидетельствовал о серьезной подготовке к рассмотрению данного вопроса, и можно было ожидать от него реального результата при надлежащем исполнении. Правда, все эти мероприятия адресовались только руководителям отделов и служб исполкома. Руководители самого исполкома оказались как бы в стороне, оставляя за собой только контроль за выполнением решения.

Возникли и иные вопросы и непонятности, на которые нужно было находить ответы совместными усилиями. Назову предложения, которые следовало бы учесть при подготовке аналогичных вопросов в будущем.

Во-первых, накануне такого заседания неплохо было бы провести анкетирование предпринимателей или иной опрос, чтобы узнать их мнение и предложения о состоянии дел в данном регионе с малым и средним предпринимательством. Такая работа оказалась бы полезной для всех: исполкома, предпринимателей, государства и населения. Опасаться же чего-либо здесь просто неуместно.

Во-вторых, вопрос о состоянии дел в предпринимательстве рассматривался не первый раз и не первый год. Однако почему-то системного анализа с приведением динамики развития и состояния дел не просматривалось ни в справке, ни в проекте решения, ни в докладе. А ведь очень важно увидеть в сравнении направление движения: лучше или хуже.

В-третьих, не полностью нашло отражение в проекте решения, на мой взгляд, самое главное. Какова же доля экономического участия субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании ВВП района, в объеме собирае-мых налогов, в выполнении экспортных показателей и т.д.? То есть объективная оценка со стороны государственного органа роли предпринимателей не прозвучала. А ведь в справке кое-какие интересные цифры были. Например, удельный вес негосударственного сектора экономики в общем объеме налоговых поступлений в бюджет достиг 69,3 %. Уровень рентабельности реализованной продукции, товаров и работ в целом по предприятиям малого предпринимательства составил в прошлом году 6,2 %. С начала текущего года вновь создано около 300 новых юридических лиц. Количество работающих в малых организациях в данном регионе исчисляется десятками тысяч.

В-четвертых, в проекте решения не дана оценка тем направлениям и видам предпринимательской деятельности, которые используются активно, и тем, где необходимо участие предпринимателей. Не обозначены приоритетные и важные для экономики и социальной области района сферы деятельности, где была бы желательна деятельность предпринимателей. И какие в этом случае для них будут созданы привлекательные условия.

В-пятых, не было сделано и анализа поступивших от предпринимателей в исполком, хозяйственный суд, иные государственные органы жалоб, предложений и заявлений, а также результатов их рассмотрения. А ведь из конкретных заявлений и судебных дел, в том числе по регистрации субъектов хозяйствования, о банкротстве, о взыскании долгов и иных можно получить самую необходимую информацию об «узких» местах в поддержке малого и среднего предпринимательства. Да и в справке отмечалась позитивная работа комиссии по платежам и расчетам: после принятых мер на безубыточную работу перешли 300 организаций из 788 убыточных.

В-шестых, на заседание исполкома нужно было пригласить широкий круг предпринимателей, представляющих различные виды деятельности, преследуя цели в том числе получения максимально достоверной информации и налаживания кооперативных связей.

В-седьмых, реально подступиться к реализации положений Директивы Президента № 4 о государственно-частном партнерстве.

В-восьмых, в проекте решения не поставлена задача разобраться в причинах отдельных негативных явлений: снижения количества регистрируемых субъектов малого и среднего предпринимательства в динамике, проанализировать причины ликвидации большого количества этих субъектов по своей инициативе и по заявлению налоговой инспекции и др.

Данный перечень можно продолжить. Но дело не в этом. Надо иметь целостное комплексное представление о поддержке малого и среднего предпринимательства для того, чтобы ею (поддержкой) компетентно заниматься. Неплохо было бы иметь исполкомам и администрациям районного уровня и методические пособия, разработанные областными или республиканскими структурами органов исполнительной власти.

Ведь правильно отмечено в Директиве № 4 главы государства: «Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики. Раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан способствует формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, развитию инновационной деятельности, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни».

Хорошим подспорьем в организации поддержки малого и среднего предпринимательства не только на уровне района, но и в целом в государстве является Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Его структура и содержание дают полное представление, какие вопросы необходимо контролировать в ходе повседневной работы и какие из них следует выносить на рассмотрение того же исполкома. В частности, следует обратить внимание, что в законе можно найти ответы на вопросы о законодательстве по поддержке малого и среднего предпринимательства, о субъектах инфраструктуры этой поддержки, ее основных целях и принципах, об условиях оказания финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, о центрах поддержки и инкубаторах малого предпринимательства.

Думается, уместно привести здесь и сами цели, и принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются: создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.

Основными принципами государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются: обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении; участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов.

Специально повторил эти нормы белорусского закона, чтобы напомнить о необходимости равного и объективного отношения к субъектам малого и среднего бизнеса. С ними не надо заигрывать, создавать парниковые условия. Их нужно справедливо критиковать, показывать недостатки и привлекать к заслуженной ответственности. Но одновременно их надо ценить, как это делают во многих странах мира. Потому что они создают для страны до 20 % ВВП.

Уместно будет заметить, что в настоящее время уже подготовлена новая редакция указа Президента Республики Беларусь по данному вопросу. И этот документ должен стать хорошим ориентиром, в том числе для местных властей, для самих предпринимателей и тех, кто живет рядом. А для рай-, гор- и облисполкомов вопрос состояния и развития малого и среднего предпринимательства должен стать не дежурным, но постоянно рассматриваемым вопросом с привлечением самого широкого круга общественности. Надо учиться уже рассматривать в малом великое.

Готов и к дискуссии, и к ответам на вопросы, которые могут возникнуть.

———————————–

Наша справка

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в нашей стране индивидуальные предприниматели, микроорганизации — коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно, а также малые организации — коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Виктор КАМЕНКОВ, РЭСПУБЛIКА

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

V открытый региональный конкурс детских инструментальных ансамблей состоялся на базе детской школы искусств г.Быхова

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Минтруда рассказали, какие изменения планируются в законе об охране труда в 2025 году

23 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси появится собственная операционная система и браузер

23 апреля 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОРВИ у детей

23 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Минэнерго: БелАЭС позволила заместить 7,7 млрд кубометров природного газа

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Делегат ВНС: я готова активно и достойно работать на благо родной Беларуси

23 апреля 2024
В МИРЕ

Украинские власти переименуют более 340 населенных пунктов из-за отсылок к советскому прошлому

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024