Командовал… заводом

Командовал… заводомПожалуй, большинство нынешней молодежи даже не знает, что некогда в нашем городе на  Днепре — Быхове — находился подвижной танково-агрегатный ремонтный завод. Последним же командиром этого военного предприятия, вплоть до развала СССР в 1991 году, являлся подполковник в отставке Валерий Котляров.

Валерий Михайлович родился в Азербайджане, но еще школьником вместе с родителями переехал в город Бийск живописного Алтайского края. Там, окончив общеобразовательную среднюю школу в 1967 году,  получил направление городского военкомата в Омское военное танковое техническое училище, в которое без проблем поступил, а затем успешно закончил. Еще позже, без отрыва от службы, продолжил учебу в Академии бронетанковых войск имени маршала Советского Союза Родиона Малиновского.

Начинал служить заместителем командира роты по технической части в одном из укрепленных районов Приморского края, расположенном вблизи советско-китайской границы. Через некоторое время занимал должности сначала старшего инженера-конструктора, а затем начальника отдела технического контроля  Уссурийского передвижного танково-ремонтного завода. Интересен факт, что именно это военное предприятие позже передислоцировалось в наш Быхов. И эффективно работало вплоть до своего расформирования.

Продолжил службу в немецком городе Лейпциг, где руководил цехом по испытанию отремонтированных двигателей средних танков Т-64 и Т-72.

С началом развернувшейся в СССР перестройки в 1985 году, офицера Котлярова командование направило в наш город проходить дальнейшую службу на подвижном танково-агрегатном ремонтном заводе. Внешне он представлял собой брезентовые палатки, обшитые внутри парусиной. В диаметре они достигали порядка 15 метров, а высота были около  7 метров. В осенне-зимний период, когда стояли холода и морозы, для обогрева устанавливали тепловые пушки, которые работали на керосине. Рабочие места занимали в основном военные люди, но привлекали и гражданских специалистов. В таких, по сути, полевых условиях и занимались ремонтом 6-ти и 12-ти цилиндровых двигателей боевых машин, наладкой коробок передач, электрооборудования.

Отремонтированные двигатели в разных режимах работы обязательно проходили испытания в течение восьми часов. Для этого имелось около ста специальных машин с необходимым оборудованием: МАЗ-503, КрАЗ, ЗИЛ-131, ГАЗ-66. В постоянной готовности находилось около 50 двухосных автоприцепов. Поэтому в 1991 году,  на этот раз после окончательного расформирования завода. всю специальную технику, станки и оборудование передали на базу хранения в город Слуцк. Там тогда находился и занимался капитальным ремонтом техники автомобильный завод.

Валерий Котляров поведал также, что его внук Игорь окончил Военную академию Республики Беларусь, стал боевым офицером и сегодня служит в одной из воинских частей Гомельской области. Но он не танкист, а артиллерист, и с гордостью носит погоны старшего лейтенанта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Wordpress snowstorm powered by nksnow