Наш «Рейтинг счастья»

Чем довольны и на что сетуют соотечественники?

Для одних ответ на вопрос «Что человеку нужно для счастья?» может превратиться в затянутый тост с долгим поименным перечислением всех благ земных, а для других, напротив, будет кратким и лаконичным. Психологи говорят, что все зависит от человека, от его нужд и потребностей. Но несмотря на то, что все мы разные, исследования, касающиеся удовлетворенности домашних хозяйств, небезынтересны. Ведь они не только свидетельствуют о том, насколько граждане довольны своей жизнью, но и во многом определяют правильность проводимой в стране социально-экономической политики.

В мае текущего года Национальный статистический комитет в целях совершенствования системы показателей, характеризующих качество жизни населения страны, провел модульное выборочное обследование по изучению условий жизни белорусов в рамках традиционного исследования домашних хозяйств. В сферу внимания органов статистики попали около 5,8 тыс. семей, проживающих во всех областях страны, а также в городе Минске. Вопросник по изучению условий жизни состоял из трех разделов: специалисты опрашивали белорусов на предмет удовлетворенности их жилищными условиями, о доступности объектов социальной инфраструктуры и о качестве медицинского обслуживания.

Метр в дефиците

Результаты проведенного мониторинга показали: две трети домашних хозяйств (66,5 %) удовлетворены своими жилищными условиями, 23,1 % — скорее не удовлетворены, а 10,4 % — совершенно не довольны тем, как решился их квартирный вопрос.

В Белстате заметили: в основном жители жалуются на нехватку квадратных метров. «Основной причиной неудовлетворенности жилищными условиями для 38,1 % домашних хозяйств республики является недостаточная площадь жилья, для 28,6 % — отсутствие отдельного жилья, а 18,2 % объясняют свои эмоции отсутствием коммунальных услуг», — поясняет пресс-секретарь Белстата Елена Кондратенко. На последний пункт, кстати, в основном сетуют сельчане — из числа недовольных на отсутствие коммунальных услуг указали 52,4 %, еще 24,4 % пожаловались на аварийность жилья и прочие неприятные для быта моменты. Кстати, среди городских жителей обижаться на коммунальщиков оказалось дурным тоном — это сделали только 7,1 %. В целом по результатам обследования 78,3 % домашних хозяйств оказались удовлетворены качеством предоставляемых коммунальных услуг, 18 % — скорее не удовлетворены и только 3,7 % есть на что жаловаться.

Очередь у кабинета

Примерно такая же картина наблюдается и в сфере медицинского обслуживания. Согласно результатам обследования, 72,6 % населения удовлетворены качеством медицинских услуг, которые предоставляются им в государственных организациях здравоохранения. Кроме того, как показали результаты выборочного обследования, почти каждый третий житель республики обращался за медицинской помощью в негосударственные организации здравоохранения. Из них 94,5 % отметили удовлетворенность качеством полученных медицинских услуг.

Вместе с тем, говоря о доступности медицинских услуг для населения, можно отметить, что 13,3 % жителей республики в течение года имели случаи, когда они нуждались, но не имели возможности получить необходимые медицинские услуги в организациях здравоохранения. В числе поводов обижаться на медиков респонденты указали большие очереди к кабинетам (44,8 %) и отсутствие в поликлиниках и больницах необходимых специалистов (36,6 %). В негосударственных организациях здравоохранения основной причиной недоступности медуслуг оказалась их высокая стоимость. На эту причину сослались
85,2 % недовольных. Вместе с тем, как заметили в Белстате, общая удовлетворенность качеством медуслуг в стране характеризуется структурой субъективных оценок населения.

По данным статистики, 14,4 % опрошенного населения в течение последнего года имели случаи, когда они нуждались, но не смогли приобрести лекарственные средства и медицинские товары, причем 62,1 % из них назвали основной причиной недоступность лекарственных средств и медицинских товаров, высокую цену на них. Еще 35,7 % называют в качестве главной препоны отсутствие необходимых лекарств в аптеках.

Шаговая доступность в километровом выражении

Выражение «Прогуляться до магазина» для многих белорусов, как оказалось, может иметь отнюдь не исконное значение. В том смысле, что до ближайшего магазина может быть далековато. Как показали результаты обследования, для большинства домашних хозяйств основные объекты социальной инфраструктуры находятся в зоне получасовой доступности. Наилучшие характеристики территориальной доступности имеют объекты розничной торговли и общественного питания. Затраты времени на достижение ближайшего продовольственного магазина пешком у 85,6 % домашних хозяйств минимальны и составляют не более 15 минут, у 9,6 % — не превышают получаса.

Среди учреждений системы здравоохранения наиболее территориально доступными для населения республики оказались аптеки. Для 70,5 % домохозяйств дорога пешком до аптеки занимает не более четверти часа. Что касается ближайших организаций здравоохранения, оказывающих амбулаторную помощь (поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов и т.п.), то более 40 % домашних хозяйств указали на их расположение в зоне 15-минутной пешей доступности.

Чудеса скромности

В целом, как заметили статистики, степень удовлетворенности условиями проживания у жителей провинции гораздо выше, чем у горожан. Хотя, казалось бы, колонка без горячей воды и туалет на улице далеко не всем могут оказаться по душе. Впрочем, такое положение вещей объясняется просто: чем меньше запросы и требования человека, тем меньше неудобств он испытывает.

Кстати, данные Белстата — не единственные свидетельства удовлетворенности белорусов. В опубликованном сравнительно недавно исследовании института «Gallup», которое получило название «Рейтинг счастья», наша страна оказалась на 57-м месте из 124. Примерно 57 % жителей Беларуси отметили, что их нужды в большей части удовлетворены, около 26 % указали, что за это надо бороться, а 17 % сказали, что в повседневной жизни для счастья им все-таки что-то нужно.

Источник: газета “Рэспубліка”

http://respublika.info/today/

Последние новости

В МИРЕ

Песков: США “себя не забывают” и получают выгоду от помощи Киеву

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

В Могилевской области 13 воспитанников детского учреждения стали жертвами сексуального насилия

18 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Умные города и передовые решения: Шульган о региональном цифровом развитии

18 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Ученый предупредил о большой вероятности сильнейших вспышек на Солнце в ближайшие дни

18 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Подготовку к первому заседанию VII ВНС обсудили на совещании у Лукашенко

18 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Минобразования: пул заявок для желающих поступить в вуз по целевому направлению утвердят до 1 мая

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Оранжевый уровень опасности из-за сильных осадков объявлен в Беларуси на 19 апреля

18 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Установлен порядок перечисления средств, заработанных на республиканском субботнике

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

МВД обеспечит правопорядок на селе

18 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024