В деревнях Могилевщины “растят” церковные свечи

В деревнях Могилевщины по-прежнему жива вековая традиция — “растить” церковные свечи.

Посмотреть на местное диво мы приехали в деревню Гришин Климовичского района. Заслышав исполкомовскую “Волгу”, хозяйка дома выходит к нам прямо с огорода. Капустные грядки на время забыты – кто и зачем пожаловал? Чистое подворье, ухоженный палисадник – в свои 86 лет Ирина Сергеевна Ефременко заткнет за пояс любую молодуху. Сил и энергии у нее хоть отбавляй. Потому и старостой деревни вот уже три года: и себя досмотрит, и соседкам поможет.

– А я думала вы па поваду калодзежа прыехалi. Ну дык праходзьце ў хату, усё пабачыце на ўласныя вочы, – любезно приглашает в дом, и с июльской жары мы попадаем в прохладу сельской горницы.

Старый лакированный сервант открывается со скрипом. Из потаенной полки Ирина Сергеевна достает свою главную реликвию — свечу-мироносицу. Ничего подобного в жизни видеть мне не доводилось: 5—6 килограммов воска образуют огромный цилиндр диаметром сантиметров 20. Сверху на него установлена тоненькая свечка, внизу надета “рубашка”, сшитая вручную из домашней ткани.

За каких-то пять минут пожилая женщина преображается. Укладывает волосы, поверх повязывает нарядный платок. “Мироносица” занимает свое почетное место под иконой — бабушка торжественно зажигает фитилек, садится напротив и умолкает. Только по губам видно, что она читает молитву…

– Яна мяне беражэць ад злых людзей i ад нянасця. Завое за вокнамi бура, а я запалю свечку i цiхенька Богу малюся. Альбо пакрыўдзiць хто моцна, тады прашу “мiра­носiцу” прасцiць таго чалавека за яго грахi i мне даць палёгку, – признается Ирина Сергеевна. – Я зараклася яе ўзяць тры гады таму. З тых пор “гадавала, гадавала” i вось якой “выгадавала”. У дзяцей прашу толькi аб адным: як памру, запалiце свечку, i няхай яна гарыць, пакуль мяне на могiлкi не панясуць. Потым яе трэба аднесцi ў царкву i аддаць бацюшку. Такi мой наказ.

Хозяйка этого дома выросла в верующей крестьянской семье. Иконы у них висели и до 1917 года и после. Все шестеро детей Ирины Ефременко крещены в советское время. Членами партии не были, оттого и крестики носили смело, и в церковь ходили, и праздники религиозные отмечали не таясь.

– Нашу сям’ю раскулачылi, бацьку саслалi ў Сiбiр. Больш мы яго нiколi не бачылi… Матка з шасцю маiмi сёстрамi i братамi жыла ў хаце дзеда з бабай. Дарэчы, яна стаяла на гэтым самым месцы, на гэтым жа падмурку, – вспоминает хозяйка. – Дык вось гэтай традыцыi нас навучыў дзед, а яго – бацька, а таго – ягоны дзед… Ёй мо пяцьсот год! Свечы ў нашай вёсцы, а таксама ў Ягор’i i Судзiлах “гадавалi” ўсе, i на тое быў свой парадак.

На второе воскресенье после Пасхи сельчане всей деревней шли в церковь, где в этот день отмечался христианский праздник Жен-мироносиц. Выбирали и освящали свечу, затем она передавалась в какой-то один двор и хранилась у хозяев целый год. До следующего воскресенья.

– За дзень да гэтага ў хату да гаспадара, што год “гадаваў” свячу, сыходзiлiся ўсе дарослыя аднавяскоўцы. На­крывалi стол, малiлiся Богу, потым бралi кавалак пасечнага воску i на паўгадзiны ставiлi яго ў печ. Калi ён станавiўся мяккi, як масла, аблеплiвалi iм свечку. Ранiцай iшлi з ёй у царкву i асвячалi. Толькi пасля гэтага свечка перадавалася ў суседнi двор. Зноў на цэлы год, – объясняет всю процедуру Ирина Ефременко. – Так яна вандравала з хаты ў хату i пакрыху расла. “Мi­раносiца”, якую мы аддалi ў царкву сем год таму, важыла больш за 15 кг i была падобная на калоду. У Клiмавiчы мы яе неслi ўсёй вёскай…

Взять к себе “на вырост” такую свечу – большая ответственность. Двенадцать месяцев членам семьи категорически запрещено было сквернословить, чертыхаться, ругаться между собой и обговаривать соседей. На целый год хозяин и его родня попадали под пристальное внимание всей деревни: образцовыми должны были быть не только их дом, огород, но и поведение, и помыслы.

В том же скрипучем серванте Ирина Сергеевна хранит еще две драгоценности – медаль “За доблестный труд” и орден Ленина. Ветеран труда, она отдала более 40 лет полеводческой бригаде местного колхоза. Работали не за зарплату, а за совесть, как учили их деды и прадеды. Так же и детей воспитала: работящими, верующими в Бога, семейными.

Хозяйка дома с благоговением тушит свечу, крестится на образа и прячет ее в потайную полочку. Просит только об одном: не забыть зажечь “мироносицу”, когда Боженька позовет ее в другой, лучший мир.

Прямая речь

Иван КРУК, доцент кафедры этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры:

– Эта древняя традиция находится на пограничье церковной и народной культуры. Своими корнями она уходит в старообрядчество и по сей день имеет широкое хождение в Могилевской и частично Гомельской областях. Каждая такая свеча названа в честь небесного покровителя деревни: скажем, Николая Чудотворца,
великомученицы Варвары или других. В зависимости от этого свечи бывают мужскими или женскими, но все равно одевают их в женскую “рубашку”. Самая большая свеча, которую лично я видел в деревнях, была высотой в полметра и диаметром 30 см. Их ежегодно освящают в храмах и хранят, как зеницу ока.

Компетентно

Отец Сергий, священнослужитель Климовичского храма в честь Архистратига Михаила:

– В настольной книге священнослужителя, изданной еще в 1913 году, четко сказано: это не церковная, а, скорее, полуязыческая традиция. Поклонение идолу. 17 декабря по новому стилю крестьяне некоторых местностей на праздник великомученицы Варвары шли в церковь, освящали перед иконами свечку, затем обрушники брали на себя обязательство “растить” ее целый год. После этого ритуала она обмазывалась воском и передавалась из рук в руки годами… Приносить такие свечи в храм верующим не рекомендуется, но они упорствуют: “Мы обреклись, освяти, батюшка”. В случае отказа сельчане идут в другой храм, где буквально вымаливают благословение.

Василий МАТВЕЕВ, Рэспубліка

Последние новости

ГЛАВНОЕ

Замена убыточных стационарных магазинов на селе автолавками продолжается в Беларуси

28 марта 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые и зернобобовые в Беларуси посеяны почти на 23% площадей

28 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

65 киви за минуту: что американец сделал с фруктами, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса

27 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Коклюш: что за болезнь и чем она опасна

27 марта 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси специалистов по захоронению радиоактивных отходов будут готовить при содействии «Росатома»

27 марта 2024
ЭКОНОМИКА

В Беларуси повышают размер суточных при командировках

27 марта 2024
В МИРЕ

Число пострадавших при теракте в “Крокус Сити Холле” увеличилось до 360

27 марта 2024
ГЛАВНОЕ

29 марта пройдёт Единый день безопасности дорожного движения

27 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко встретился с делегацией Омской области

27 марта 2024
80 мирных лет

В Быхове определены победители конкурса детского рисунка «Нам мир завещано беречь»

27 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

О мерах предосторожности в паводковый период

15 марта 2024