Наследие региона. Традиции соломенных оберегов
Соломенный паук… Ещё лет двадцать-тридцать назад казалось, что данный атрибут сельского жилища вовсе исчезнет из интерьера, а в квартирах панельной многоэтажки он вообще станет неким анахронизмом. Однако в наши дни стараниями мастеров детской школы художественных ремесел во главе с Ириной Кухтиной соломенные пауки не только стали одним из брендов Быховщины, но и не так давно признаны нематериальным историко-культурным наследием региона. При этом хочется обратить внимание на то, что 27 апреля 2017 года на заседании комиссии по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь статус нематериальной историко-культурной ценности получила именно «Традиция изготовления соломенных пауков в Быховском районе». Что это за традиция, откуда она пошла и как развивалась, мы вам и расскажем.
Как известно, праздничных соломенных пауков делали обычно в Рождественские праздники и подвешивали, как правило, над столом в доме. Такая традиция характерна не только для белорусов. Подобная обрядность зафиксирована этнографами в Польше, Литве, Эстонии, Норвегии, Швеции, Финляндии.
Исследователи отмечают, что наличие паука в интерьере крестьянской избы в прошлом – это не только некое украшение, но и часть ее праздничного, сакрального убранства в целом. Традиции украшения жилища у наших предков уходили в далёкое архаическое прошлое, где каждый элемент имел свой, порой загадочный, но обязательно необходимый в контексте праздника смысл.
Так, корни наличия «паука» в доме, видимо, необходимо искать в обрядности календарных праздников, связанных с повседневной хозяйственной деятельностью крестьян. Народные верования порой наделяли многие дары природы некой добродетельной и чудодейственной силой, и солома здесь не исключение. Она не только непосредственный атрибут, связанный с самым ценным, что есть у крестьянина – хлебом, но и сама по себе важный элемент в сельскохозяйственной жизни.
Некоторые элементы обрядности связаны с соломой. В белорусской, украинской и польской традициях зафиксированы праздники, когда пол и стол в доме застилали соломой. В финской традиции солому бросали вверх над столом, и считалось, что если она цепляется за доски стола, то урожай в текущем году будет хороший. В Польше подобный обряд называется «битьё копны». Считалось, сколько стебельков соломы застрянет в щелях стола или зацепится за него, столько стогов и соберет хозяин. А вот в центральной части Словакии сноп соломы подвешивали под потолком, что также являлось залогом будущего хорошего урожая.
Традиция же плетения соломенных пауков сложилась в результате трансформации вышеперечисленных сакральных обрядов и развития культуры человека в сторону декоративного творчества. Тем не менее, основные фигуры-доминанты «пауков» — треугольник и ромб — известны нам как одни из самых архаичных символов, используемых человеком.
Вообще-то треугольник как символ женского начала известен со времен неолита, однако триада, как некий сакральный симбиоз, сопряжен и с верованиями как древних, так и современных религий. В христианстве, например, это Святая Троица (Бог-отец, Бог-сын и Святой дух). Комбинация же из двух треугольников дает ещё одну конфигурацию – ромб. Ромб в древности также являлся символом женского начала. В многочисленных вариантах оба этих символа получили в дальнейшем широчайшее распространение во всем мире в виде наиболее традиционных элементов народного орнамента.
Некоторые исследователи считают, что ромбический узор, кроме женского начала, символизирует еще и плодородие. Археологи, этнографы утверждают, что у наших предков – славян ромбический орнамент с точкой посередине являлся символом засеянного поля. Это утверждение вполне вписывается в контекст вышеописанных обрядов с соломой.
Примечателен и тот факт, что в белорусской и польской традициях плетения «пауков» применялись овощи, как, например, картофель, горох, фасоль, бобовые культуры или даже хлебный мякиш. В отваренном или сыром виде они служили для «сцепки» соломенных палочек, а порой являлись и основой для сложной соломенной конструкции. Это также подтверждает более древний сакрально-аграрный подтекст данного изделия.
Однако со временем смысл обрядности был забыт, развивалась наука и техника, «пауки» всё меньше почитались как обереги, а всё больше как необходимые элементы праздника или интерьера. Менялся даже материал. Многие помнят новогодние елочные игрушки в виде стеклянных палочек, имитирующие ромбовидные переплетения, бытовавшие в СССР. Для изготовления «пауков» в конце ХХ века в ход пошли цветная бумага, обрезки ткани, фольга, перья домашних птиц и т.д. Мне довелось однажды лицезреть «паука», сделанного из палочек от любимого детского лакомства – «Чупа-Чупс».
Возможно, подобные «модерновые» подходы к древним ремеслам заставили искусствоведов, музейных работников вплотную заняться сохранением традиционных технологий. Уже с конца 70-х годов ХХ века ряд художественных и исторических музеев Беларуси начали собирать сохранившихся и заказывать у мастеров новых традиционных для нашего региона соломенных пауков, включают их в музейный фонд.
В фондах Быховского музея так же хранится несколько подобных оберегов. А в 2018 году стараниями Ирины Кухтиной была создана масштабная выставка, в которую включили 23 соломенных паука, созданных мастерами Быховского района.
Несмотря на то, что в нашей современной high-tech архитектуре и интерьере современных квартир соломенный паук кажется порой предметом лишним, цель дня сегодняшнего – сохранить этот элемент народной культуры для потомков в его первоначальном, декоративно-сакральном смысле.
Сергей ЖИЖИЯН,
директор ГУК «Быховский районный
историко-краеведческий музей».