Интервью с директором ОАО «Быховрайбытуслуги» Виталием КОВАЛЕНКО
Головной «офис» этого предприятия располагается в самом сердце города. Здесь же осуществляется и его основная деятельность. Это предприятие уже давно не монополист в сфере обслуживания, отсюда и трудности, которые оно испытывает. Впрочем, директор ОАО «Быховрайбытуслуги» Виталий КОВАЛЕНКО убежден: работа в условиях жесткой конкуренции реальна и в дальнейшем. Об этом он и рассказал в интервью журналисту «МП».
– Виталий Николаевич, не секрет, что дела на вашем предприятии в последние годы шли не так хорошо, как хотелось бы. Главная проблема, естественно, финансовая. В первую очередь, это недостаток оборотных средств. На сегодня эта проблема снята, а ситуация на предприятии стабилизирована?
– Проблемы есть, я этого не скрываю. Смотрите, что получается: темп роста выручки за 2018 год на нашем предприятии составил 108%. Вроде сработали с прибылью, а денег все равно не хватает. В то же время мы добросовестно платим по счетам каждый месяц, не позволяя себе накапливать долги. Но нельзя забывать и о кредиторской задолженности. Например, за прошлый год нам удалось ее уменьшить на 12%. Представляете, как пригодились бы нам эти средства, пусти мы их на модернизацию!
– Так все же, за счет чего держитесь на плаву?
– Основные источники заработка – аренда помещений, швейный цех, парикмахерская, лозоплетение. Пусть небольшую копейку, но приносят наши комплексно-приемные пункты.
– Ваше швейное производство не маленькое. А ассортимент предлагаемой продукции широк?
– Семь человек у нас отшивает в цеху. Они могут изготовить практически любую спецодежду. Плюс специалисты научились шить форменную одежду для работников скорой помощи. Кстати, ее уже оценили в Быховской ЦРБ, также ее носят медики из Сморгони, Чаус. Вот в этом месяце уже на Белыничи работаем. Дело в том, что эта одежда непростая в изготовлении, поэтому частник за нее браться не хочет. То есть здесь мы и конкурентоспособны, и за качество нам не стыдно. Из последнего – ветровки и теплые куртки для работников лесхоза. Такая верхняя одежда процентов на 30 дешевле, чем на одном из крупнейших предприятий. Ее мы сейчас активно предлагаем и за пределами района.
– А насколько ваши швеи умеют работать индивидуально? Эксклюзивные вещи могут создать?
– В декабре мы приобрели новую швейную машину, которая «берет» плотные ткани и даже кожу. То есть наши специалисты смогут на заказ изготовить кожаную вещь или отремонтировать старую. Говоря об эксклюзиве, не могу не сказать: по образцу мы уже отшивали афганскую форму. Шили под заказ даже НАТОвскую одежду военных. Ряд сценических костюмов, в которых выступают наши местные артисты, детские коллективы, – дело наших мастеров.
– А что-то более изысканное сделаете? К примеру, вечернее платье мастера сошьют?
– Безусловно. Да, у нас нет модельера. Но его функцию успешно выполняют сами закройщицы и швеи. Ткани для нас – это не проблема. Подберем на любой вкус и кошелек. В общем, сделаем все, чтобы клиент ушел от нас с добротной вещью и хорошим настроением.
– Признаюсь, приятно удивлена. Мужчина, который свободно владеет тонкостями швейного дела – скорее исключение, чем данность…
– Должность обязывает (улыбается). Хоть я и управляю предприятием около двух лет, сразу мне, по специальности инженеру-технологу алкогольной продукции, было, признаться, трудно. Ежедневные планерки поспособствовали, помогли вникнуть в тонкости каждой проблемы.
– Про дела швейные поговорили. А что еще входит в определение «собственное производство»?
– Это лозоплетение. У нас очень широкий ассортимент продукции. Опять же, работаем под заказ – из лозы сделаем все, что захотите. Из «ноу-хау» – саженец плетеного дерева. Это очень красивое «живое» изделие. Вообще, сейчас стало модным приобретать «хенд-мейд». А наше изделие еще и натуральное, в этом большая его ценность. В столичных универмагах, куда наша продукция в основном поступает, уже это оценили. Для земляков мы тоже работаем: приобрести изделия из лозы можно в Доме быта, также мы на всех крупных районных мероприятиях выставляемся.
– Вот у вас прачечная работает. Неужели она популярна? Стиральные автоматические машины ведь в каждом доме имеются.
– Да, у нас заключены договоры с рядом организаций на оказание услуг по стирке. Плюс работаем с населением. Чаще люди приходят к нам с крупными вещами: куртками, пуховиками, пледами. Тем более недавняя модернизация прачечной позволила нам купить три новые стиральные машины. Порошок очень качественный приобретаем. Есть у нас такая услуга, как чистка подушек. Ее клиент получает «воздушной», в новой наволочке. Все довольны!
– Поговорим о таких услугах, как ремонт обуви и парикмахерская. Они весьма востребованы. Причем это отлично понимают и частники. Как с ними конкурируете? Упор на снижение цены или повышение качества услуг?
– Частные парикмахерские составляют нам большую конкуренцию. Но при неплохом обслуживании, у нас достаточно низкие цены. Поэтому мы достаточно привлекательны для клиентов. Чтобы не быть голословным, подкреплю этот факт цифрой: темп роста услуг парикмахерской составил 116% процентов. Оборудование мы тоже обновляем: в прошлом году закупили машинки для стрижки волос, новые фены. Можно уже и говорить о клиентской базе у некоторых мастеров. Мы и по предварительной записи работаем.
– Не могу не спросить про такой вид деятельности, как ритуальные услуги. Плечо подставляете людям и в горе?
– Реализуем изделия ритуального характера. Изготовлением венком и корзин занимается специалист по ремонту обуви. Она самоучка, но работы у нее достойные: выбор хороший и цена бюджетная. За счет изделий ритуального характера мы и КПП по ассортименту и выручке «подтянули».
– Комплексно-приемные пункты в сельской местности. Раньше если не в каждой деревне, то уж точно в самых крупных населенных пунктах это были своеобразные центры, куда стекались местные, чтобы постричься, отремонтировать одежду или обувь, даже покупки совершить. А сегодня?
– Буду честен, на селе тоже есть проблемы. Сегодня на территории Быховщины располагаются 10 КПП, но не все они работают в полную силу. Причина – кадровый голод. Еще один «минус» – «ненасыщенность» комплексно-приемных пунктов товаром. Легче ведь здесь, на месте нашить на заказ и тут же продать, чем везти на район то, что за три месяца не раскупят.
– А как быть тем, кто лишен возможности, например, обновить прическу в силу отдаленности населенного пункта? Услуги на дому предоставляете?
– Конечно, собрать заказы среди сельских жителей на услуги – задача работников комплексно-приемных пунктов. Их перечень такой же, что и в городе: тот же пошив одежды, ремонт обуви и т. д. Парикмахер выезжает, когда соберется достаточное количество заявок. Работает мастер на КПП или на территории какого-либо учреждения. Людей о приезде оповещаем заранее.
– От чего зависит рентабельность КПП? Наверное, география имеет значение?
– В большинстве случаев, не от расположения населенного пункта, а, как ни странно, от личностных качеств приемщиков КПП. Например, не могу не похвалить наш местный комплексно-приемный пункт. Здесь, к слову, самая большая выручка. Хорошо работают специалисты в Сельце, Неряжи. В годылевском КПП специалист уже за две недели работы себя отлично показала на заявках. Я вообще хочу сказать, что все мои коллеги – люди понимающие. Даже в непростых условиях они способны выполнять возложенные на них обязанности.
P.S. «Нацелен на успех». Именно эта надпись украшает обложку ежедневника директора ОАО «Быховрайбытуслуги» Виталия Коваленко. Что ж, такая записная книжка – отличный мотиватор!
Беседовала Алеся МУХАЧЕВА.