Как в вузах Беларуси хотят поменять преподавание гуманитарных предметов?

Уже со следующего года подход к преподаванию гуманитарных дисциплин может заметно измениться — вместе с количеством отведенных на них часов.

Изменения в преподавании гуманитарных предметов в вузах чиновники от образования анонсировали достаточно давно. На этой неделе глава специальной рабочей группы депутат Игорь Марзалюк заявил: новую концепцию могут внедрить уже в 2019/2020 учебном году. Как выяснил Sputnik, замена курса «История» предметом «История белорусской государственности» не является единственным заметным изменением.

Меньше «обязаловки», больше свободы

Согласно еще не принятой «Концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования», от действующей «модульной» системы преподавания предметов хотят отказаться.

На сегодня в вузах гуманитарные дисциплины даются модулями: в обязательный государственный компонент входят четыре, еще столько же выбирает само учреждение образования. В модуль «Философия», скажем, входит не только этот предмет, а также психология и педагогика. Вместе с «Экономикой» идет «Социология», а с «Политологией» — «Основы идеологии белорусского государства».

Теперь же от модулей будут отказываться, а сам государственный компонент сократят. Предполагается, что обязательными дисциплинами будут только «Философия» и «История белорусской государственности».

Еще один обязательный предмет будут выбирать учебно-методические советы по специальностям. Плюс, в вариативной части одну дисциплину определяет сам вуз, еще одну — студент.

На выбор предлагаются «Экономическая теория», «Социология», «Политология», Основы права», «Культурология» и некоторые другие предметы.

Часов больше — часов меньше?

Согласно действующему образовательному стандарту, на цикл социально-гуманитарных дисциплин включает в сумме 756 часов на все предметы (как государственного компонента, так и выбираемого вузом).

В предлагаемой концепции на все предметы (как обязательные, так и выбираемые УМО, вузами и студентами) отводится 540 часов, то есть на 216 меньше. Как и прежде, половина времени будет отводиться на самостоятельную работу.

Сам государственный компонент при этом будет занимать 324 часа на три предмета, в то время как сейчас ему отводится 468 часа. Вместо вузовского компонента на 288 часов будет вариативная часть на 216 часов.

При этом, многим предметам будет отведено большее время — каждому по 108 часов. Сейчас по вузовских спецмодулям и курсу истории почасовка меньше.

Почему меняют преподавание гуманитарных дисциплин?

Текущий принцип преподавания социально-гуманитарных дисциплин был введен несколько лет назад. При внедрении он, как и любое изменение в сфере образования, вызвал неоднозначную реакцию. Во многом он не соответствует текущим потребностям образования, хотя и имеет положительные стороны.

В обосновании необходимости проекта новой концепции авторы указывают на наличие проблем в содержании обязательного модуля «Философия», на которые указывают 68% вузов. На содержание «Экономики» жалуются 52%. Часто бывают и проблемы аттестации по этим модулям — 68% и 58% соответственно.

«Модульный принцип построения цикла СГД не был реализован на практике, поэтому необходимо отказаться от объединения различных дисциплин (заменить предметно-дисциплинарным принципом построения цикла СГД – 52 % УВО) и реализовать возможность дифференцированного подхода к реализации цикла СГД в зависимости от специальности высшего образования», — отмечают авторы.

Также указывается и на неадаптированность существующего цикла социально-гуманитарных дисциплин для изучения иностранными студентами и на другие проблемы.

Когда будет принята новая концепция и преподавание гуманитарных предметов в вузах изменится, пока неизвестно. Стоит отметить, что физкультура, иностранные и государственные языки в этот блок не входят, поэтому изменения их не коснутся.

sputnik.by