Интервью с директором ГУО «Мокрянская детская школа искусств» Еленой Высочинской

 

Магазин, почта, Дом культуры, школа, библиотека… Похвастаться богатой инфраструктурой сегодня может далеко не каждый сельский населенный пункт. Агрогородку Мокрое в этом плане повезло в разы. На его территории еще и детская школа искусств имеется. Руководит процессами культурного развития и эстетического воспитания Елена Высочинская — директор с мелодичным голосом, интеллигентной речью и не дюжими управленческими способностями. В интервью с ней говорили о специфике преподавания прекрасного на селе.

 — Музыкальное училище имени Римского-Корсакова, Белорусская государственная академия музыки в Могилеве. Елена Юрьевна, у Вас за плечами окончание солидных учреждений. С таким списком впору «место под солнцем» в городе искать. Тем не менее, Вы выбрали именно сельскую местность…

— Если Вы с моей биографии начали, то добавлю: в свое время я еще в филармоническом оркестре народных инструментов и в одной из могилевских школ работала. Тогда о возвращении в Быхов речи не шло. Но судьба распорядилась иначе. Супруг — местный. Потому остались на малой родине. Сразу меня пригласили в Барколабовский филиал ДШИ заведующей. Подумала: а почему бы и нет? Это был первый руководящий опыт. Правда, не долгий – всего два месяца. Только вроде обосновалась –предложили директорство здесь. Согласилась, но с опаской – груз ответственности повесомее. Постепенно втянулась. Уже восемь лет руковожу Мокрянской детской школой искусств.

 — А как же амбиции? Те, что в норме, здоровые. Неужели у Вас, проработавшей в областном центре, с его широкими возможностями, их нет?

— Есть, да еще какие (смеется)! Просто свои амбиции, эмоции, труд – все то, чему меня когда-то научили, — я вложила в эту школу. Наряду с музыкальными дисциплинами, мои преподаватели повторяли: нужно любить свое дело и тех, кого учишь. Это самые важные уроки. Усвоил их – будешь хорошим специалистом. А где – на селе или в городе – это не суть. Я тому же и своих коллег-подчиненных учу. И знаете: есть отдача!

 — Глядя на коллектив учителей детской школы искусств, вывод напрашивается сам собой — ставку делаете на молодежь. А опыт? Нехватка его не ощущается?

— Ну да, самая «возрастная» здесь я (смеется). А если серьезно, то что такое – коллектив? Это люди, смотрящие в одну сторону. Я все усилия прилагаю к тому, чтобы все шли вместе. Это вовсе не означает, что мы здесь все такие идеальные, живущие и работающие с единым мнением. Мы просто умеем приходить к консенсусу, находить решения, выгодные для общего дела. И возраст никак не влияет на сплоченность. У меня были молодые специалисты, которые отработали положенные два года и уехали. Если я делаю ставку, то, скорее, на своих, местных, быховских. И, знаете, пока не ошибалась.

 — А если конкретнее?

— Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров. Учащаяся Виктория Зверович стала лауреатом второй степени III национального конкурса «Оранжевое настроение». Эта же девочка была награждена дипломом финалиста конкурса «Юные таланты Могилевщины и Брянщины», проходившего в рамках V Форума регионов Беларуси и России. Работает с одаренной вокалисткой учитель Нонна Герасименко. Все на том же «Оранжевом настроении» наш хореографический ансамбль «Baby-dance»удостоен диплома третьей степени. Занимается с «танцующими малышами» Дарья Царикова. Учитель по классу цимбал Диана Папкова – энтузиаст «до мозга костей». Человек настолько любит свою работу, что в декрете практически не сидела – трудилась на полставки, подготовила к поступлению в гимназию-колледж искусств свою ученицу Ангелину Парфенову. У воспитанников Ольги Марачковской тоже есть дипломы на конкурсах различного уровня. Плюс она помогает молодым специалистам в плане грамотного ведения документации.

Цифры «МП»:

Мокрянская ДШИ это:

78 учеников,

7 преподавателей.

—Вот Вы сейчас назвали, безусловно, самые яркие примеры детского таланта. Но ведь не каждый ребенок в искусстве – «самородок».

— Конечно, каждому свое. Грамотный педагог всегда рассмотрит одаренность в детях и разовьет ее. Но начинать нужно с элементарного – культуры. Нужно понимать, это понятие весьма емкое. Оно слагается из поведения, внешнего вида и многих других моментов. Сельскому учителю сложнее, чем преподавателю в городе. Бывает так, что учишь детей правильно говорить, не ругаться плохими словами. Это эстетика. Такой «предмет» обязательный. Я считаю, без него в жизни никак.

 — И усваивают «уроки» маленькие сельчане?

— На высокие баллы! Потом и трудолюбие, и чувство ответственности появляются. Это тоже важно. Сразу ребенок, придя к нам, воспринимает ДШИ, как «кружок». Мы все время ломаем такой стереотип. ДШИ — это школа. И чтобы получить свидетельство об окончании, нужно немало потрудиться. Дети, переходя из класса в класс, начинают это понимать. Еще один момент – работа с родителями. Помню, как на заре моего начальствования на собрание пришли всего пару человек. Я тогда поняла: нужно ситуацию в корне менять. Получилось. Теперь на родительских собраниях всегда много мам и пап. И уже не нужно объяснять, что во время поездок на концерты, конкурсы дети должны выглядеть соответствующе: аккуратно, нарядно.

 — У вас много детей — играющих. Но ведь для того, чтобы овладеть в полной мере инструментом, его нужно иметь дома, так сказать, «под рукой». А это удовольствие не из дешевых. Неужели все могут позволить приобрести для своего ребенка тот или иной инструмент?

— Не буду скрывать, личных инструментов в семьях нет. Но дети, профориентированные, заинтересованные, целенаправленные, после урока остаются или в свободное время приходят в школу, чтобы позаниматься. Мы это только приветствуем. Те, кто нацелен связать свою жизнь с искусством, здесь и по нескольку часов подряд проводят, отрабатывают программу до вечера и даже в выходные дни. Это касается баянистов и цимбалистов. Сами понимаете, у вокалистов проблем подготовки домашнего задания нет. «Минусовку» и дома можно включить – такая возможность есть сегодня у каждого.

 — Я вот что заметила: на концертах у вас много номеров, где участниками являются не только дети. Преподаватели вместе с ребятами на сцену выходят: играют, танцуют, поют. Так высока потребность в учительском плече?

— Это, скорее, доказательство того, что тандем «учитель-ученик» силен. Вместе репетируют, вместе выступают. Подбор репертуара для концертов – тоже дело коллективное. Как и разработка сценических костюмов. Участвуют все, любые идеи приветствуются, обсуждаются. В нашей детской школе искусств – это норма.

—Вы ведь и сами от своих коллег не отстаете! Преподавание и выступление руководству не помеха?

— Однозначно, нет. Это дополнение. Здесь главное, правильно рабочее время организовать. Суметь отделить административную и учительскую деятельности друг от друга. Опять-таки, как бы я сумела грамотно руководить творческим коллективом, если бы сама в творчестве не участвовала?! Преподаванию — твердое «да». Я люблю своих учеников, свой инструмент.

— Если говорить простым языком, вы несете культуру в массы. Но ведь та же функция и у художественной самодеятельности…

— Если касаться концертов на селе, то мы их проводим. Нередко совместно с СДК, библиотекой. И люди на них всегда есть. Это хорошо. Совсем иное – конкурсы: областные, региональные, международные. Дети на таких мероприятиях не просто показываются, но еще и стремятся что-то завоевать. Слышать со сцены название своей ДШИ, наряду со школами из крупных городов, — большая честь, но и не меньшая ответственность. Это высокая планка, которую нужно, как минимум, держать, а лучше повышать. За этим стоит огромная, кропотливая работа как учителя, так и ученика. Я думаю, что Мокрянская детская школа искусств вправе позиционировать себя как культурный центр, пусть и в сельской местности.

 — Елена Юрьевна, а почему именно цимбалы? На мой взгляд, Вы за роялем весьма эффектно смотрелись бы…

— Рояль, конечно, — «король» инструментов. Но считать цимбалы этаким «деревенским» инструментом нельзя. У него огромные возможности, выходящие далеко за пределы определения народного инструмента. Я Вас на концерт цимбалистов обязательно приглашу. Вы послушаете и сами все поймете!

 — Спасибо! Договорились.

В тонкостях пропаганды искусства на селе разбиралась

Алеся МУХАЧЕВА.

 

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow