Интервью с директором ГУО «Мокрянская детская школа искусств» Еленой Высочинской

 

Магазин, почта, Дом культуры, школа, библиотека… Похвастаться богатой инфраструктурой сегодня может далеко не каждый сельский населенный пункт. Агрогородку Мокрое в этом плане повезло в разы. На его территории еще и детская школа искусств имеется. Руководит процессами культурного развития и эстетического воспитания Елена Высочинская — директор с мелодичным голосом, интеллигентной речью и не дюжими управленческими способностями. В интервью с ней говорили о специфике преподавания прекрасного на селе.

 — Музыкальное училище имени Римского-Корсакова, Белорусская государственная академия музыки в Могилеве. Елена Юрьевна, у Вас за плечами окончание солидных учреждений. С таким списком впору «место под солнцем» в городе искать. Тем не менее, Вы выбрали именно сельскую местность…

— Если Вы с моей биографии начали, то добавлю: в свое время я еще в филармоническом оркестре народных инструментов и в одной из могилевских школ работала. Тогда о возвращении в Быхов речи не шло. Но судьба распорядилась иначе. Супруг — местный. Потому остались на малой родине. Сразу меня пригласили в Барколабовский филиал ДШИ заведующей. Подумала: а почему бы и нет? Это был первый руководящий опыт. Правда, не долгий – всего два месяца. Только вроде обосновалась –предложили директорство здесь. Согласилась, но с опаской – груз ответственности повесомее. Постепенно втянулась. Уже восемь лет руковожу Мокрянской детской школой искусств.

 — А как же амбиции? Те, что в норме, здоровые. Неужели у Вас, проработавшей в областном центре, с его широкими возможностями, их нет?

— Есть, да еще какие (смеется)! Просто свои амбиции, эмоции, труд – все то, чему меня когда-то научили, — я вложила в эту школу. Наряду с музыкальными дисциплинами, мои преподаватели повторяли: нужно любить свое дело и тех, кого учишь. Это самые важные уроки. Усвоил их – будешь хорошим специалистом. А где – на селе или в городе – это не суть. Я тому же и своих коллег-подчиненных учу. И знаете: есть отдача!

 — Глядя на коллектив учителей детской школы искусств, вывод напрашивается сам собой — ставку делаете на молодежь. А опыт? Нехватка его не ощущается?

— Ну да, самая «возрастная» здесь я (смеется). А если серьезно, то что такое – коллектив? Это люди, смотрящие в одну сторону. Я все усилия прилагаю к тому, чтобы все шли вместе. Это вовсе не означает, что мы здесь все такие идеальные, живущие и работающие с единым мнением. Мы просто умеем приходить к консенсусу, находить решения, выгодные для общего дела. И возраст никак не влияет на сплоченность. У меня были молодые специалисты, которые отработали положенные два года и уехали. Если я делаю ставку, то, скорее, на своих, местных, быховских. И, знаете, пока не ошибалась.

 — А если конкретнее?

— Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров. Учащаяся Виктория Зверович стала лауреатом второй степени III национального конкурса «Оранжевое настроение». Эта же девочка была награждена дипломом финалиста конкурса «Юные таланты Могилевщины и Брянщины», проходившего в рамках V Форума регионов Беларуси и России. Работает с одаренной вокалисткой учитель Нонна Герасименко. Все на том же «Оранжевом настроении» наш хореографический ансамбль «Baby-dance»удостоен диплома третьей степени. Занимается с «танцующими малышами» Дарья Царикова. Учитель по классу цимбал Диана Папкова – энтузиаст «до мозга костей». Человек настолько любит свою работу, что в декрете практически не сидела – трудилась на полставки, подготовила к поступлению в гимназию-колледж искусств свою ученицу Ангелину Парфенову. У воспитанников Ольги Марачковской тоже есть дипломы на конкурсах различного уровня. Плюс она помогает молодым специалистам в плане грамотного ведения документации.

Цифры «МП»:

Мокрянская ДШИ это:

78 учеников,

7 преподавателей.

—Вот Вы сейчас назвали, безусловно, самые яркие примеры детского таланта. Но ведь не каждый ребенок в искусстве – «самородок».

— Конечно, каждому свое. Грамотный педагог всегда рассмотрит одаренность в детях и разовьет ее. Но начинать нужно с элементарного – культуры. Нужно понимать, это понятие весьма емкое. Оно слагается из поведения, внешнего вида и многих других моментов. Сельскому учителю сложнее, чем преподавателю в городе. Бывает так, что учишь детей правильно говорить, не ругаться плохими словами. Это эстетика. Такой «предмет» обязательный. Я считаю, без него в жизни никак.

 — И усваивают «уроки» маленькие сельчане?

— На высокие баллы! Потом и трудолюбие, и чувство ответственности появляются. Это тоже важно. Сразу ребенок, придя к нам, воспринимает ДШИ, как «кружок». Мы все время ломаем такой стереотип. ДШИ — это школа. И чтобы получить свидетельство об окончании, нужно немало потрудиться. Дети, переходя из класса в класс, начинают это понимать. Еще один момент – работа с родителями. Помню, как на заре моего начальствования на собрание пришли всего пару человек. Я тогда поняла: нужно ситуацию в корне менять. Получилось. Теперь на родительских собраниях всегда много мам и пап. И уже не нужно объяснять, что во время поездок на концерты, конкурсы дети должны выглядеть соответствующе: аккуратно, нарядно.

 — У вас много детей — играющих. Но ведь для того, чтобы овладеть в полной мере инструментом, его нужно иметь дома, так сказать, «под рукой». А это удовольствие не из дешевых. Неужели все могут позволить приобрести для своего ребенка тот или иной инструмент?

— Не буду скрывать, личных инструментов в семьях нет. Но дети, профориентированные, заинтересованные, целенаправленные, после урока остаются или в свободное время приходят в школу, чтобы позаниматься. Мы это только приветствуем. Те, кто нацелен связать свою жизнь с искусством, здесь и по нескольку часов подряд проводят, отрабатывают программу до вечера и даже в выходные дни. Это касается баянистов и цимбалистов. Сами понимаете, у вокалистов проблем подготовки домашнего задания нет. «Минусовку» и дома можно включить – такая возможность есть сегодня у каждого.

 — Я вот что заметила: на концертах у вас много номеров, где участниками являются не только дети. Преподаватели вместе с ребятами на сцену выходят: играют, танцуют, поют. Так высока потребность в учительском плече?

— Это, скорее, доказательство того, что тандем «учитель-ученик» силен. Вместе репетируют, вместе выступают. Подбор репертуара для концертов – тоже дело коллективное. Как и разработка сценических костюмов. Участвуют все, любые идеи приветствуются, обсуждаются. В нашей детской школе искусств – это норма.

—Вы ведь и сами от своих коллег не отстаете! Преподавание и выступление руководству не помеха?

— Однозначно, нет. Это дополнение. Здесь главное, правильно рабочее время организовать. Суметь отделить административную и учительскую деятельности друг от друга. Опять-таки, как бы я сумела грамотно руководить творческим коллективом, если бы сама в творчестве не участвовала?! Преподаванию — твердое «да». Я люблю своих учеников, свой инструмент.

— Если говорить простым языком, вы несете культуру в массы. Но ведь та же функция и у художественной самодеятельности…

— Если касаться концертов на селе, то мы их проводим. Нередко совместно с СДК, библиотекой. И люди на них всегда есть. Это хорошо. Совсем иное – конкурсы: областные, региональные, международные. Дети на таких мероприятиях не просто показываются, но еще и стремятся что-то завоевать. Слышать со сцены название своей ДШИ, наряду со школами из крупных городов, — большая честь, но и не меньшая ответственность. Это высокая планка, которую нужно, как минимум, держать, а лучше повышать. За этим стоит огромная, кропотливая работа как учителя, так и ученика. Я думаю, что Мокрянская детская школа искусств вправе позиционировать себя как культурный центр, пусть и в сельской местности.

 — Елена Юрьевна, а почему именно цимбалы? На мой взгляд, Вы за роялем весьма эффектно смотрелись бы…

— Рояль, конечно, — «король» инструментов. Но считать цимбалы этаким «деревенским» инструментом нельзя. У него огромные возможности, выходящие далеко за пределы определения народного инструмента. Я Вас на концерт цимбалистов обязательно приглашу. Вы послушаете и сами все поймете!

 — Спасибо! Договорились.

В тонкостях пропаганды искусства на селе разбиралась

Алеся МУХАЧЕВА.