«Нелакированный» рассказ военного летчика Олега Грибанова

«Нелакированный» рассказ военного летчика Олега Грибанова

 Учитывая многолетнюю историю базировавшейся в городе гвардейской дивизии, быховский праздник. Накануне долго перебирал кандидатуры для тематического интервью, но на этой остановился не сразу. По разным причинам. Кандидат – человек не публичный, да и, в принципе, за все время журналистской деятельности общаться с собеседником в такой ипостаси не приходилось. Признаюсь, робел. А после отбросил все сомнения – знаю ведь, что человек более чем достойный. «Ну, здравствуй, пап!»

Досье «МП»

Олег Васильевич Грибанов

Родился и вырос в Новосибирской области.

В 1976-1991 гг. – помощник командира корабля Ту-22М2.

На протяжении пяти лет – начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы 240-го полка.

Майор запаса.

После службы работал в деревообрабатывающей сфере, был педагогом, индивидуальным предпринимателем. Сейчас на пенсии.

Женат. Имеет двоих детей, двух внуков.

Его взлет

— Авиация… Почему? Неужели с детства ею грезил?

— Ты знаешь, да. Но сразу в Томский политехнический институт поступил. Почему? Года не хватало для «летного». Туда с 17-ти брали, а я школу в шестнадцать окончил. «Политех» — это переходный рубеж, чтобы время впустую не тратить. Но душа к нему сразу не лежала. Потому и перешел, как только появилась возможность, в Оренбургское летное училище.

— Итак, училище… Не сомневаюсь, что вспомнить из тех времен есть много чего, но хотелось бы услышать о  самом неординарном, экстремальном случае.  

— Самостоятельный полет на боевом самолете ИЛ-28. Рядом штурман, молоденький лейтенант, сам только год как после училища. Шла отработка виражей, разворотов и прочих элементов пилотирования. Только взлетели, на высоте 400 метров открывается «фонарь» (прозрачная часть пилотской кабины, защищающая экипаж от воздействия встречного потока воздуха, погодных условий и шума Прим. авт.). Представь – это сразу потеря зрения процентов на 80, потому что видишь только кромку неба сквозь козырек вроде мотоциклетного. Еще и не слышно ничего – голос руководителя полетов в шлемофоне что-то бубнит неразборчиво. А я ему, наоборот, кричу в ответ. Все это время над головой — «фонарь» болтается. Закрыть его невозможно – скорость 400 км/ч. Дезориентация полная. Признаюсь, запаниковал. Даже забыл об экипаже.

Потом собрался, успокоился. А дальше все по инструкции. Подхожу к развороту, ориентиров не вижу. Пробую на посадку заходить – не видно полосы. Говорю: «Иду на повторный круг». И тут цепляюсь взглядом за деревья, вырисовывается картина. Сажусь. Уже даже спокойно.

Полет закончился выговором за то, что не проверил закрытие фонаря, и… объявлением благодарности — все же вышел из ситуации повышенной сложности.

— Знаю, что после училища вариантов распределения на службу было много. И, вроде как, именно в Быхов Олег Грибанов попал не без хитрой уловки…

— В Быхове я на стажировке был еще в 1976 году. Гарнизон и сам город понравились. А уже на финальной стадии училища случился у меня курсантский «залет» – серьезное взыскание получил. Зная, что за провинность командование отправит меня служить к «черту на кулички», на собеседовании отчеканил: «Посылайте куда угодно, только не в Быхов». Вот как раз в Быхов и отправили в наказание (улыбается). А мог бы попасть в «знойный» Североморск или Монгохто, что на Дальнем Востоке.

На боевом курсе

— Вспомни времена, когда уже опыта поднабрался. Каково это — летать на многотонной машине, оснащенной сверхмощным оружием?

— Гордость была. Даже если в небо поднимались с незаправленными топливом ракетами. Это ж махина какая! А если практические пуски ракет были, тогда экипаж с почестями встречали – жареного поросенка подавали. Я это к чему? Особый статус был. Заслуженным авторитетом пользовались все члены экипажа. Независимо от того, кто ты —командир корабля, его помощник или оператор. В любом случае, ты — в пусковом экипаже. При этом некими «вершителями судеб» себя никто не позиционировал. Я сейчас не буду в расчет опасность или неопасность службы брать: у любого водителя работа сопряжена с риском для жизни. Каждый из летчиков просто делал свое дело. И знал: если поступит команда: «Выйти на боевой курс и пустить ракету», приказ будет выполнен.

— Тревоги в военном гарнизоне — постоянная часть службы. Наверное, к ним привыкаешь со временем. А никогда не возникало мысли: «Вот эта — иная. Боевая…»

— Порой некоторая расслабленность действительно появлялась. Но крайне редко. Вот пример. Ноябрьские праздники, личный состав дома, и тут всех поднимают по тревоге.  Думали: «Ну, сейчас построение, и отпустят…». А тут ставится боевая задача, поднимается в воздух весь полк. Полет происходит в режиме радиомолчания. В выданных пакетах — заготовленные карты. По ним пошли в сторону Балтийского моря, на Калининград, в заданный район пуска. Здесь уже по «морзянке» передали координаты цели. А дальше — прямиком по боевому курсу. Слышим команду: «Приготовиться к «Грому», так дают обозначение пуску ракет! То есть через 20-30 секунд ракеты поразят цель. И только непосредственно на рубеже пуска дают новую вводную: «Отставить «Гром».

Уже потом выяснилось, что поднимались на перехват корабля капитана Саблина. Но его успели перехватить фронтовые бомбардировщики: несколько бомб положили перед носом угонщика, он застопорил ход.

Справка «МП»

Валерий Саблин – советский офицер Военно-морского флотакапитан 3-го ранга, поднявший восстание на большом противолодочном корабле «Сторожевой». По официальной версии, пытался угнать судно в Швецию.

— А что за история о взаимоотношениях с потенциальными противниками из НАТО?

— В воздухе над нейтральными водами часто с ними пересекались. Знали и бортовые номера, да и в лицо узнавали. Они подойдут вплотную и жестами показывают: открой, мол, люки, ракету выпусти – сфотографируем. Мы в ответ тоже жестом: фигуру из трех пальцев – «нате, вам, соколики!» Поснимаем друг дружку, рукой взмахнем на прощание и расходимся.

— Каждый кулик свое болото хвалит. Вот и представители каждого из родов войск считают, что именно они элита армии. Но, мне кажется, что авторитет ВВС, а тем более ВВС Военно-морского флота, признавался всеми. Много бонусов у летчиков было в действительности, привилегий каких-то?

— Во-первых, стаж год за два. В столовой офицерский состав официантки обслуживали. Меню опять же разнообразное. Те же самые кожаные куртки – фасон-то по сей день, наверное, в моде. А голубые петлички на черной форме как смотрелись! Даже те, кто служил в Германии (а на тот момент это было престижно), выказывали некую зависть к нам. Да мы сами себе завидовали. Честно.

— Это все, конечно, хорошо. Но как вас, летчиков, служба-то потрепала. Взять твой полк. Скольких эскадрилий уже нет в живых? Многие ведь ушли раньше срока, относительно молодыми мужиками…

— Да, уходят раньше положенного срока, и ровесники, и те, кто постарше. Наверное, во многих случаях, это и правда отголоски службы. Был бы я здоровее, если бы не летал? Честно, не знаю.

— Катастрофа на быховском аэродроме… В ней погибли твои сослуживцы, добрые приятели. После нее было осознание того, что, возможно, идешь на взлет в последний раз?

— Выражение тогда такое ходило: «Кто-то идет на работу, взяв с собой портфель, а кто-то — взяв с собой жизнь». К подобным высказываниям я всегда относился отрицательно. Любой человек может потерять жизнь, в том числе, и на работе. Летали всегда. Скажем так, это служба. После катастрофы некоторые ушли, «списались с летной работы». Сперепугу или переосмыслили что-то для себя. Просто до трагедии на какие-то мелкие неисправности не обращали внимания. Месяца через два после нее возобновили полеты, и как-то заострено было внимание на всем.

— То есть ты не ловил себя на мысли: «боюсь летать»?

— Я — нет. Те же, кто про себя так думал, уходили.

— Отдельная тема — парашютно-десантная служба. Она же тебя увлекла. Почему?

— Когда курсантом был, прыжки с парашютом не то, что бы любил, но прыгал исправно и качественно. А тут вакантная должность появилась. Мне было тогда лет 26-27. Комсомолец, но беспартийный. А порядок был такой – не вступив в партию, командиром корабля стать невозможно. Значит, и звание будет – старший лейтенант. С перспективой лет через пять получить капитана. Должность начальника ПДС эту перспективу существенно приближала. Но думал как: получу звание и уйду. А потом затянуло дело. Наша полковая парашютно-десантная служба была одной из лучших на флоте. А я – единственным беспартийным начальником. Так и не стал коммунистом, кстати. Не скажу, что из политических соображений, но принципиально.

— Сколько прыжков за плечами?

— По книжке прыжков парашютиста — чуть больше четырехсот. Но открою секрет: не все летчики у нас прыгали, по-простому – сачковали. Так что я два своих обязательных прыжка за смену в свою книжку вписывал, а еще два-три в книжки сослуживцев. Если суммировать все прыжки, под 800 набежит.

Жесткая посадка

— Слезы на твоих глазах видел лишь дважды. Один из них, когда ты ушел в запас. Тебе было 36, а часть расформировали. Ведь были предложения о продолжении службы. Почему ты их не принял?

—Потому что у меня были жена и двое детей. А те точки, куда можно было поехать служить, ну никак для них не подходили. Неспокойная к тому времени Латвия, далекое Монгохто, бесквартирное Донское. Долг Родине я к тому времени отдал сполна. Поэтому выбрал семью.

— Но ведь потом, чтобы прокормить эту семью, тебе пришлось кардинально изменить образ жизни. На первых порах грузчиком приходилось работать. Не жалеешь об утраченных возможностях?

— Может, и было тяжело, но выбор был сделан. Зато вы с сестрой в Беларуси выросли, жена маму свою не покинула. Напиши, кстати, что подавляющее большинство офицеров всемерно благодарны своим женам – практически боевым подругам. Они ведь всякого натерпелись, но всегда были рядом. Наши успехи – это их поддержка, их заслуга. А небо… Есть сожаление! Думаешь: еще послужил бы, еще полетал бы. До сих пор если видишь ночью бортовые огни пролетающего самолета, невольно представляешь себя на месте этого летчика. Ночь, огни внизу, красота…

Беседовал Владислав ГРИБАНОВ.

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

V открытый региональный конкурс детских инструментальных ансамблей состоялся на базе детской школы искусств г.Быхова

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Минтруда рассказали, какие изменения планируются в законе об охране труда в 2025 году

23 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси появится собственная операционная система и браузер

23 апреля 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОРВИ у детей

23 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Минэнерго: БелАЭС позволила заместить 7,7 млрд кубометров природного газа

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Делегат ВНС: я готова активно и достойно работать на благо родной Беларуси

23 апреля 2024
В МИРЕ

Украинские власти переименуют более 340 населенных пунктов из-за отсылок к советскому прошлому

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024