Ягодный бум на Быховщине в самом разгаре

Ягодный бум в самом разгаре. В этом году на него даже достаточно засушливая погода не повлияла. Пресытиться огородно-лесными дарами успели, пожалуй, лишь единицы. Как известно, спрос рождает предложение — излишки ягодного урожая продают потребителю. Количество мест, где сегодня ведется бойкая торговля, под стать ассортименту продукции. Ароматную клубнику, сочную землянику и только-только поспевшую чернику готовы забирать не просто с рук — «с земли».

Придорожный сервис

Последним видом торговли особенно славятся окрестности агрогородка Следюки. О высокой урожайности протянувшегося вдоль оживленной трассы лесного массива местные знают не понаслышке. Пока одни собирают дары природы для своего стола, другие успевают на них заработать.Что почем на придорожном базаре — выясняла лично.

С утра выезжаем в пункт назначения. Здесь предлагают землянику. Лесная ягода расфасована по поллитровым банкам, которые стоят прямо на земле. Чуть подальше от товара расположились и сами «бизнесмены». О чем-то переговариваясь, пара, кажется, и внимания не обращает на проносящийся мимо них транспорт. Притормозившая редакционная машина заставляет активизироваться женщину пенсионного возраста. Завидев потенциального покупателя, местная жительница тут же достает целлофановый пакетик. Услужливо шурша им, женщина озвучивает цену товара — содержимое стеклянной емкости обойдется в 5 рублей. Товар свежий, «только собранный», уверяет продавец. В ее словах сомневаться не приходится: ягода отборная, рассыпчатая, даже сок еще не пустила. Однако так ли полезен для здоровья внешне красивый продукт?

«Радиации нет», — уже с меньшей уверенностью пытается удержать клиента пенсионерка. А ее напарник с ноткой возмущения восклицает: «Неужели из-за трех банок в Быхов ехать?!»

На втором «торговом объекте» меня встретили менее любезно — видимо, подробности расспросов придирчивого клиента не смог заглушить даже проносящийся с приличной скоростью транспорт. Не вставая с насиженного места, торговец «с земли» буркнул: «По 4 рубля отдам…». А увидев в моих руках фотоаппарат, и вовсе демонстративно отвернулся.

«Свято место
пусто не бывает»

Пропуская встречные машины, подумала о безопасности. Как покупателей, так и продавцов. Все-таки трафик здесь более чем оживленный, можно и под колеса угодить.

Председатель Следюковского сельсовета Жанна Кириллова уверяет: эта проблема с многолетней историей. Искоренить привычку людей предлагать проезжим товар «с земли» не помог даже специальный мини-рынок. Стол и скамейки под навесом, возведенные около трех лет назад, пустуют. А пенсионеры и безработные (именно они оккупируют лесные поляны в ягодно-грибной сезон) упорно продолжают выходить на дорогу. Насиженные места покидают лишь тогда, когда опустеют ведра и плошки или неожиданно нагрянет председатель сельисполкома. Исчезла машина госслужащей с поля зрения — «лавочка» вновь открыта.

Таблица Менделеева
с ягодным вкусом

Качество товара в таком придорожном «магазине» покупатель может оценить лишь внешне. Однако ягода, приобретенная в несанкционированных местах торговли, богата не только витаминами. Так утверждает главный санитарный врач Николай Матвеев.

— Куда оседает пыль и грязь, летящие из-под колес проезжающего авто? Безусловно, на обочину. А если на ней расположился продавец с ведерком, полным ягод, то и на них такая смесь обязательно ляжет. Следующий аспект – торговец. Здоров ли тот, кто сам продает вам здоровье в виде внешне аппетитной ягоды? Ведь у большинства из них нет на руках никаких медицинских справок. Плюс экологическая обстановка у нас не самая хорошая. Речь идет о солях тяжелых металлов, радиоактивных изотопах. Радиометрическое исследование того, что продаешь, и, соответственно, того, что покупаешь, необходимо обязательно. Его можно сделать, кстати, прямо у нас в центре. Для физических лиц анализ бесплатный.

Рыночная экономика: жесткие реалии

Безусловно, придорожный сервис рассчитан в первую очередь на транзитного покупателя. Местные потребители ягоду на рынке купят. Здесь выбор богаче, условия торговли лучше. «Бизнесмены», правда, вынуждены работать в условиях жесткой конкуренции. Впрочем, последний факт на руку как раз потребителю. Среди многообразия садово-огородных культур можно выбрать ягоду не только красную по цвету, но и по цене.

Лесных даров здесь немного. Землянику предлагали лишь в одной точке. Зато по приятной цене — пол-литровую баночку всего за 3 рубля. От клубники же, выращенной на личных «сотках», рябило в глазах. От 8 до 10 рублей — пятилитровая емкость, 16 рублей просили за 12 литров спелой ягодки. Таковы цены под навесом.

К моему удивлению, скидки на спелый товар за воротами рынка продавцами не предусмотрены. А ведь это тоже несанкционированная торговля. «Бабушки» за место не платят, да и специальный талон, подтверждающий прохождение ягодами радиологического контроля, есть далеко не у каждой.

Так стоит ли рисковать? Стихийная торговля — бизнес неподконтрольный. Гарантировать безопасность внешне презентабельного продукта не может никто. Как и бесполезно предъявить претензии тем, чей след уже простыл.

Нечестный прием

В стремлении к обогащению люди неудержимы. Некоторые делают деньги, даже не прилагая особых усилий. Яркий пример: в сезон клубнику, завезенную в ряд торговых точек райпо, буквально сметали с прилавков и зачастую… перепродавали. За сезон такие «перекупы» в магазинах уже примелькались — продавцы райпо их стали даже в лицо узнавать. Клубнику предприимчивые граждане бойко реализовывали на близлежащих мини-рынках, а некоторые — прямо на ступеньках тех же магазинов.

Алеся МУХАЧЕВА.

 

Wordpress snowstorm powered by nksnow