Директор Быховского музея Сергей Жижиян увлекается изготовлением музыкальных инструментов

Акустические и электрогитары, губные гармошки, варган, ударные испанские кастаньеты, итальянская мандолина, казахская домра. Сегодня личная коллекция директора районного историко-краеведческого музея Сергея Жижияна насчитывает почти два десятка различных музыкальных инструментов. А совсем недавно он стал мастерить южноамериканские рейнстики и антильские маракасы, причем из ядовитого борщевика.

Необычным хобби увлекся случайно, когда несколько лет назад отправился на «Славянский базар» в Витебск. Тогда, во время проведения международного фестиваля искусств, прогуливаясь по старому городу, наткнулся на лавку с необычными изделиями. Надумал приобрести сувенир на память и заметил разукрашенную длинную полую глухо закрытую на торцах трубу, которая оказалось маракасом. Музыкальный инструмент стоил довольно дорого. Поэтому пришлось отказаться от идеи его приобрести, но твердо решил однажды воплотить свою мечту в жизнь. Так и случилось.

— Прошлогодним летом проводил поисковые работы. Неподалеку от места раскопок обнаружил растущий борщевик. Высотой растения были примерно четыре метра, трубчатые стебли нужной плотности и диаметра. Как раз, чтобы изготовить рейнстик и маракас. Вернулся за материалом только поздней осенью, когда ядовитый сорняк уже не представлял опасности для человека. Кстати, в нашем районе такого «правильного» борщевика нигде больше не встречал. Место его произрастания, конечно, сохраню в тайне, — рассказывает Сергей Филиппович.

Справка»МП»:

Рейнстик — этнический инструмент, появившийся в Южной Америке. Индейцы местных племен использовали сухой ствол кактуса, который наполняли мелкими камешками, галькой или твердыми семенами растений. Шипы кактуса срезали и делали из них внутренние перегородки. При переворачивании инструмента раздается звук, напоминающий шум дождя.

Маракас — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки являются одним из символов латиноамериканской музыки.

По словам Сергея Жижияна, мастерить такие экзотические музыкальные инструменты оказалось не очень сложно. В интернете нашел видеоматериалы, которые помогли изучить технику их изготовления. Главное было выбирать стволы борщевика без трещин.

Потом приступил к сушке растения на чердаке дачного дома. Важно было не переусердствовать. Ведь непрочный стебель может лопнуть. В таком случае материал уже не пригоден для работы. Так и было несколько раз.

— Срезал стебли размером примерно в полтора метра. Затем под напором воды смывал грязь, очищал верхний слой от органики. Внимательно следил за тем, чтобы семена сорняка не попали в почву, тщательно собирал их, а потом сжигал, — говорит собеседник. — Внутрь ствола вставлял деревянные зубочистки. В зависимости от их количества и толщины меняется интенсивность звука. Потом засыпал речной песок, зерна гречихи, риса. Мелки камешки тоже можно, но я их не использовал. Инструмент с обеих сторон закрывал папье-маше.

Сергей Филиппович не скрывает, что для него самой трудоемкой оказалась творческая часть дела — декорирование. Рейнстики и маракасы разрисовывал гуашью, украшал цветными заклепками, которые позаимствовал из старых сумок и одежды, натягивал бечевки, покрывал морилкой и лаком.

Музыкальные инструменты умелец с удовольствием дарит своим друзьям, которые также используют их в качестве предмета интерьера. И его пятилетнему племяннику Павлуше тот же маракас пришелся по душе.

— Звук рейнстика действительно напоминает пение дождя, он даже успокаивает. Пожалуй, не согласился бы с этим только мой кот по кличке Матроскин. Пушистый питомец боится неизвестного шуршания. Кстати, когда-то южноамериканские индейцы использовали рейнстик, чтобы вызвать дождь. Сейчас этот музыкальный инструмент очень пригодился бы нашим огородникам, — подытожил беседу Сергей Жижиян.

КСТАТИ

По информации и.о. начальника Быховской райинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяны Баранкевич, общая площадь произрастания борщевика Сосновского в районе — 7,4 га. Работы по борьбе с инвазивным видом проводятся на основании плана мероприятий по ограничению распространения и численности ядовитого растения: многократное скашивание и обработка мест его произрастания гербицидами.

Сергей ЛЕВЧЕНКО.