Учебная нагрузка. Посильна ли она? Мнения быховчан

Учебный год выходит на финишную прямую. Остался последний рывок – четвертая четверть. В школьной среде ее называют итоговой: самое время восстановить пробелы в знаниях, воспользоваться последней в этом году возможностью подтянуться в учебе.И пока одни уже строят планы на затяжные летние каникулы, другие усиленно грызут гранит науки.

Нагрузка на школьника сегодня приходится колоссальная. Среднестатистический учащийся проводит за партой 6-7 уроков, а полученные в школе знания еще и дома закрепляет («д/з» ведь никто не отменял). Посильна ли такая ноша детским плечам? Что думают по этому поводу учителя, сами чада и их родители — узнавала журналист «МП».

Все начинается с малого. В этом убеждена учитель начальных классов средней школы №2 Светлана Бондарева. Учебная нагрузка для малышей увеличивается постепенно. Причем, подчеркивает наставник, задания на дом в первом классе ребятам вообще не задаются. Но для большинства современных родителей смысл небезызвестной поговорки «Повторение – мать учения» по-прежнему актуален. Потому интересуются мамы и папы, над какими моментами письма, чтения или математики следует с ребенком поработать уже в домашних условиях. Такое рвение учитель только приветствует.

— Сами судите, урок в первом классе длится 35 минут, а за партами сидят 25 малышей, — рассуждает Светлана Николаевна. — В среднем, на одного ребенка я могу потратить чуть более одной минуты. Разве этого времени достаточно для полноценного усвоения материала?

Потому и проводятся с ребятами всяческие поддерживающие и стимулирующие занятия. В перерывах между сложными темами – различные творческие задания. Они и развивают хорошо, и разрядкой для ума служат. Огромной занятости своих подопечных в школьное время Светлана Бондарева не видит. Этому, к слову, способствует дифференцированный подход в обучении. Как говорится, «каждому по способностям». Но база знаний, данная в начальной школе, должна быть крепкой. От нее ведь дальнейший успех школьника зависит.

Последнюю мысль учителя подтверждает и мама пятиклассницы Татьяна Артемова. Адаптационный период, включающий в себя переход от начального звена в среднее, дочь Ульяна успешно прошла. В учебе не потеряла: девятки и десятки, как и прежде, украшают дневник девочки. Пожалуй, только на подготовку домашнего задания у пятиклассницы стало уходить чуть больше времени. Это связано, по мнению мамы, с непростой программой по некоторым предметам. Львиную долю времени занимает «домашка» по математике, появилась еще и история, где не всегда достаточно единожды прочесть параграф. Языки – русский и английский – идут на «отлично». Ульяна не только свободно усваивает школьную программу, но и изучает гуманитарные науки дополнительно, на углубленном уровне.

4-5 часов – таков ежедневный лимит свободного времени Ульяны. Согласитесь, не так уж и мало для ребенка, умеющего следовать заданному темпу в учебе!

Не секрет, мотивация у учащихся резко возрастает, когда подходит время сдавать экзамены. Первым серьезным испытаниям подвергаются ребята в конце девятого класса. В этом году «процедуру» проверки знаний пройдет и гимназистка Полина Адамченко. Школа занимает основную часть времени девятиклассницы. 6-7 уроков в день, плюс 2-2,5 часа на «д/з» (к чему девушка, к слову, подходит весьма добросовестно), а еще факультативные занятия по субботам, подготовка к предстоящим экзаменам в выходные. Казалось бы, как при таком интенсивном жизненном ритме свободное время выкроить? Тем не менее, Полине это удается. Причем не задействованные в учебе часы девушка тратит на занятия музыкой и танцами. Говорит, чередование разного рода деятельности весьма полезно.

— Здесь нужно спасибо моим родителям сказать, — улыбается Полина. — Меня с детства приучили к тому, что без труда ничего не дается. Чтобы добиться результата, надо много работать. Кстати, хобби мне очень помогают в жизни, они стимулируют и дисциплинируют.

Буквально несколько шагов до взрослой жизни осталось лицеисту Александру Гусакову. Молодой человек уверен: к ней он подготовлен. И тому во многом поспособствовала именно учеба. Нагрузка в учреждении образования не чета школьной. Профильное обучение — а в свое время Александр выбрал химико-биологическое направление — требует больших усилий. Помимо уроков, подросток занимается с репетиторами: поступление не за горами. А здесь еще и увлечение появилось – кружок «Юные экскурсоводы». Александр увлекся историей родного края, стал ее углубленно изучать и теперь даже сам экскурсии проводит. Чаще – по лицею, но на днях был и серьезный бенефис: водил группу из России по Буйничскому полю.

Молодой человек убежден: беда современной молодежи, сетующей на загруженность учебой и усталость от нее, в том, что она не умеет планировать свое время. Когда-то от недостатка свободных часов страдал и сам Александр. Теперь каждый день он начинает с составления четкого плана. Он даже в специальном ежедневнике прописан. Следуя такому ежедневному плану, подросток и музыку успевает писать, и рисовать, и даже мяч погонять с друзьями.

Вывод напрашивается сам собой: кто хочет, тот обязательно сможет. Достижения, даже самые незначительные, просто так не даются. Дорогу осилит идущий. Народная мудрость.

Алеся МУХАЧЕВА.