Учебная нагрузка. Посильна ли она? Мнения быховчан

Учебный год выходит на финишную прямую. Остался последний рывок – четвертая четверть. В школьной среде ее называют итоговой: самое время восстановить пробелы в знаниях, воспользоваться последней в этом году возможностью подтянуться в учебе.И пока одни уже строят планы на затяжные летние каникулы, другие усиленно грызут гранит науки.

Нагрузка на школьника сегодня приходится колоссальная. Среднестатистический учащийся проводит за партой 6-7 уроков, а полученные в школе знания еще и дома закрепляет («д/з» ведь никто не отменял). Посильна ли такая ноша детским плечам? Что думают по этому поводу учителя, сами чада и их родители — узнавала журналист «МП».

Все начинается с малого. В этом убеждена учитель начальных классов средней школы №2 Светлана Бондарева. Учебная нагрузка для малышей увеличивается постепенно. Причем, подчеркивает наставник, задания на дом в первом классе ребятам вообще не задаются. Но для большинства современных родителей смысл небезызвестной поговорки «Повторение – мать учения» по-прежнему актуален. Потому интересуются мамы и папы, над какими моментами письма, чтения или математики следует с ребенком поработать уже в домашних условиях. Такое рвение учитель только приветствует.

— Сами судите, урок в первом классе длится 35 минут, а за партами сидят 25 малышей, — рассуждает Светлана Николаевна. — В среднем, на одного ребенка я могу потратить чуть более одной минуты. Разве этого времени достаточно для полноценного усвоения материала?

Потому и проводятся с ребятами всяческие поддерживающие и стимулирующие занятия. В перерывах между сложными темами – различные творческие задания. Они и развивают хорошо, и разрядкой для ума служат. Огромной занятости своих подопечных в школьное время Светлана Бондарева не видит. Этому, к слову, способствует дифференцированный подход в обучении. Как говорится, «каждому по способностям». Но база знаний, данная в начальной школе, должна быть крепкой. От нее ведь дальнейший успех школьника зависит.

Последнюю мысль учителя подтверждает и мама пятиклассницы Татьяна Артемова. Адаптационный период, включающий в себя переход от начального звена в среднее, дочь Ульяна успешно прошла. В учебе не потеряла: девятки и десятки, как и прежде, украшают дневник девочки. Пожалуй, только на подготовку домашнего задания у пятиклассницы стало уходить чуть больше времени. Это связано, по мнению мамы, с непростой программой по некоторым предметам. Львиную долю времени занимает «домашка» по математике, появилась еще и история, где не всегда достаточно единожды прочесть параграф. Языки – русский и английский – идут на «отлично». Ульяна не только свободно усваивает школьную программу, но и изучает гуманитарные науки дополнительно, на углубленном уровне.

4-5 часов – таков ежедневный лимит свободного времени Ульяны. Согласитесь, не так уж и мало для ребенка, умеющего следовать заданному темпу в учебе!

Не секрет, мотивация у учащихся резко возрастает, когда подходит время сдавать экзамены. Первым серьезным испытаниям подвергаются ребята в конце девятого класса. В этом году «процедуру» проверки знаний пройдет и гимназистка Полина Адамченко. Школа занимает основную часть времени девятиклассницы. 6-7 уроков в день, плюс 2-2,5 часа на «д/з» (к чему девушка, к слову, подходит весьма добросовестно), а еще факультативные занятия по субботам, подготовка к предстоящим экзаменам в выходные. Казалось бы, как при таком интенсивном жизненном ритме свободное время выкроить? Тем не менее, Полине это удается. Причем не задействованные в учебе часы девушка тратит на занятия музыкой и танцами. Говорит, чередование разного рода деятельности весьма полезно.

— Здесь нужно спасибо моим родителям сказать, — улыбается Полина. — Меня с детства приучили к тому, что без труда ничего не дается. Чтобы добиться результата, надо много работать. Кстати, хобби мне очень помогают в жизни, они стимулируют и дисциплинируют.

Буквально несколько шагов до взрослой жизни осталось лицеисту Александру Гусакову. Молодой человек уверен: к ней он подготовлен. И тому во многом поспособствовала именно учеба. Нагрузка в учреждении образования не чета школьной. Профильное обучение — а в свое время Александр выбрал химико-биологическое направление — требует больших усилий. Помимо уроков, подросток занимается с репетиторами: поступление не за горами. А здесь еще и увлечение появилось – кружок «Юные экскурсоводы». Александр увлекся историей родного края, стал ее углубленно изучать и теперь даже сам экскурсии проводит. Чаще – по лицею, но на днях был и серьезный бенефис: водил группу из России по Буйничскому полю.

Молодой человек убежден: беда современной молодежи, сетующей на загруженность учебой и усталость от нее, в том, что она не умеет планировать свое время. Когда-то от недостатка свободных часов страдал и сам Александр. Теперь каждый день он начинает с составления четкого плана. Он даже в специальном ежедневнике прописан. Следуя такому ежедневному плану, подросток и музыку успевает писать, и рисовать, и даже мяч погонять с друзьями.

Вывод напрашивается сам собой: кто хочет, тот обязательно сможет. Достижения, даже самые незначительные, просто так не даются. Дорогу осилит идущий. Народная мудрость.

Алеся МУХАЧЕВА.

snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow