На Быховском «КОСЗ» знают формулу успеха

Быховский консервно-овощесушильный завод – одно из старейших предприятий  района, начавшее свою производственную деятельность как пищевой комбинат в 1954-м году. Изменялась форма собственности, внедрялись новые технологии, и с марта 2006-го общество определено базовым по производству плодоовощной консервной продукции в Могилёвской области.

Тем не менее, еще совсем недавно завод переживал не самые лучшие времена и сейчас находится в режиме санации. Однако, несмотря на определенные трудности, буквально за последние годы предприятие подтвердило свой статус одного из крупнейших современных производителей плодоовощной консервации в республике.

Великая революция отдельного завода

2017-й год, как отмечает антикризисный управляющий ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» Александр Морозов, стал действительно революционным в развитии ОАО – значительное повышение производительности труда, быстрый экономический рост, качественные сдвиги в производстве.

Под управлением Александра Владимировича, начиная с осени 2015-го года, для преодоления кризиса на заводе была разработана система организационно-экономических мероприятий, которая и привела его к финансовому оздоровлению.

Впервые за период после модернизации предприятие вышло на проектную мощность завода в 28 миллионов условных банок (муб), а к концу года эта цифра возрастет до 30 муб.

«По заключенным контрактам до конца года должны выйти на рекордную сумму по реализации продукции на экспорт в 2 млн. 100 тыс. долларов США. На сегодняшний день реализовано продукции на 1 млн. 870 тыс. долларов США, что в 2 раза выше уровня соответствующего периода прошлого года» —  говорит начальник сектора ВЭД Алена Езепова.

Впервые  на полях  сельхозфилиала «Мокрянский» достигнута урожайность зеленого горошка в 40 центнеров с гектара.

В настоящее время предприятие работает с прибылью, развивается исключительно за счет своих ресурсов, своевременно погашается текущая задолженность, постепенно будет выплачен долг за прошлые годы. Среднемесячная заработная плата на предприятии возросла и в настоящее время составляет 627 рублей.

Как удалось всего этого добиться? «Непросто, — не скрывает Александр Морозов. – Правильная организация труда, четкая стратегия развития, финансовая дисциплина – вот главные составляющие успеха. Были и резкие, непопулярные решения, были жалобы и недовольные работники. Но жизнь подтвердила, что все было сделано правильно. Сейчас у нас сложился хороший коллектив, остались преданные своему делу люди.

Тем не менее, объемы производства растут – появляется дефицит трудовых ресурсов, поэтому привлекаем специалистов из других районов и областей, на сегодняшний день на предприятии работают 43 человека из Рогачева».

Лучшие среди лучших

Быховский консервно-овощесушильный завод – лидер района по количеству наград, завоеванных в республиканских и международных конкурсах, выставках, ярмарках. «В этом году в конкурсе консервированной продукции «Хрустальное яблоко» мы получили высший оценочный балл дегустации с вручением «Гран-При» за сок апельсиновый для питания детей дошкольного и школьного возраста. Предприятие также награждено специальным памятным знаком конкурса за высокий стандарт и стабильное качество продукции. «Ежегодно  удостаивается звания лауреата конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь», — с гордостью рассказывает главный технолог завода Надежда Гладкова.

«А качество у нас действительно высокое. В производстве не используются консерванты, красители и ароматизаторы, только натуральное сырье. При производстве продукции предприятие неизменно использует стеклянную упаковку – самую экологичную в мире. Кстати, на предприятии внедрены сертифицированные системы ISO-9001 и НАССР, чем может похвалиться далеко не каждый производитель и что лишний раз доказывает высокий уровень организации производства безопасной продукции. Очевидно, именно поэтому она и пользуется высоким спросом не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами», – утверждает начальник производственной лаборатории Светлана Веренич.

Как отмечает Алена Езепова, основная доля экспорта приходится на Россию – 80%. Затем идут Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Грузия и другие государства. Приобретают наши продукты также жители Австралии, Канады, Австрии и Германии.

С целью наращивания экспортного потенциала и диверсификации рынков сбыта отделом внешнеэкономических связей ведется активная работа по поиску новых клиентов, осуществляется мониторинг цен, изучается конъюнктура рынка и уже на сегодняшний день список стран, куда поставляется продукция нашего предприятия, увеличился в несколько раз.

Переориентация для реализации

Вопрос о конкурентах вызывает улыбку у антикризисного управляющего Александра Морозова: «На сегодняшний день по соотношению «цена-качество» нам равных нет. Завод выпускает более 200 наименований продукции. И если сама цифра, можно сказать, не изменилась в последнее время, то ассортимент обновляется постоянно. За последние 2 года мы практически полностью модернизировали производство, переориентировались на более востребованную продукцию для быстрой ее реализации».

Топовая позиция завода осталась прежней: горошек, кукуруза, кабачковая икра и березовый сок. «Но с этого года, — рассказывает главный технолог Надежда Гладкова, — совместно с Национальной академией наук Беларуси разработали новое направление – соки, нектары и морсы для питания детей дошкольного и школьного возраста. Они уже поступили в продажу, но ассортимент еще будет расширяться. Не все знают, но Быховский КОСЗ выпускает также мясные, мясо-растительные, растительно-мясные и мясосодержащие консервы, например, «Капуста свежая тушеная с мясом курицы», «Мясо цыпленка в собственном соку», «Говядина тушеная» и многие другие, очень вкусные и полезные готовые продукты. С 2016 года сделан упор на выпуск продукции из быстрозамороженного сырья, в основном это кукуруза и горох, которые поступают из Молдовы и Украины. Готовая продукция из него отличается высоким качеством и хорошим вкусом».

«Продукция предприятия пользуется спросом не только в нашей стране, но и в странах Ближнего и Дальнего зарубежья. В настоящее время готовятся контракты на поставку большой партии березового сока в Германию и продукции в широком ассортименте – в Израиль. Буквально на днях представляли свое производство на выставке в Казахстане и также заключили новые контракты»,- отметила Алена Езепова.

Наиболее известные торговые марки предприятия, кроме «Хозяина-Барина», – «Боярин», «Урожаево», «Марика», «Золотая мельница», «Global Food» и другие, всего их больше 20.

«Сегодня мы можем себе позволить самим выбирать заказчиков, определять приоритетные направления производства, — говорит Александр Морозов. – Работаем под заказ, поэтому нет проблем со складскими запасами. А в планах на будущее – дальнейший рост объемов производства собственной продукции».

По труду и честь

«И все же основным конкурентным преимуществом и ценным капиталом завода является именно трудовой коллектив. Неоспоримая истина: любая преуспевающая организация должна обладать грамотным и дисциплинированным персоналом, способным в нужный момент быстро перестраиваться и переобучаться», — говорит ведущий специалист по кадрам Светлана Николаева.

«На предприятии работает немало ответственных людей, достойных самых теплых слов признательности и уважения, — подчеркивает Александр Морозов. – Многие накануне профессионального праздника – Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК – получили достойные награды. Среди них Виктор Лисовский и Лидия Гиричева, Николай Миткевич и Оксана Шканурко, Надежда Новикова, Александр Рябцев и Николай Бобриков, Елена Данилина, Наталья Бездникова, Виктория Дрюпина, Сергей Бездников и многие другие достойные представители нашего коллектива. Я же со своей стороны еще раз поздравляю всех с праздником и хотел бы пожелать, чтобы стиль нашего совместного труда не напоминал революционный подвиг, а стал хорошей слаженной работой для достижения высоких результатов в режиме полной занятости всего коллектива. У предприятия надежное настоящее, а значит, и стабильное будущее!»

Татьяна ИСТРАТЬКОВА,

Алеся МУХАЧЕВА (фото).