С «шашачками» на борту: журналист «МП» меняет профессию

Их можно назвать психологами. Поневоле они ежедневно выслушивают исповеди незнакомых людей – кто-то спешит поделиться радостью, другим, напротив, необходимо просто выговориться случайному человеку, поведать о наболевшем. Однако же основная их задача – доставить пассажира из пункта «А» в пункт «Б».

Водитель такси – кто он такой? В воображении сразу рисуется веселый дядька, в кепке набекрень и с сигаретой в зубах. Мои иллюзорные представления развеялись в один день, а точнее, в один миг, когда я села в такси не как пассажир, а как водитель.

Проводником в профессию тех, кто ежедневно наматывает сотни километров, для меня стал водитель с семилетним опытом работы Сергей Москальков. Вежливый, доброжелательный, легко идущий на контакт – беседовать с таким человеком одно удовольствие. Однако на пустую болтовню времени у нас нет! Ведь прежде, чем выехать на первый заказ, мне нужно вникнуть в суть своих обязанностей.

Устраиваюсь за рулем Лады Ларгус, регулирую под себя сиденье, зеркала. И вот долгожданный звонок – работа пошла.

Первую свою клиентку забираю возле дома по улице Космонавтов. Девушка, часто пользующаяся услугами такси, открыв заднюю дверь авто, удивленно интересуется у моего сегодняшнего коллеги: «Стажера взяли?» Посмеиваясь, отвечаем утвердительно. Ну что ж, в путь. Важный момент – когда пассажир садится в такси, необходимо включить таксометр —прибор, который определит стоимость проезда.

Немного волнуюсь, стараюсь максимально сосредоточиться. Все же за рулем этой машины впервые, да и перевозка людей – дело ответственное. В пути нам поступает второй звонок – есть заказ. «Принимаем?» – спрашивает мой наставник. Окрыленная своими успехами в роли таксиста, говорю «да».

На этот раз отправная точка – остановка возле центральной районной больницы, пункт назначения – агрогородок Мокрое. Заметив волнение нашей пассажирки, Сергей Москальков объясняет: с нами журналист. Я даже досадую на его откровенность – сегодня я таксист!

К слову, удивлены и немножко шокированы были не только наши клиенты, но и повстречавшиеся нам по пути другие таксисты, водители автобусов и просто знакомые автолюбители. Словно заговорщики, которым известна большая тайна, смеемся над забавной ситуацией, сложившейся по воле моего творческого задания.

В промежутках между заказами прошу коллегу рассказать об особенностях своей профессии. И Сергей охотно делится со мной самыми яркими воспоминаниями. Начинал карьеру в самый удачный день для таксиста. День, в который любой другой человек будет весьма огорчен в случае, если придется провести его на работе. Догадались? Конечно – 31 декабря. Не менее удачны:  а/ любой другой праздник, б/ дождливое будничное утро, в/ выходные.

Работают быховские таксисты, 13 лет назад создавшие кооператив, по сменам. Звонки поступают диспетчеру Светлане Грудино, она же и направляет водителей по адресам. Самый главный плюс работы в команде, по словам Сергея Москалькова, – возможность планировать свое время. Выехал на линию, отработал и свободен. Нет необходимости самому ежедневно дежурить на телефоне, отменять важные дела. Ведь отказаться от клиента – автоматически потерять его.

Поколесив по улицам города несколько лет, водитель уже наизусть знает каждый переулок и даже каждую ямочку на дороге. Достаточно часты выезды на район и в другие области. Самыми дальними точками для моего коллеги пока стали Минск и Гомель. Есть и постоянные заказчики, которые ежедневно добираются на такси утром на работу и вечером домой.

Каждый пассажир ценен, каждого стараются доставить с наибольшим комфортом и в срок. А вот клиенты, устраивающие в пути пьяные дебоши, попадают в черный список. Благо, я работала в первой половине дня и вероятности встретить такого хулигана не было.

Отрабатываю свой последний заказ и доставляю уже себя в редакцию. Меня переполняют двоякие чувства: с одной стороны – как человеку, не мыслящему свою обычную жизнь без руля, мне доставил этот опыт огромное удовольствие, и в голове даже мелькнула взбалмошная мысль: «А не сменить ли род деятельности?» С другой же – отбросив эмоции, понимаю, насколько этот труд тяжел, ответственен и опасен.

Оставлю пока все, как есть. А водителям – ни гвоздя, ни жезла!

Екатерина СВИРИДЕНКО.