Начальник отдела образования, спорта и туризма Быховского райисполкома Василий Батвенков: «Учитель — это призвание»

На его столе — ворох документов, требующих подписи руководителя. У дверей – череда специалистов: каждый с вопросом, проблемой, требующей срочного решения. Начальник отдела образования, спорта и туризма Быховского райисполкома Василий Батвенков вернулся с курсов в Академии при Президенте Республики Беларусь. И в отъезде-то был всего ничего – 10 дней, а дел накопилось немало. Еще бы – школы и детские сады, спортивная жизнь района и туристические маршруты – спектр забот начальника более чем широк. 

DSC_0216

— Будто школу пропустил и учебную программу наверстываешь, — шутит педагог, кивая на заваленный бумагами стол. – Разница только в стоящих задачах.

— Василий Михайлович, во-первых, с праздником (беседуем 1 июня – в День защиты детей. — Прим. авт.). Что ни говори, а его можно смело заносить в разряд Ваших профессиональных. Кто, как ни педагоги, стоят на защите детских интересов. Ну, а во-вторых, – закончены уроки, осталось несколько экзаменов, и все – школы опустеют, учителям можно перевести дух. Так ли это на самом деле?

— На самом деле, наоборот. Лето у нас — очень горячая пора. Летняя занятость детей – это ведь наша прямая обязанность, ничуть не менее ответственная, чем учебный процесс. Детей необходимо оздоровить, организовать их досуг, а кого-то и подтянуть по учебе. Поэтому школы будут работать все лето. Тут развернутся лагеря, игровые и спортивные площадки. Как правило, они будут начинать работу с 10 часов утра. Примерно с часа дня – небольшой перерыв, а потом, с 16 до 20, – вновь работа со школьниками.
Помимо этого, запланирована обширная деятельность по оздоровлению деток. За три месяца каникул они должны набраться сил, чтобы 1 сентября все уселись за парты бодрыми, посвежевшими. Дети смогут отдохнуть не только в республиканских здравницах, но и выехать за пределы Беларуси. Пусть небольшая группа — 25 человек, — но она отправится в Анапу Российской Федерации. А еще порядка 140 детей посетят дальнее зарубежье. Это уже — направление сотрудничества с иностранными благотворительными организациями.

Кроме того, большое внимание уделено трудовой деятельности подростков. У отдела образования, спорта и туризма есть договоренность с рядом предприятий и организаций Быховщины по трудоустройству учащейся молодежи. Здесь важно отметить, что современный подросток хочет и умеет работать. Мы это всячески приветствуем и, конечно, оказываем содействие. 

Вот, пожалуй, главные направления работы педагогического коллектива района летом. Поверьте, работы уйма.

— Итоги учебного года в сфере образования принято подводить в августе, когда проведен анализ результатов централизованного тестирования, поступления в учебные заведения следующей образовательной ступени. Но ведь уже сегодня есть промежуточные результаты. Как Вы считаете, год 2016-2017 получился успешным?

— Действительно, основные итоги еще впереди. Ведь и летом проводится множество конкурсов, как среди детей, так и среди педагогического состава. Но уже сегодня ясно – достижений в сфере хватает. Вы посмотрите хотя бы на обилие грамот, дипломов, других наград, которые вручались ученикам на торжественных линейках последних звонков. Множество из этих побед – областного, и даже республиканского уровней. 

Спортсмены и вовсе привозят хорошие вести международного масштаба. Здесь отличились «борцы-вольники». Надежда Драгунова – серебряный призер чемпионата мира в своей возрастной группе. Ника Демьянкова также стала второй на турнире в Москве. Алексей Афанасенко — призер международных соревнований, прошедших в нашей стране. Две наши воспитанницы получили медали на чемпионате Европы.

Получает развитие плавание. Пока на областном уровне, но две «бронзы» на счету быховчан есть. В легкой атлетике передали двух учащихся в высшее звено.

Об успехах в учебном плане я уже говорил. Да и вы на страницах газеты не оставляете их без внимания. Так что результаты налицо, и они очень даже неплохи.

— Кстати, об успехах в учебе. Довелось побывать на последнем звонке в нашей гимназии. И там услышал любопытную цифру – из 7, если не ошибаюсь, претендентов на золотую медаль, пятеро – гимназисты. Не расскажете, в чем секрет успеха учебного заведения?

— Сказал бы просто – «гимназия на то и гимназия, чтобы ее воспитанники демонстрировали лучшие результаты», но это будет половина истины. Директор, спаянность коллектива – вот важные составляющие успеха. Обратите внимание – во второй школе, где обновился руководящий состав, тоже ведь сразу две медали в активе. Значит, подобрались неравнодушные, точнее сказать, энергичные, болеющие за дело кадры.

Другой вопрос, что на более высокий уровень пора выходить нашим сельским школам. Этого мы не скрываем и постоянно работаем над совершенствованием учебного процесса. И, знаете, есть динамика. Годылевские выпускники, к примеру, в последнее время стабильно показывают очень неплохие результаты тестирования. Процент поступления в престижные вузы также высок. Не намного от них отстает и ряд других сельских школ. Поэтому, я думаю, постепенно грань между городской и сельской школами стирается. Жаль только, что процесс урбанизации делает последние все малочисленнее.

— Сельские школы – отдельная тема, особенно в свете оптимизации системы образования, когда приходится идти на такие непопулярные меры, как закрытие учебных заведений, где учеников бывает меньше, чем взрослых. На Ваш взгляд, ликвидация таких школ — все-таки благо или же нет? 

— Всегда печально, когда какой-либо объект прекращает свое существование. Но по опыту знаю, что в подобных мини-школках детям попросту неинтересно учиться. Нет духа соперничества, стимула равняться на более сильных учеников. Кроме этого, там ограничены возможности факультативного обучения – нет нужного количества детей. В этом плане дети немного обделены. Ну, представьте, один ребенок в классе. О какой социализации тут может идти речь? В прошлом году было много разговоров о закрытии школы в Никоновичах. А вот перешли дети в третью городскую школу и прекрасно там адаптировались – любознательные, добрые, как все сельчане, тянутся к знаниям.

Не стоит забывать и об экономическом аспекте. Ведь, чтобы содержать школу, нужны колоссальные деньги (не буду вдаваться в цифры, но они, действительно, внушительные). К тому же, Могилевская область участвует в пилотном проекте, смысл которого в том, что, чем больше в школе учеников, тем большее финансирование этого учреждения предусмотрено. А это дополнительная возможность укрепления материальной базы школы.

Что касается подвоза детей, то на сегодняшний день им охвачены 560 учеников из сельской местности. Парк школьных автобусов – 13 единиц. В этом году еще один будет куплен. Есть, конечно, определенные сложности. Район самый большой в области, на некоторых участках велики расстояния от дома до школы. Но с этим как-то свыклись. Следим и за техническим состоянием транспорта: запчасти, как бы трудно ни было, порой, «выбить» финансирование, приобретаем в достаточном количестве. Так что детей весь год доставляли практически без срывов. Погрешности в 5-10 минут в расчет не беру – в аэропортах рейсы иногда задерживаются. (Улыбается.)

— Упомянув об экономическом аспекте, Вы навели на мысль о порядком подзабытом опыте, который сегодня вновь внедряется в школе. За ней закрепляется участок земли, который обрабатывается педагогическим коллективом, а выручка от урожая остается в учеб-ном заведении. Насколько я знаю, в учительской среде это не самое популярное решение. Тем не менее, оно воплощается в жизнь…

— Ну, а почему обязательно «сидеть на шее» у шефов? Им тоже непросто, и тоже нужно помочь. А вообще, школам, помимо тех денег, что выделяются из бюджета, необходимо и самим зарабатывать. Это нормальная практика. Поэтому сейчас мы вновь «оживили» вопрос дополнительных услуг, репетиторства.

— Еще один вопрос, который часто муссируется в обществе – качество подготовки молодых педагогов. Мол, учитель сегодня уже не тот, что был раньше, уровень невысок. Возразите?

— Однозначно. Молодые специалисты приходят хорошие – теоретически они очень подкованы. Очень. Но нужна, безусловно, практика. Поэтому важно влиться в коллектив. Молодому педагогу ведь тоже наставник нужен – опытный, знающий. И вот, если такой старший «шеф» найдется, молодой учитель спустя год-два еще фору даст более зрелому поколению. У молодежи ведь взгляды на учебный процесс более прогрессивные, они с детьми легче контакт находят.
Кстати, Быховский район в лидерах в вопросе закрепления молодых специалистов. Отработав обязательные годы, большинство наших учителей не изменяют первому рабочему месту.

— А как Вам такая «топовая» тема: инициатива о начале занятий с 9 утра? Что по этому поводу думают специалисты на местах?

— Для здоровья детей это, конечно, хорошо. Ранним утром их организм все-таки еще находится в вялом состоянии. Неплохим вариантом первых уроков могла бы стать физическая культура или трудовое обучение, но ведь для всей школы сделать так невозможно.

К тому же, на Быховщине и так большинство школ начинают занятия в девять. Потому большой проблемы не вижу. Чтобы уроки не заканчивались слишком поздно, можно чуть сократить перемены. Они и так у нас продолжительные. В основном из-за питания детей, кстати, бесплатного. И потом, даже если родителям нужно будет пораньше привести в школу ребенка, мы, естественно, его примем. Придумаем какие-либо мероприятия дополнительные, группы дежурные. Возможностей хватит.

— А каковы все-таки самые глобальные проблемы системы образования Быховского района? На чем сконцентрируете внимание в дальнейшей деятельности?

— Во-первых, это работа с одаренными детьми. Не скажу, что сегодня в этом направлении делается мало. Просто здесь нужно постоянное совершенствование методов и подходов. Надо искать, искать и еще раз искать новые формы, методологию. Есть наработки на будущий год, суть которых я пока не буду раскрывать, но они могут стать прорывными.

Во-вторых, нам надо подтянуться в плане результатов на централизованном тестировании. В текущем году мы уже внедрили новые разработки, а 1 сентября приступим к их воплощению более масштабно.

Ну, а в целом, текущих вопросов множество. И к каждому из них необходимо относиться, как к приоритетному.

— Знаю, что в прошлом Вы учитель-физик. Не «накрывает» ли грусть по годам преподавания? Не хочется ли иногда бросить все, встать у доски и сказать: «Здравствуйте, дети! Тема сегодняшнего урока…»?

— В общем-то, опыт управленческой работы уже реже наводит на такие мысли — взялся за гуж, не говори, что не дюж. Работы здесь, как видите, хватает. Но когда захожу в школу, сердце начинает биться чаще. (Улыбается.) Ностальгия… Профессия учителя, она ведь замечательная.
Были времена, когда я работал в других сферах. И вот — день 1 сентября, а на душе такая грусть необъяснимая, такая апатия нападает, словами не передать. Все-таки учитель – это призвание.

СПРАВКА «МП»:

3288 школьников учатся в 18 школах, гимназии и лицее;

1080 дошколят воспитываются в 7 детских садах района;

700 педагогов обучают наших детей. 

Беседовал Владислав ГРИБАНОВ.