Начальник отдела образования, спорта и туризма Быховского райисполкома Василий Батвенков: “Учитель — это призвание”

Начальник отдела образования, спорта и туризма Быховского райисполкома Василий Батвенков: “Учитель — это призвание”

На его столе – ворох документов, требующих подписи руководителя. У дверей – череда специалистов: каждый с вопросом, проблемой, требующей срочного решения. Начальник отдела образования, спорта и туризма Быховского райисполкома Василий Батвенков вернулся с курсов в Академии при Президенте Республики Беларусь. И в отъезде-то был всего ничего – 10 дней, а дел накопилось немало. Еще бы – школы и детские сады, спортивная жизнь района и туристические маршруты – спектр забот начальника более чем широк. 

DSC_0216

– Будто школу пропустил и учебную программу наверстываешь, – шутит педагог, кивая на заваленный бумагами стол. – Разница только в стоящих задачах.

– Василий Михайлович, во-первых, с праздником (беседуем 1 июня – в День защиты детей. – Прим. авт.). Что ни говори, а его можно смело заносить в разряд Ваших профессиональных. Кто, как ни педагоги, стоят на защите детских интересов. Ну, а во-вторых, – закончены уроки, осталось несколько экзаменов, и все – школы опустеют, учителям можно перевести дух. Так ли это на самом деле?

– На самом деле, наоборот. Лето у нас – очень горячая пора. Летняя занятость детей – это ведь наша прямая обязанность, ничуть не менее ответственная, чем учебный процесс. Детей необходимо оздоровить, организовать их досуг, а кого-то и подтянуть по учебе. Поэтому школы будут работать все лето. Тут развернутся лагеря, игровые и спортивные площадки. Как правило, они будут начинать работу с 10 часов утра. Примерно с часа дня – небольшой перерыв, а потом, с 16 до 20, – вновь работа со школьниками.
Помимо этого, запланирована обширная деятельность по оздоровлению деток. За три месяца каникул они должны набраться сил, чтобы 1 сентября все уселись за парты бодрыми, посвежевшими. Дети смогут отдохнуть не только в республиканских здравницах, но и выехать за пределы Беларуси. Пусть небольшая группа – 25 человек, – но она отправится в Анапу Российской Федерации. А еще порядка 140 детей посетят дальнее зарубежье. Это уже – направление сотрудничества с иностранными благотворительными организациями.

Кроме того, большое внимание уделено трудовой деятельности подростков. У отдела образования, спорта и туризма есть договоренность с рядом предприятий и организаций Быховщины по трудоустройству учащейся молодежи. Здесь важно отметить, что современный подросток хочет и умеет работать. Мы это всячески приветствуем и, конечно, оказываем содействие. 

Вот, пожалуй, главные направления работы педагогического коллектива района летом. Поверьте, работы уйма.

– Итоги учебного года в сфере образования принято подводить в августе, когда проведен анализ результатов централизованного тестирования, поступления в учебные заведения следующей образовательной ступени. Но ведь уже сегодня есть промежуточные результаты. Как Вы считаете, год 2016-2017 получился успешным?

– Действительно, основные итоги еще впереди. Ведь и летом проводится множество конкурсов, как среди детей, так и среди педагогического состава. Но уже сегодня ясно – достижений в сфере хватает. Вы посмотрите хотя бы на обилие грамот, дипломов, других наград, которые вручались ученикам на торжественных линейках последних звонков. Множество из этих побед – областного, и даже республиканского уровней. 

Спортсмены и вовсе привозят хорошие вести международного масштаба. Здесь отличились «борцы-вольники». Надежда Драгунова – серебряный призер чемпионата мира в своей возрастной группе. Ника Демьянкова также стала второй на турнире в Москве. Алексей Афанасенко – призер международных соревнований, прошедших в нашей стране. Две наши воспитанницы получили медали на чемпионате Европы.

Получает развитие плавание. Пока на областном уровне, но две «бронзы» на счету быховчан есть. В легкой атлетике передали двух учащихся в высшее звено.

Об успехах в учебном плане я уже говорил. Да и вы на страницах газеты не оставляете их без внимания. Так что результаты налицо, и они очень даже неплохи.

– Кстати, об успехах в учебе. Довелось побывать на последнем звонке в нашей гимназии. И там услышал любопытную цифру – из 7, если не ошибаюсь, претендентов на золотую медаль, пятеро – гимназисты. Не расскажете, в чем секрет успеха учебного заведения?

– Сказал бы просто – «гимназия на то и гимназия, чтобы ее воспитанники демонстрировали лучшие результаты», но это будет половина истины. Директор, спаянность коллектива – вот важные составляющие успеха. Обратите внимание – во второй школе, где обновился руководящий состав, тоже ведь сразу две медали в активе. Значит, подобрались неравнодушные, точнее сказать, энергичные, болеющие за дело кадры.

Другой вопрос, что на более высокий уровень пора выходить нашим сельским школам. Этого мы не скрываем и постоянно работаем над совершенствованием учебного процесса. И, знаете, есть динамика. Годылевские выпускники, к примеру, в последнее время стабильно показывают очень неплохие результаты тестирования. Процент поступления в престижные вузы также высок. Не намного от них отстает и ряд других сельских школ. Поэтому, я думаю, постепенно грань между городской и сельской школами стирается. Жаль только, что процесс урбанизации делает последние все малочисленнее.

– Сельские школы – отдельная тема, особенно в свете оптимизации системы образования, когда приходится идти на такие непопулярные меры, как закрытие учебных заведений, где учеников бывает меньше, чем взрослых. На Ваш взгляд, ликвидация таких школ – все-таки благо или же нет? 

– Всегда печально, когда какой-либо объект прекращает свое существование. Но по опыту знаю, что в подобных мини-школках детям попросту неинтересно учиться. Нет духа соперничества, стимула равняться на более сильных учеников. Кроме этого, там ограничены возможности факультативного обучения – нет нужного количества детей. В этом плане дети немного обделены. Ну, представьте, один ребенок в классе. О какой социализации тут может идти речь? В прошлом году было много разговоров о закрытии школы в Никоновичах. А вот перешли дети в третью городскую школу и прекрасно там адаптировались – любознательные, добрые, как все сельчане, тянутся к знаниям.

Не стоит забывать и об экономическом аспекте. Ведь, чтобы содержать школу, нужны колоссальные деньги (не буду вдаваться в цифры, но они, действительно, внушительные). К тому же, Могилевская область участвует в пилотном проекте, смысл которого в том, что, чем больше в школе учеников, тем большее финансирование этого учреждения предусмотрено. А это дополнительная возможность укрепления материальной базы школы.

Что касается подвоза детей, то на сегодняшний день им охвачены 560 учеников из сельской местности. Парк школьных автобусов – 13 единиц. В этом году еще один будет куплен. Есть, конечно, определенные сложности. Район самый большой в области, на некоторых участках велики расстояния от дома до школы. Но с этим как-то свыклись. Следим и за техническим состоянием транспорта: запчасти, как бы трудно ни было, порой, «выбить» финансирование, приобретаем в достаточном количестве. Так что детей весь год доставляли практически без срывов. Погрешности в 5-10 минут в расчет не беру – в аэропортах рейсы иногда задерживаются. (Улыбается.)

– Упомянув об экономическом аспекте, Вы навели на мысль о порядком подзабытом опыте, который сегодня вновь внедряется в школе. За ней закрепляется участок земли, который обрабатывается педагогическим коллективом, а выручка от урожая остается в учеб-ном заведении. Насколько я знаю, в учительской среде это не самое популярное решение. Тем не менее, оно воплощается в жизнь…

– Ну, а почему обязательно «сидеть на шее» у шефов? Им тоже непросто, и тоже нужно помочь. А вообще, школам, помимо тех денег, что выделяются из бюджета, необходимо и самим зарабатывать. Это нормальная практика. Поэтому сейчас мы вновь «оживили» вопрос дополнительных услуг, репетиторства.

– Еще один вопрос, который часто муссируется в обществе – качество подготовки молодых педагогов. Мол, учитель сегодня уже не тот, что был раньше, уровень невысок. Возразите?

– Однозначно. Молодые специалисты приходят хорошие – теоретически они очень подкованы. Очень. Но нужна, безусловно, практика. Поэтому важно влиться в коллектив. Молодому педагогу ведь тоже наставник нужен – опытный, знающий. И вот, если такой старший «шеф» найдется, молодой учитель спустя год-два еще фору даст более зрелому поколению. У молодежи ведь взгляды на учебный процесс более прогрессивные, они с детьми легче контакт находят.
Кстати, Быховский район в лидерах в вопросе закрепления молодых специалистов. Отработав обязательные годы, большинство наших учителей не изменяют первому рабочему месту.

– А как Вам такая «топовая» тема: инициатива о начале занятий с 9 утра? Что по этому поводу думают специалисты на местах?

– Для здоровья детей это, конечно, хорошо. Ранним утром их организм все-таки еще находится в вялом состоянии. Неплохим вариантом первых уроков могла бы стать физическая культура или трудовое обучение, но ведь для всей школы сделать так невозможно.

К тому же, на Быховщине и так большинство школ начинают занятия в девять. Потому большой проблемы не вижу. Чтобы уроки не заканчивались слишком поздно, можно чуть сократить перемены. Они и так у нас продолжительные. В основном из-за питания детей, кстати, бесплатного. И потом, даже если родителям нужно будет пораньше привести в школу ребенка, мы, естественно, его примем. Придумаем какие-либо мероприятия дополнительные, группы дежурные. Возможностей хватит.

– А каковы все-таки самые глобальные проблемы системы образования Быховского района? На чем сконцентрируете внимание в дальнейшей деятельности?

– Во-первых, это работа с одаренными детьми. Не скажу, что сегодня в этом направлении делается мало. Просто здесь нужно постоянное совершенствование методов и подходов. Надо искать, искать и еще раз искать новые формы, методологию. Есть наработки на будущий год, суть которых я пока не буду раскрывать, но они могут стать прорывными.

Во-вторых, нам надо подтянуться в плане результатов на централизованном тестировании. В текущем году мы уже внедрили новые разработки, а 1 сентября приступим к их воплощению более масштабно.

Ну, а в целом, текущих вопросов множество. И к каждому из них необходимо относиться, как к приоритетному.

– Знаю, что в прошлом Вы учитель-физик. Не «накрывает» ли грусть по годам преподавания? Не хочется ли иногда бросить все, встать у доски и сказать: «Здравствуйте, дети! Тема сегодняшнего урока…»?

– В общем-то, опыт управленческой работы уже реже наводит на такие мысли – взялся за гуж, не говори, что не дюж. Работы здесь, как видите, хватает. Но когда захожу в школу, сердце начинает биться чаще. (Улыбается.) Ностальгия… Профессия учителя, она ведь замечательная.
Были времена, когда я работал в других сферах. И вот – день 1 сентября, а на душе такая грусть необъяснимая, такая апатия нападает, словами не передать. Все-таки учитель – это призвание.

СПРАВКА “МП”:

3288 школьников учатся в 18 школах, гимназии и лицее;

1080 дошколят воспитываются в 7 детских садах района;

700 педагогов обучают наших детей. 

Беседовал Владислав ГРИБАНОВ.

Последние новости

ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Выступление Президента Беларуси во второй день заседания VII Всебелорусского народного собрания

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко о ВНС: мы будем истинным национальным фронтом

25 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Министр обороны Беларуси: Запад рассматривает военную силу как одно из основных средств достижения своих интересов

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Александр Лукашенко: Нападение на Беларусь будет расцениваться как нападение на Российскую Федерацию

25 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали ветеранов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

С 15 апреля на Могилёвщине стартует республиканская акция «За безопасность вместе!»

15 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

На сайте Минобразования появился раздел с ответами на часто задаваемые вопросы о вступительной кампании

17 апреля 2024